Только что на нашем сайте была опубликована беседа с Юрием Вячеславовичем Симачевым. Посвящена она была институтам развития, но отметить в ней хотелось бы такой момент: социологические исследования показывают, что мнения госчиновников и экспертов на развитие предпринимательства и самих предпринимателей на эти же проблемы не совпадают. Более того они могут быть принципиально различны.
С просьбой прокомментировать взаимоотношения государства и бизнеса в такой ситуации мы попросили Александра Чепуренко, известного эксперта в этой области.
- Александр Юльевич, после беседы с Юрием Вячеславовичем я решил провести маленький эксперимент и задал несколько вопросов индивидуальному частному предпринимателю из Тверской области. Под диктофон он говорить отказался, да и беседа была короткой, но на заданные несколько вопросов, касавшихся его, как предпринимателя, отношений с государством, он ответил коротко и ясно.
Вопросы о государственной поддержке бизнеса, программах и дорожных картах ввергли его в ступор: человек не представлял себе, что это такое. Он ничего не знал также и о региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об ОПОРЕ России он слышал (как я понял, ему предлагали туда вступить). Контактирует он исключительно с представителями местной власти, но делиться опытом на этот счёт не хочет.
Наконец, на вопрос, какой бы помощи он хотел бы от государства, этот индивидуальный предприниматель сказал то, что я уже много раз слышал: оставили бы нас в покое и не мешали.
Как прикажете государству при таких отношениях развивать малый бизнес, если он не хочет иметь с этим государством дело?
- Первое, что хочется сказать – как в известном советском анекдоте: где это такая счастливая жизнь, где можно не слышать ни про программы развития, ни про институты, ни про ОПОРУ? Нельзя ли адресок? Поеду туда.
- Я, как тот абитуриент, который ничего не знал о столетии со дня рождения Ленина, могу с Вами, профессор, адреском поделиться. И недалеко – всего 150 километров от Москвы.
- Если же говорить серьёзно, то ничего нового Ваш предприниматель не сказал. Я думаю, если поговорить с 99% малых предпринимателей, особенно индивидуалов, микробизнеса и так далее, Вы услышите абсолютно то же самое.
- Я это знаю, поскольку слышал уже не раз.
- Все известные мне опросы, причем не только в России, показывают, что предприниматели, работающие в малом сегменте, как говорится, у корней травы, ни о каких программах государственной помощи слыхом не слыхивали. Более того, им просто в голову не приходит, что кто-то может им помогать. Потому что, если они организуют свой бизнес не в тени, к ним сразу приходят представители огромного количества различных государственных органов, причем все – с протянутой рукой. Поэтому малые предприниматели искренне уверены, что государство может их только доить, а помогать не может ничем.
Во-вторых, мы понимаем, что в России (и не только в России) тот бизнес, который понимает: государство – это не только налоговый инспектор или полупьяный полицейский, который периодически приходит и лезет под прилавок за батоном колбасы, начинается намного выше. Бизнес, где трудится значительное количество людей, создающий много рабочих мест, изначально встроен в систему целого ряда договоренностей с представителями местного, регионального госаппарата. И мы знаем те 10 – 12 крупных структур, которые договариваются на федеральном уровне. И у них, разумеется, есть ожидания определённой помощи, поддержки и так далее.
- Вот видите: кто-то ведь ожидает помощи от государства и получает её. И мы знает, кто именно эти счастливцы.
- Разумеется.
Часто встречаясь с Юрием Симачевым и зная, что он думает по данному поводу, я полагаю, что, действительно, после 25 лет попыток что-то в отношениях государства и бизнеса (малого и среднего, разумеется) построить, например, систему государственной поддержки, сегодня наступает, очевидно, некий момент отрезвления. Момент, когда необходимо пересмотреть и заново определить цели, а, самое главное – понять, в какую систему ограничений эти цели могут быть вписаны.
В 90-е годы мы (я говорю «мы», имея в виду экспертов, которые так или иначе участвовали и в создании различных предпринимательских объединений, и в проведении разнообразных съездов, конференций и так далее) искренне верили, что наше новое государство очень слабое. Поэтому ему надо помочь, подсказать, что оно, когда наберётся сил, могло бы сделать для предпринимателей. Потом наступил этап, когда мы стали понимать, что кое-что связано не со слабостью государства, а, видимо, с отсутствием желания реально помогать. И мы начали предполагать, что современное российское государство – это о чём угодно, только не о поддержке предпринимательства. Более того, предпринимательство нужно ему только в качестве кормовой базы для реализации своих рентных интересов. И ничего больше. То есть кур, конечно, надо кормить, но кормят их, понятно, для чего. Не для того, разумеется, чтобы они просто разгуливали по двору и в итоге умирали от старости, а для того, чтобы в нужный момент схватить первую попавшуюся курицу, зарезать и сварить из неё суп.
Вот примерно так, с определённой степенью огрубления и цинизма относятся представители государственного аппарата к предпринимательству, особенно к малому и среднему. Крупное предпринимательство в России, как правило, аффилировано с теми или иными лицами, принимающими решения, и тут всякий раз нужно хорошо подумать: если ты наступаешь на его интересы, не наступаешь ли ты тем самым на грабли, поскольку на любого чиновника может найтись другой чиновник, ещё более могущественный. И этот чиновник объяснит ему в доступной форме, как он был неправ, ущемляя интересы данного человека или данной бизнес-группы.
А вот к малому бизнесу это всё не относится. Малый бизнес как-то живёт на подножном корме и являет собой кормовую базу для чиновников низового уровня, которые от него кормятся.
Беседовал Владимир Володин.