Сейчас широко обсуждаются меры, которые надлежит принять правительству для исполнения майского (этого года) указа Владимира Путина. Высказываются самые разные мнения и самые разные предложения.
С просьбой прокомментировать эту ситуацию мы обратилис к Юрию Вячеславовичу Симачеву.
- Юрий Вячеславович, у нас есть новый майский указ президента и громадное количество откликов на него. Все объясняют, как мы будем его выполнять.
Вот вполне лояльный к власти журналист пишет у себя в Фейсбуке:
«Если коротко, то будет принято положительное решение:
-о повышении пенсионного возраста;
-о повышении НДС и отмене льготного налога;
-об обязательных платежах самозанатых в соцфонды;
-о сокращении финансирования социальных учреждений (например, библиотек);
-о росте энерготарифов для физических и юридических лиц;
-и т.д.
Рост, повышение, отмена льгот - это вехи, которые и будут характеризовать вторую половину 2018 года».
Даже странно это читать: майский указ ведь за всё хорошее и против всего плохого. А тут – даже не оппозиционер, а вполне благонамеренный гражданин пишет такие вещи.
Мнения же многих других экспертов зачастую упирается в 8 триллионов рублей, необходимых для выполнения указа. А поскольку при нашем воровстве этой суммы тоже может не хватить, все должны затянуть пояса, причём сильно затянуть.
Может быть, у Вас совсем иное мнение?
- Мне кажется, что сейчас идёт в большей степени некоторое тестирование возможных подходов или возможных взглядов на то, что делать дальше. Но пока нет оценки этих подходов как высшим политическим руководством, так и общественностью.
Это связано с тем, что предлагаются очень разные вещи. И нельзя сказать, что есть какие-то твёрдые и стратегически выверенные решения. Каждый представитель правительства, исходя из своего понимания, что правильно, а что неправильно, пытается, сделать своё предложение. Пока ещё никакой определённой и чёткой конфигурации не сложилось, все пытаются представить в общественном пространстве свои логические выкладки. И посмотреть, какова будет реакция как со стороны коллег, так и со стороны руководителей.
В этом плане есть ощущение такого броуновского движения. Но так уж происходит: нельзя через целевые показатели определить путь. Более того, это было бы неправильно: как раз задача – установив достаточно амбициозные целевые показатели, дать возможность найти некую достаточно эффективную стратегию. Но то, что происходит сейчас, когда каждый по отдельности ищет путь в рамках этой стратегии, это тогда – не стратегия. Это, повторюсь, - очень хаотичное движение в направлении будущего. Никакой целостной логики пока нет, происходит тестирование некоторых возможных инициатив.
- А как оценить те или иные инициативы? Например, сейчас очень много говорят о налогах.
- По большому счёту, если мы возьмём изменения в налоговой политике, то я просто не понимаю, почему Минфин относится так жестко к вопросу о налогах на доход для физических лиц. Разумеется, очевидно, что у нас очень сильное налоговое бремя приходится на компании и в меньшей степени на физических лиц. Понятно, что потом это перераспределяется, но, если человек активно участвует, в том числе, в выполнении бюджета, он и спрос предъявляет соответствующий к тому, что происходит вокруг. Он понимает, что это и из его средств идёт финансирование, и это – нормальная логика.
Уже не один год идут споры об отмене плоской шкалы налогообложения физических лиц. Сейчас это технологически проще. Да, был период, когда гораздо легче было работать с плоской шкалой. Но сейчас это технически возможно. Для тех, кто имеет минимальные доходы, нужно резко снижать налог, а, может быть, просто его не брать. Или брать, но очень маленький.
Есть люди, относящиеся к среднему классу и имеющие большие доходы, чем категория граждан, о которой мы говорили. Понятно, что в данном случае и налог может быть больше. И лично у меня есть ощущение, что люди к этому готовы: у них тоже есть представление о социальной справедливости.
Конечно, не надо слишком сильно задирать налог на богатых – это будет приводить к бегству в тень и за рубеж. Но в целом налог на доходы физических лиц у нас вполне приемлемый.
А эта игра, когда бизнесу сначала сокращают налог на добавленную стоимость, потом его на ту же величину повышают – это, конечно, странный подход. Тем более, что будет болезненное решение, связанное с отменой льготных ставок НДС. Со всем этим надо тщательно разбираться, поскольку будет много разнообразных и непростых последствий.
И это – только одно из направлений, где, мне кажется отнюдь не очевидными те решения, которые сейчас предлагаются. Здесь действует простая логика: а что можно прямо сейчас получить? Сразу и быстро. Да, понятно, что НДС платится – берём его, меняем и сразу получаем другой объём доходов. Прекрасно!
Исходя из таких мыслей, можно и показать, причём очень легко, гораздо большее количество людей, занимающихся предпринимательством, и продемонстрировать, что всё хорошо с развитием малого бизнеса. Опять же, предпринять активные усилия по контролю, постараться выявить тех, кто занимается предпринимательством, какими-то не зарегистрированными ещё услугами, и у нас сразу возникнет множество субъектов малого предпринимательства.
Мне этот путь кажется неправильным.
- Юрий Вячеславович, вот глава Центрального банка Эльвира Набиуллина и новый глава Счётной палаты, бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин буквально в один голос заявили, что необходимы структурные реформы. И если Набиуллина сказала о просто структурных реформах, то Кудрин охарактеризовал эти необходимые реформы как серьёзнейшие.
- Лично я с этим мнением полностью согласен. Причем реформы должны быть структурными, а не нарисованными на бумаге. Это ведь, извините, разные вещи. И когда речь заходит о структурных реформах, мы должны помнить, что это не быстрый и тем более не одномоментный процесс. В этом случае должны решаться очень серьёзные задачи, связанные с улучшением качества среды, в которой бизнес занимается своей деятельностью. В связи с этим я не устаю повторять, что сейчас бизнес, особенно в новых областях, в связи с новыми цифровыми технологиями становится глобальным, даже если он небольшой. И, естественно, он ищет те юрисдикции, в условиях которых ему удобнее развиваться и расширяться дальше. Поэтому линию по повышению качества регулирования, которая была, нужно развивать и поддерживать. Это – раз. И второе: поскольку не бывает абстрактного регулирования, это, конечно же, является задачей для региональных властей, для руководства крупных городов. Создавать комфортную среду, создавать соответствующие инновационные экосистемы, чтобы эти территории могли конкурировать в борьбе за качественный человеческий капитал и за инвестиции.
В принципе, например в Москве, мы видим некоторые позитивные изменения, и хотелось бы, чтобы их было больше в других регионах, чтобы там тоже возникали лидеры, заметные на международном уровне.
Беседовал Владимир Володин.