В канун Дня российского предпринимательства мы в очередной раз беседуем с Ильёй Николаевичем Хандриковым, человеком, неоднократно организовывавшим мероприятия, посвящённые этому празднику, много лет отдавшему общественной и правозащитной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.
- Илья Николаевич, 26 мая этого года День российского предпринимательства будет отмечаться в юбилейный десятый раз. Раньше, я помню, Вы устраивали по этому поводу митинги, на которых выдвигались требования улучшить условия существования малого и среднего бизнеса, снизить налоговое, а особенно – административное давление.
Как я понимаю, сейчас никаких митингов не будет, они уже несколько лет, как ушли в историю. Что Вы можете сказать читателям нашего сайта, среди которых много предпринимателей, в преддверии этого Дня?
- Да, в этом году будет десятый раз отмечаться наш профессиональный праздник. Вы знаете мою позицию: я предлагаю не грузить предпринимателей пустыми традиционными мероприятиями, которые стоит перенести на будни, и устроить настоящий праздник («день свободы от забот») с музыкой, шоу, аттракционами, коллективными возлияниями, различными вкусностями, приготовленными нашими коллегами, мастер-классами и другими приятными вещами. В нынешних непростых условиях, когда наши коллеги порой вынуждены чуть ли не двадцать четыре часа в сутки заниматься своим детищем, освободить один день для коллективного отдыха – единственное, с моей точки зрения, правильное решение.
Относительно нынешнего состояния предпринимательства, по мнению одного из ведущих российских специалистов-исследователей малого и среднего предпринимательства профессора Александра Чепуренко, оно существует в условиях феодального общества. Соглашусь, живем в жестко авторитарном сословном государстве с феодальной экономикой.
Как в нынешней системе существует предпринимательство? Если это бизнес привилегированных сословий, то всё относительно хорошо – поддержка государства, активное развитие, функционирование бизнеса, привлечение финансовых ресурсов, импортозамещение, конкурентное преимущество на рынках. Как правило, аффилированные с привилегированным сословием бизнесы обладают не менее достойной поддержкой. Кого можно отнести к этим сословиям? Это чиновники всех уровней, силовики и депутаты. Последнее время в бизнесе все увереннее чувствует себя духовенство, все менее отделяемое от государства.
- После такого вступления хочется спросить: значит ли это, что все остальные бизнесы не имеют никаких перспектив? И почему они всё же существуют?
- По поводу перспектив: это не так.
Во-первых, существуют механизмы государственной поддержки МСП, хотя получает её лишь 1%. Имеется в виду финансовая поддержка.
Во-вторых, существует достаточно много малоприбыльных секторов бизнеса, куда привилегированным сословиям нет резона входить своими ресурсами.
В-третьих, существуют небольшие амбициозные предприятия, пока не раскрутившиеся до состояния, превращающего их в аппетитную добычу.
В-четвертых, существует гигантский полутеневой сектор (самозанятые и др.), в котором работает более 20 миллионов трудоспособных граждан - людей не желающих иметь никаких соприкосновений с государством, либо специфика бизнеса позволяет не выходить в публичное пространство.
- Выходит, что не все так плохо?
К сожалению это не так. Растет колоссальный разрыв в доходах между привилегированными (и аффилированными) и всеми остальными. А самым опасным для остальных является настоящий период, когда из-за кризиса в условиях сжатия кормовой базы на всех уровнях происходят переделы собственности в пользу более сильных. Причем государство законодательно способствует этим процессам, меняя законы в пользу крупных лоббистов. Последнее время мы видим подобные процессы во многих сферах: автомобильные грузоперевозки, пассажирские перевозки (автобусы, такси), сельхозсектор, торговая деятельность, строительный сектор, земельные отношения и другое.
Темой приватизации, что показал 159 ФЗ, принятый как бы в интересах МСП в 2008 году, смогли воспользоваться практически только аффилированные с местными властями люди, либо выкуп помещений произошел на кабальных для независимых предпринимателей условиях, что, как правило, вынуждало в короткие сроки продавать бизнес.
Если вы работаете в самом массовом секторе МСП – торговле и оказании услуг и намереваетесь выжить, несмотря на катаклизмы, то стоит изучить рекомендации одного из гуру бизнеса, Дмитрия Потапенко, некоторые из которых могут стать для вас бесценными. Однако понадобится особая сноровка и большая смелость.
Тех немногочисленных независимых предпринимателей, благополучный бизнес которых является предметом гордости, могу предупредить: чтобы сберечь свое детище от захвата чиновниками и силовиками, необходимо войти в ведущие бизнес-сообщества страны и стать там публичной фигурой, возглавив какое-нибудь общественное подразделение. Публичность и активная общественная деятельность не гарантирует полной безопасности, но способствует большей выживаемости. В других случаях вас выпотрошат и, не дай бог, привлекут к уголовной ответственности, если окажете сопротивление.
На сегодня большинство предприятий МСП имеет минимальную рентабельность, а чтобы выжить в конкурентной борьбе приходится нарушать законы, оптимизировать выплаты налогов, не выполнять требования и нормы многочисленных контролирующих органов, выпускать фальсификат. Сегодня это путь в никуда. Уровень штрафов запредельный, а откупиться может стать себе дороже – заберут всё.
- Но в такой ситуации людям нужно опрометью бежать из малого и среднего бизнеса, а они цепляются за своё дело, открывают новые фирмы, стремятся развивать то, что есть. Каков выход из тех поистине апокалипсических условий предпринимательской деятельности, которые Вы только что обрисовали?
- Что делать всем желающим начать свое дело, учитывая российскую специфику? Это относится и к многочисленным выпускникам российских вузов, 80% которых не могут найти работу.
Если вы собираетесь открыть свое предприятие в четырех благополучных для малого бизнеса регионах страны (Москва, Питер, Московская и Ленинградская области), то есть возможность остаться на плаву. Что касается большинства российских регионов, то схлопывание бизнеса, отсутствие заемных средств и покупательной способности граждан может привести к скорому закрытию вашего проекта.
Идеально, если на этапе формирования идеи, рентабельность будущего предприятия будет не меньше 100%. Такое возможно в новых нишах и в новых продуктах. Понятно, что реальность и желание платить все налоги снизит эту рентабельность до минимума, но надежда на реализацию эффективного бизнес-проекта должна оставаться всегда. Особенно стоит обратить внимание на наемный персонал. Учтите, что набирая работников, вы несете за них не только юридическую, но и моральную ответственность, поэтому в кризисных условиях и в период становления бизнеса люди, работающие на вас, будут менее всего защищены, оказавшись в заложниках обстоятельств. Возможно, правильнее будет подумать об использовании системы аутсорсинга в бизнесе, нежели набора необходимых сотрудников.
- Но что же делать, если выбора нет, и очень хочется заняться собственным делом?
- Всё очень индивидуально и зависит от огромного числа факторов.
- Скажем прямо, беседа наша была очень праздничной. Хотя в предыдущие годы Вы порой высказывались ещё пессимистичнее.
- Что поделать. Последнее время пытаюсь на себя примерить какой-то бизнес, поэтому получается очень строгий анализ.
С наступающим праздником, Днем российского предпринимательства!
И хорошего настроения.
Беседовал Владимир Володин.