Мы продолжаем беседу с Ларисой Бутенко о развитии женского предпринимательства в России.
- Итак, Лариса, мы остановились на разном отношении в обществе к тому, как работают мужчины и женщины.
- Да, есть у нас такая традиция. Мужчина ездит по командировкам – он деньги зарабатывает. А если с командировками связана работа женщины – а кто с детьми сидеть будет?
Традицию такую, конечно, надо менять. Но надо понимать и то, что такая перемена потребует много времени и усилий. А главное – женщина должна уйти от этого стереотипа внутри самой себя, разрешить себе это сделать.
- И вот теперь есть комитет по женскому предпринимательству…
- Комитет по развитию женского предпринимательства.
- И чем конкретно вы занимаетесь?
- Понимаете: Есть федеральные инициативы, это – некие системные вещи. Например, образовательный проект «Малый предприниматель», которому уже третий год. В 2016 году мы самостоятельно его реализовали, и проект показал свою эффективность и свою востребованность.
Мы пришли с этим проектом в корпорацию МСП, показали количество заявок, которое у нас было, и корпорация стала нашим партнёром. Проект стал федеральным и в 2017 году проводился уже в 21-м регионе. В каждом регионе мы обучаем основам предпринимательства в среднем 30 женщин. Конкурс большой, уровень заявок разный: где-то два человека на место, где-то доходит до восьми.
- Что даёт это обучение?
- Мы женщин учим, затем они в течение четырёх дней защищают свои бизнес-проекты, после чего получают гранты на начало своей предпринимательской деятельности. В прошлом году грант был неплохой – 200 тысяч, а в этом, поскольку количество регионов увеличилось, их стало больше 50-ти, а мы – не бюджетная организация, то грант будет всего 100 тысяч рублей.
Но мы следим за историями всех, кто у нас учился, понимаем, что не только те, кто получил грант, становятся предпринимателями. Мы следим за успехами наших девушек, продолжаем и дальше в рамках своих региональных комитетов сопровождать их, наставлять, консультировать по юридическим и бухгалтерским вопросам. В этом году мы уже перевалим за цифру в две тысячи обученных женщин – предпринимателей.
Я считаю, что это – хорошее дело, а отзывы наших выпускниц, которые мы потом читаем, подтверждают это. Женщины пишут, что до обучения у нас у них были совсем другие представления о предпринимательстве. Никто не считал, сколько денег нужно, не знали они, что такое стартовый капитал, не понимали, что такое уникальное торговое предложение. Они не всегда понимали, какова целевая аудитория их товара или услуги. О том, какие маркетинговые стратегии можно и нужно применять, они даже не задумывались. А после окончания наших курсов они уже совсем по-другому подходят к бизнесу. И мы надеемся, что это помогает увеличить выживаемость стартапов наших выпускниц.
- А какие они, ваши слушательницы?
- Женщины приходят очень разные. У нас были мамы с семью детьми, женщины с ограниченными возможностями по здоровью. В прошлом году в Москве одна из очень хороших слушательниц пришла к нам на 7-м месяце беременности.
Ещё один плюс для наших женщин – доступ к финансам, который мы сделали для них совместно с МСП банком. Специальный банковский продукт для женщин, ставка которого на 2% ниже. Он был запущен в прошлом году.
Сейчас у нас есть еще один банк – партнер для стартапов. Туда может прийти женщина, не являющаяся предпринимателем, разъяснить эффективность своей будущей финансовой модели, выполнить определённые условия, и ей одобрят кредит. И она получит кредит на начало предпринимательской деятельности.
Пока никто из известных нам крупных банков не финансировал нулевой бизнес. Чтобы его начать, предприниматели берут так называемые потребительские кредиты.
- Под 23%?
- Про 23% я тоже знаю, но удаётся под 14 – 16%, хотя хотелось бы 10%. Но, как говориться, что есть, то есть, и это хорошо.
Каждые полгода мы проводим опрос и наблюдаем, как меняется ситуация в стране отношение женщин к бизнесу. Какие препятствия они ставят на первые места. Понятно, что доступ к финансам у нас исторически на первом месте. В том году мы делали срез по ряду регионов, и оказалось, что есть у нас такой уникальный регион, где тема женского предпринимательства получила поддержку губернатора. Это Ульяновская область, где Сергей Морозов выступает хедлайнером этой темы. В регионе очень много сделано: социальный кредит от 3 до 5% до миллиона. Это очень хорошо. И это получается.
Девушка – предприниматель, которая начала варить шоколад чуть ли не дома в кастрюльке, окончила предпринимательские курсы и стала развивать свой проект. Теперь у неё уже линия, она отгружает свой шоколад тоннами (60 тонн для неё уже не объём). И это не было бы возможно без поддержки региональной власти. И таких красивых историй там много. Причём такое отношение региональной власти сразу отразилось на рейтинге: их индекс женской предпринимательской деятельности сегодня выше среднего российского.
- И это всё Ульяновская область?
Да. И весной, в ближайшее время, мы вновь будем проводить исследование, стараясь захватить больше регионов. Думаю, картину мы получим ещё более интересную.
Но, кроме того, что делается внутри России, есть и наши международные инициативы: совместная деятельность в рамках проекта Организации объединённых наций по промышленному развитию. А в прошлом году мы проводили Женский форум стран Восточной Европы и арабского мира. К нам приезжали женщины из Египта, из Кувейта…
- Как вы это организовали?
- Это всё было сделано в рамках Петербургского экономического форума. Целый день был посвящён общению предпринимательниц. Женщины-предприниматели из нашей страны представляли порядка 50-ти регионов. Было очень плодотворное общение.
В этом году в рамках того же экономического форума вновь соберутся женщины-предприниматели. Будут проводиться мероприятия по биомедицине и всему, что связано с медицинскими технологиями.
Это – один из аспектов нашей международной деятельности.
Также мы были инициаторами первого женского конкурса в рамках форума АТЭС. Там проходит мероприятие «Женщина в экономике». В прошлом году форум проходил во Вьетнаме, в этом будет в Папуа-Новая Гвинея. И мы там проводим конкурс на лучший женский проект. Приезжают предпринимательницы из России, Японии, США, других стран и рассказывают о своих проектах. Первый конкурс был два года назад, и победила на нём россиянка Евгения Лазарева. Она представила бизнес-проект детского рок-фестиваля. В прошлом году мы привозили участницу, выигравшую у нас отборочный тур, Наталью Ларченко из Петербурга с проектом под названием «Матрёшка». Она заняла призовое место в номинации «креативная индустрия». Речь идёт о производстве одежды, украшений и аксессуаров на тему русской матрёшки. Это – изделия, выполненные в современном дизайне, достаточно дорогие.
- А кто поедет в этом году?
- Кто поедет в этом году, пока не известно: сейчас собираются заявки, будет отборочный тур, по итогам которого этот вопрос и будет решаться.
Ещё хотелось бы сказать об отношении к таким мероприятиям за рубежом. Два года назад японскую представительницу сопровождал премьер-министр, и её выступление японское телевидение транслировало в прямом эфире. Нам же было сложно достучаться до СМИ, чтобы этот международный конкурс был освещён. А ведь наши девушки показали себя молодцами. Увы, но у нас даже были статьи, рассказывавшие о получившей гран-при японке, а наша девушка упоминалась одной строкой, хотя её результат был тоже очень достойным.
Беседовал Владимир Володин