Мы продолжаем беседу с Ильёй Хандриковым.
- Илья Николаевич, Вы остановились на том, что, возродив предпринимательство, власти постсоветской России создали институты подавления гражданской и предпринимательской инициативы.
На круглом столе 6 лет назад профессор НИУ ВШЭ Юлий Нисневич сформулировал проблему отношений бизнеса и власти в России так: «Говоря о целях, идеалах и правилах бизнеса, нужно помнить: мы можем сформулировать самые лучшие правила, но при такой государственной политике никто в них не поверит и не будет им следовать. В этом-то сегодня и возникает самая большая проблема. Как в тех условиях, которые есть, которые создают государственные органы, следовать тем нормам и правилам, которые отличают честный бизнес».
Но, будем честными, отношения бизнеса и власти в разных странах различны и не везде идеальны.
- Исследователи говорят о различиях в этих взаимоотношениях в разных странах: «В США и Англии доминирует бизнес. Во Франции и Германии – равновесие бизнеса и власти. Австралия и Новая Зеландия – общество играет огромную роль - все методы контроля за государством приходят оттуда (например, оценка регулирующего воздействия (ОРВ). В Скандинавии бизнес лавирует между обществом и государством (социал-демократия). В России власть доминирует» - считает Александр Аузан.
Результатом доминирования власти стал фактический отказ от института частной собственности, увод гигантских активов за границу крупным бизнесом, существенное вымирание малого и среднего бизнеса и массовый рост теневого предпринимательства (более 30% работоспособного населения). А так же структурный кризис, многолетнее падение покупательской способности граждан, постоянно увеличивающийся рост налоговой нагрузки.
«Современные этические установки бизнес-деятельности в России сформировались под влиянием двух ключевых идеологических парадигм. Первая из них связана с распространением идей правового нигилизма в деловой среде, которые предполагают рассмотрение законодательных норм как барьера на пути осуществления экономической активности. Успех в игнорировании норм закона - один из способов для повышения статуса индивида в бизнес-сообществе, при чем роль таких качественных характеристик, как положительный имидж и позитивная репутация, недооценена, не обнаруживается прямая их связь ростом доходов фирмы. Для сторонников этого подхода к ведению бизнеса характерна ситуационная, но не правовая реакция на внешнее воздействие, отношение как к противодействующим структурам к государственным органам, а взаимодействие с ними следует минимизировать. Вторая догма российского бизнеса связана со взглядом на бизнес-слой как на ведущую силу в развитии экономики страны,
отличительная характеристика которой - проявление частной инициативы, нуждающейся со стороны общества и государственных органов в существенной поддержке. При этом подходе определяется актуальность осмысления теоретических проблем, связанных с развитием российского бизнеса и нравственной реабилитации его в глазах общественности. В связи с этим актуализируются проблемы изучения и адаптации в условиях России зарубежного опыта управления бизнесом. Как отмечают ряд исследователей, сформировавшаяся бизнес-культура большинства компаний в России характеризуется отсутствием четкости в формулировке миссии организации, что приводит к возникновению конфликтов на основе несогласованности ценностных установок и конкретных управленческих технологий. Специфично для отечественной бизнес-практики и понимание сущности делового контракта, который заключается с сотрудником и рассматривается как соглашение, имеющее лишь формальный характер, отражающее только общие принципы взаимоотношения с руководством»,- пишет один из экспертов.
Существенное влияние на предпринимательские нормы и правила оказал массовый захват силовиками и чиновниками независимых предпринимательских структур. Трудно оценить масштаб захватов, но по приблизительным оценкам, большая часть НЕЗАВИСИМЫХ предпринимательских объектов таковыми не являются, хотя номинально принадлежат названным хозяевам. За примером далеко ходить не понадобилось - 1 августа «КоммерсантЪ» опубликовал статью «Борцы с коррупцией неудачно встроились в рынок» https://www.kommersant.ru/doc/3701691
В 80-е годы прошлого столетия в западных государствах бизнес стал активно внедрять этические нормы и правила, корпоративные стандарты. Таким образом, они попали и на российскую почву, однако реализуются подобные проекты в наших компаниях лишь формально. Что касается попытки бизнеса стать партнером власти, то в нынешних реалиях подобное просто невозможно. Исключениями являются механизмы ручного управления в отдельных регионах и секторах и использование механизма так называемых «костылей», например, в обеспечении развития агрохолдингов. Полученное «благословение» властей такие структуры используют на местах не менее эффективно, чем бандиты в 90-е. Вот такая этика.
Как уже говорилось, мощнейшее давление на бизнес ведет к массовому отказу граждан иметь какие-либо отношения с государством, на что государство пытается ещё больше ужесточить условия (последние предложения законодателей увеличить на порядок штрафы за незаконное предпринимательство). В подобных условиях выживания этические нормы и ценности существуют по остаточному принципу. Государство загоняет бизнес и граждан в тупик, из которого выхода просто не видно.
- А что же общественные организации, представляющие интересы бизнеса?
- Что касается общественных структур бизнеса, то они имеют право совещательного голоса, практически никогда не посягая на права патрона, ведь так трудно завоевать доверие власти и так легко потерять прекрасную возможность получать многочисленные гранты и другую поддержку. При этом некоторые давно сформированные общественные структуры бизнеса (МАП) отмечают последнее время полное игнорирование местными властями (Москва) попыток конструктивного взаимодействия.
За последние годы за счет выделения государством огромных ресурсов, произошел существенный рывок в создании различных институтов развития предпринимательства и механизмов контроля за властью. Но в реальности всё созданное является мертворожденным (симулякрами). Например, не может система ОРВ, привезенная в
Россию из стран, где сильное гражданское общество осуществляет эффективный контроль за демократическим государством, тягаться с нашим авторитаризмом.
Тем не менее, положительным примером этического бизнеса могут являться попытки православных предпринимателей, опирающихся на Христовы заповеди, а так же внедрение культуры мусульманского банкинга (не использующего механизма спекуляций).
- Знаете, Илья Николаевич, на том самом круглом столе шестилетней давности выступал человек, посмотревший на идеи «цивилизованного бизнеса» с другой стороны: как к ним относится сам бизнес (в значительной своей части). Он даже выступил с этими идеями на некоей конференции, о чём и рассказал на круглом столе. И что самое замечательно – фамилия этого человека была Хандриков:
Мне хотелось обратить внимание на то, что в 94-м году я поступил в один находившийся в России немецкий институт, где заведующим кафедрой был профессор Попов, специалист по мировой экономике, преподававший в свое время в Сорбонне. Его лекция о предпринимательской этике и морали, о колоссальной ответственности руководителя, о тех проблемах, которые возникают у людей, готовых вести цивилизованный бизнес. Это – и потеря прибыли, и многие другие проблемы. Но люди, стремящиеся работать с пользой для сотрудников своего предприятия, выпускать качественный продукт, делать что-то для района, города, страны, а это многим предпринимателям понятно. И что очень понравилось мне – отношение к бизнесу как к искусству.
Тогда, в 94-м году, восприняв эти идеи, я предложил префектуре Северо-Восточного округа создать общественную структуру: «За цивилизованный бизнес». И главные принципы этой структуры были таковы: нормативные отношения с государством – добросовестная уплата налогов, отсутствие контактов с теневыми структурами, что тогда было очень популярно. Третьим принципом было: продвижение товаров и услуг или получение каких-то льгот (кредитов, помещений, заказов и т.д.) без «стимулирования» должностных лиц, отвечающих за эти вопросы. Четвертым была забота о качестве своих товаров и услуг, выпуске конкурентоспособной продукции, соблюдении прав потребителей. И последнее – забота об имидже своей фирмы, своем авторитете.
Хочу сказать, что и сегодня я мало бы что добавил к этому и точно ничего бы не зачеркнул.
А тогда я выступил с этим предложением на конференции, где присутствовали практически все предприниматели и все чиновники округа. И было хорошо уже то, что мне не свистели. Как говорится, повезло, что унес ноги: в период первичного накопления капитала говорить о какой-то идиотской морали и этике, когда суть предпринимательства – это максимальная прибыль и больше ничего. Вот та реакция, которая была на мои предложения. И сегодня я это оцениваю нормально.
Сегодня Вам есть, что к этому добавить?
- Замечательный вопрос! Вы прекрасно знаете, что всё это я описал семь лет назад в книге http://rykovodstvo.ru/exspl/28111/index.html., причем авторским названием было «Записки предпринимателя-идеалиста 1976-2011 годы». Я действительно считаю себя предпринимателем-идеалистом, таким уж родился. Недавно один изотерик, посмотрев на меня сказал, что я человек индиго и пришел на этот свет помогать людям меняться. Вот в этом я пока не преуспел… Несколько дней назад у меня были именины. Мой святой, Илия, был очень жестким, но справедливым человеком. Наверное, это тоже есть в характере.
Многие люди думают, что можно безболезненно нарушать Правила, однако это не так. Последнее время наблюдаю за одним не чужим мне человеком (предпринимателем), который дважды за полгода ездил отдыхать за границу и дважды у него случались серьезные проблемы. Перед поездками говорил ему, что всегда отправляясь на отдых, стараюсь урегулировать свои обязательства (в первую очередь, моральные), чтобы гарантированно отдохнуть. Иногда лучше совсем не ехать, если не были исправлены нарушения. Это в полной мере относится к предпринимательству!
Хочу пожелать всем, кто прочтет этот интервью: постарайтесь в бизнесе и в жизни жить по совести, делать людям так, как хотели бы получать от них. Не бойтесь потерять. Ведь приобретете значительно больше! Даже в условиях полукриминального государства. Моё личное богатство измеряется не деньгами, и оно огромно!
Беседовал Владимир Володин