В декабре 1989 года была совершена крохотная локальная революция, когда наши кооператоры вместо замечательного, а главное – проверенного товарища Федирки, рекомендованного партией и правительством, избрали своим лидером академика ВАСХНИЛ Владимира Тихонова. Причём вице-президентом Союза кооператоров стал Артём Тарасов, уже прославившийся к тому времени на всю страну историей, когда его зам пытался честно заплатить партийные взносы с месячного заработка в миллион рублей.
Мы беседуем с Ильёй Николаевичем Хандриковым об этом давнем уже событии, его значении и о том, что подавляющее большинство упрёков в адрес действующей власти, высказанных когда-то кооператорами, сегодня могут с полным правом повторить представители малого и среднего предпринимательства.
-Илья Николаевич, Вы с большим пиететом говорите о событиях 27-летней давности, но давайте вспомним: уже через три месяца, в феврале 1990 года, состоялась чрезвычайная конференция того же самого СОК СССР, на которой Владимир Тихонов сказал то, что он мог бы с успехом сказать и сегодня на подобном мероприятии.
Он остановился на роли, так называемого, "малого бизнеса" в западных странах, «аналогом которого, по сути, является советская "новая кооперация". Он рассказал о том, что ни одно государство не ориентирует свою экономику на предприятия-гиганты, приведя в пример Японию, в которой 99,3% всех фирм относятся к категории малых и средних. В других капиталистических странах малый бизнес составляет 30 - 32% общей численности предприятий. Этим достигается гармоничность и мобильность всейструктуры. Но у нас этого нет.
- Это то же самое, что представители малого и среднего бизнеса, а также независимые эксперты говорят до сих пор. Мы как будто ходим по кругу.
На самом деле, нынешняя власть от той, 89 года, отличается наличием собственности. Известно, что 1% граждан контролирует 75% богатств страны. Сегодня большинство успешных компаний не принадлежит своим внешне успешным руководителям, либо их доля составляет половину и менее стоимости компаний. Реальными хозяевами бизнесов в стране являются действующие и отставные чиновники и силовики. Во всем остальном за 30 лет реформ в стране была построена крайне извращенная западная модель демократии - псевдодемократией (специалисты говорят, что настоящей демократии в России никогда не было, был лишь период ослабления власти). У нас псевдовыборы, псевдорынок (крайне извращенный) и много других симулякров, вместо реальных институтов. В стране построен государственно-олигархический капитализм. Вся власть находится в руках госчиновников, силовиков и олигархов.
Не удивительно, что руководитель РСПП Александр Шохин («профсоюз олигархов») заявляет о безоговорочной поддержке нынешнего лидера страны, вождя чиновников и крупного бизнеса на предстоящих выборах президента. А что делать различным силам гражданского общества, малому и среднему бизнесу, молодежи, не имеющей возможности найти работу после института, тем, кто не входит в систему «кормления», сформированную в России?
Многочисленные эксперты со всех телеканалов убеждают нас, что все хорошо, небольшие трудности будут скоро преодолены и у нас нет альтернативы этой власти. Хотя здравомыслящие люди понимают, что нельзя и дальше доверять власти, семимильными шагами уводящей нас от демократии, поддержки самореализации граждан, малого бизнеса, здоровой конкуренции. Именно поэтому я настоял на обсуждении замечательного примера в истории независимого предпринимательства, возрождавщегося в стране после 70-ти летнего перерыва.
- Вернёмся всё же в 1990-й год. Остановившись на причинах негативного отношения ведомств и органовисполнительной власти к свободному предпринимательству, В. А. Тихонов отметил, что такое отношение определяется тем, что рост масштабов кооперативного производства уже сейчас стал реальной опасностью для хозяйственной и политической системы. «Наступление на кооперацию не случайность, не недомыслие, не вина отдельных личностей. Это добротно обдуманная программа, - заявил Тихонов. - Идет поиск конкретного врага - виновника всех катаклизмов, на которого можно натравить людей. Если раньше таким врагом были евреи, космополиты, то теперь им стала кооперация».
- По этому поводу было даже письмо академика Тихонова Горбачеву, которое при желании можно найти в интернете. У меня была распечатка этого документа. Он говорит в этом письме всё те же вещи.
- Да. А затем в своём выступлении Тихонов говорит то, что мы регулярно слышали все 27 лет после его выступления от представителей предпринимательства: «Под властью министерств, обладающих возможностью давить на правительственный аппарат, не может быть нормальной хозяйственной политики, а кооперация - сила, которая может разрушить их монополию. С другой стороны, расширение свободного предпринимательства ведет к ослаблению политической власти".
А ряд предложений Тихонова мы с Вами слышали не так давно от известного фермера Василия Мельниченко.
Между прочим, очень знакомые истории происходили тогда с делегатами конференции: их задерживали на улице и держали по нескольку часов в отделениях милиции, после чего отпускали без предъявления обвинений. На квартирах у них проводились обыски и так далее.
- Я не знал о таких подробностях. Могу попытаться организовать обсуждение с участниками того съезда, в том числе, с Артемом Тарасовым, не редко участвующим в мероприятиях на нашей площадке в офис партии «Яблоко» .
- И при желании всё сказанное тогда можно повторить сейчас, заменив «кооперативы» на «частный бизнес».
- Знаете, мы вот совсем недавно обсуждали такой вопрос: у нас нет законов по семейному предпринимательству. Есть только индивидуальные предприниматели, и если мама с сыном работают, то отчитываться они должны каждый за себя. Поэтому требуются законодательные инициативы, которые позволили бы открыть этот сектор и дать возможность самозанятым людям оформить семейные предприятия, работать легально и передавать бизнес по наследству.
Но тут я вынужден сказать: для того, чтобы люди стали платить налоги, нужно реформировать налоговую систему. Сегодняшняя налоговая система – это колоссальная раковая опухоль, разрушающая государство и загоняющая в тень предпринимателей. Наша налоговая система не даёт возможности нормально и быстро отчитываться.
Вот Елена Дыбова, вице-президент ТПП, рассказывала, как Кудрину, а он сейчас отвечает за подготовку программ будущих реформ, сказали: давайте максимально разрушим старую налоговую систему и создадим новуюна основе самого простого подхода по уплате налогов.
Лично я считаю, что это здорово, это имеет право на жизнь, и мы можем привести примеры реформ, например, в Чили, где реформы Пиночета, упростившие налоговую систему, позволили стране совершить экономический рывок. А в основе этой системы в качестве единственного сквозного налога был НДС.
Но Кудрин считает, что для России это не подходит: мы социальное государство, и у нас должен быть ещё один – социальный налог.
Так что, если разрушать существующую налоговую систему, то необходимо искать некие пути, соответствующие термину «Социальное государство», записанному в конституции РФ.
А предприниматели у нас больше всего ругают НДС – тот самый налог, который может быть связующим, ключевым и практически единственным налогом. Но если будет ещё и социальный налог, то тогда можно будет говорить, что выполняются социальные функции.
- Извините, Илья Николаевич, но слышать сейчас о выполнении социальных функций как-то даже странно.
- Что поделать. Тем более, что у нас в стране практически все деньги попадают в бюджет, а потом перераспределяются. И когда я говорил с людьми, причастными к команде Гайдара, построившей эту налоговую систему, что же вы натворили, они отвечали, что эта система была задумана как временная, на период перехода от социализма к капитализму.
- У нас в России нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Почти 100 лет назад был создан сугубо временный (где-то якобы на полгода) орган: Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Где Совет народных комиссаров? Где контрреволюция и саботаж? А организация, не раз поменявшая за долгий срок своё название, функционирует и сегодня. И никто уже не помнит, что изначально была она временной.
И второе замечание: Вы призываете народ идти в самозанятые. Народ в самозанятые идёт активно, но называется это (определение СимонаКордонского) «гаражная экономика».
- Именно так. Несколько дней назад я проводил вебинар «Закон о самозанятых: освобождение от теневой зависимости или укрепление «гаражной экономики», вывод в предложенной мной презентации звучал так: «При нынешней политической системе решение задачи выхода порядка 20 млн граждан из неформальной экономики невозможно.»
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.