Все, кто читал роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», помнят, что главная героиня романа Скарлетт О'Хара, считавшаяся воплощением образа деловой американки, была матерью троих детей и хозяйкой лесопилки. Ларису Бутенко, предпринимателя из Уссурийска, человека вполне реального, роднит с героиней романа то, что у неё тоже трое детей и лесопилка.
А ещё она, кроме бизнеса, занимается бурной общественной деятельностью. И именно об этой деятельности, направленной на то, чтобы помочь российским женщинам реализовать себя в бизнесе, пойдёт речь в нашей беседе.
- Лариса, я считаю, что деление предпринимателей по гендерному признаку ущербно. Это – признак нездоровья общества. Почему надо доказывать кому-то, что женщина тоже может быть бизнесменом? Тем более, что женщин – «бизнесвумен» у нас не так уж и мало.
- Мы не доказываем, мы стараемся облегчить жизнь женщинам, занимающимся бизнесом.
- Почему Вы считаете, что её надо облегчать?
- А почему у нас для молодёжи создаются особые условия? Сейчас вот много говорят о молодёжном предпринимательстве…
- А, может быть, это тоже не надо?
- Тем не менее, в Сочи был экономический форум, где целый день уделили этому вопросу. На питерском форуме его тоже обсуждали. Всюду молодёжь.
Я, например, отношусь к этому насторожено: молодым людям необходимо приобрести некий опыт как работникам, прежде чем становиться руководителями. Нужны и какой-то житейский опыт, и кое-какая финансовая «подушка безопасности». А у нас сейчас хотят прямо из студентов вырастить предпринимателей.
- Причём сразу армию.
- Да. А если о женщинах, то мы ведь не говорим, что женский и мужской бизнес должны быть отдельно. Мы ратуем за развитие женщин в предпринимательстве.
- Прекрасно! Теперь, когда основная идея Вами озвучена, объясните, как Вы это понимаете.
- Понимаете, если объективно смотреть на вхождение женщины в бизнес, то надо отметить, что женщине решиться на это сложнее, особенно, если у неё есть дети на руках. Сложнее даже чисто эмоционально. Будем честными: у нас в обществе сложилось так, что женщина должна следить за финансовой устойчивостью семьи, на неё, если что-то случилось, остаются дети. А предпринимательство – рискованный вид занятий. Одно дело быть наёмным сотрудником и чётко знать, сколько денег ты за месяц получишь, и, исходя из этого, строить свой семейный бюджет, планировать свои траты.
Когда ты предприниматель, то, конечно, финансовое планирование семьи – хорошо, а когда всё идёт по плану, так просто замечательно. Но в предпринимательстве, особенно в нашей стране, всё идёт отнюдь не по плану. И самое главное – наши женщины зачастую не умеют заниматься финансовым планированием.
В процессе своей деятельности мы столкнулись с тем, что женщины хотят заниматься бизнесом, у них это желание есть. Они понимают, что предпринимательство для них – это сфера самореализации, плюс увеличение своего дохода. К тому же они понимают, что бизнес даёт им возможность управлять своим временем, приспосабливая рабочий график к расписанию детей, своим личным делам и так далее. Но при этом предпринимательские навыки, знания, что это такое, практически отсутствуют.
Вот мы реализуем образовательный проект для женщин, и опыт наших образовательных программ показывает, что женщины даже с одним, а то и двумя высшими образованиями, имеющие опыт некоей управленческой работы (менеджерами или даже управляющими), не представляют весь масштаб катастрофы (если можно так сказать), когда они занимаются предпринимательством.
Когда мы говорим, что женское предпринимательство как таковое не отличается от мужского, то это, с одной стороны правильно. Не отличаются процессы, бизнес-планирование, маркетинговые стратегии и так далее. Понятно, что они одинаковые. Но у мужчин и женщин отличается механизм принятия решений: мужчины более импульсивны, женщины – чересчур осторожны. Женщинам тяжелее начать что-то новое, чтобы развиваться. И закрыть свой бизнес женщинам тяжелее: они слишком трепетно к этому относятся. Они начинают, как я это называю, «кормить свой бизнес своею печенью». Так что, с точки зрения подхода и психологии, особенности, безусловно, есть.
Стоит ещё учесть, что с развитием технического прогресса роль женщины изменилась. Вспомните известную фразу из рекламы: «Я – женщина, а не посудомойка». У женщин появилось свободное время, которое раньше занимали домашние дела. Час – полтора экономит посудомоечная машина, ещё столько же времени, пусть не каждый день, экономит стиральная машина-автомат. Список могут продолжить новые продукты питания, на приготовление которых уходит гораздо меньше времени, чем раньше: теперь, используя полуфабрикаты, можно за 20 минут приготовить обед для большой семьи. В результате у женщин освободилось определённое количество времени, которое она может потратить, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Так мы предполагаем.
Перед страной стоят задачи увеличить темпы роста ВВП, увеличить количество предпринимателей. А женщины хотят этим заниматься и могут стать тем ресурсом, который обеспечит этот рост.
И это не мы придумали. В Японии уже 5 лет продвигается программа женщины в экономике. В США Иванка Трамп, дочь президента этой страны, убедила отца создать специальный фонд, финансирующий женские стартапы. Программно занимаются женским предпринимательством в Китае. Недавно в Белоруссии был объявлен старт программы «Женщина в бизнесе». Так что это – мировой тренд: везде считается, что чем больше женщин будет вовлечено в бизнес, тем больше будет рост ВВП каждой страны. Это – чисто экономическая задача.
- Ну, и, разумеется, есть социальные аспекты таких программ.
- Да. И поэтому мы скорее за развитие женщин в предпринимательстве, чем за развитие женского предпринимательства. Ведь, когда говорят «женское предпринимательство», все сразу представляют себе сугубо женские сферы бизнеса: уход за детьми, их обучение и воспитание, уход за старыми и больными людьми, где среди работников 90% женщин.
- Да. И это – парикмахерские, уборка квартир…
- Да-да-да. Магазины одежды, общественное питание.
Наш комитет видит свою миссию в том, чтобы показать женщинам: не детскими садами и салонами красоты могу развиваться женщины в предпринимательстве. Мы рассказываем о проектах, в которых женщина занимается производством, экспортом. У нас есть проект со Сколково для женщин, которые хотят заниматься IT-технологиями.
Мы хотим убрать традиционные рамки представления женщинами себя в предпринимательстве. Хотим показать, что есть много не слишком освоенных женщинами сегментов бизнеса, где они могли бы развить себя и своё дело. И там у них есть шансы достичь хороших результатов.
К тому же, скажем честно: в исконно женских отраслях бизнеса присутствует очень агрессивная конкурентная среда. Эти отрасли достаточно развиты: если не считать каких-то отдалённых сёл, проблем с магазинами или парикмахерскими нет. А, например, проекты в сфере IT сейчас нужны, и женщины могут изучать эти вопросы и находить себя в этой сфере.
Если мы говорим о проектах в сфере экспорта, то на эти вопросы государство сейчас тратит много сил и времени. Речь, прежде всего, идёт о повышении несырьевого экспорта. И женщины с их неким креативным подходом могли бы внести сюда свою лепту.
- Почему же женщины до сих пор не слишком охотно идут в эти области предпринимательства?
- Скажем так: количество женщин – предпринимателей у нас в стране варьируется в зависимости от региона в пределах 27 – 34%. Почему так? Во-первых – социо-культурный обычай: когда у нас в конце 80-х стал возникать какой-то бизнес, туда первыми шли мужчины, считавшие это мужским делом. Женщин, сумевших выдержать тогдашнюю агрессивную среду, были единицы. Все мы помним «лихие» 90-е. Поэтому женщины в России стали реализовывать себя в бизнесе позже, чем мужчины.
- Лариса, давайте всё же честно скажем: в 90-е годы «челночный» бизнес на своих плечах вынесли в основном женщины.
- Но предпринимательство живо не чулочниками едиными. А если мы вспомним какие-то крупные производственные проекты, торговые сети – это всё мужчины.
Так что позднее вхождение женщин в бизнес всё же было. И я думаю, одна из причин, определивших его – излишняя осторожность.
И потом, если бизнес выходит за границы самозанятости, если появляются сотрудники, а затем компания начинает расти, превращается в сеть, у владелицы бизнеса начинаются командировки. А ведь есть дом, семья. И есть общественное мнение – соседи сразу начинают судачить: вот, а о детях кто думать будет. Это ведь тоже присутствует, поскольку роль женщины у нас в обществе определена: забота о детях, о муже. И многим женщинам тяжело бороться с такими стереотипами.
Конечно, есть смелые женщины, доказывающие, что можно даже иметь трое – четверо детей и при этом успешно реализоваться в деле. Но пока это – исключения из правил. Я очень хочу, и мы всё для этого сделаем, чтобы таких примеров было больше, а отношение к ним менялось.
Беседовал Владимир Володин.