Предстоящие в сентябре выборы в Государственную Думу дали новый толчок отношениям политических партий и бизнеса. Недавно в штаб-квартире «Яблока» прошла встреча официального лидера партии Эмилии Слабуновой с предпринимателями и независимыми экспертами, посвящённая проблемам отечественного бизнеса, которые должны войти в предвыборную программу партии.
Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов провёл съезд партии «Правое дело». Переименовавшейся в «Партию роста» и объявившей себя партией защиты прав предпринимателей.
Наконец партия «Единая Россия» заявила о срочном создании предпринимательской платформы внутри самой себя.
Очень возможно, что и другие партии, собирающиеся принять участие в выборах, обратятся к предпринимательскому сообществу с какими-то предложениями.
О том, как могут сложиться взаимоотношения политиков и предпринимателей, об истории создания «предпринимательских» партий у нас в стране и других, связанных с этой темой вопросах, мы беседуем с Александром Чепуренко.
- Александр Юльевич, мы с Вами недавно были на мероприятии в штаб-квартире партии «Яблоко». Представители экспертного сообщества и предприниматели должны были давать некие наказы политической партии, идущей на думские выборы и обещающей в случае успеха лоббировать интересы малого и среднего бизнеса. А в итоге оказалось, что наказов-то и нет.
- Да, Вы правы.
Видите ли, мне кажется, что мы находимся сейчас в таком состоянии, когда, с одной стороны, значительная часть экспертного сообщества понимает, что в нынешних условиях никакие критичные советы не будут результативны. Любой из них упирается в вопрос: а кто возьмётся это реализовать.
А если задать вопрос, кому это выгодно, то окажется, что выгодно это лишь небольшой группе мечтателей.
Что касается предпринимательского сообщества, то оно, в полном соответствии с тем, чему учил нас великий Ленин, само выработать классовое сознание не может. Есть люди, догадывающиеся, в значительной степени интуитивно, что никакие разумные меры, которые можно бы предложить на круглых столах, выполнены быть не могут. Но значительная часть предпринимателей (это показывает и встреча, в которой мы с Вами участвовали, и то, что они пишут в различных группах в социальных сетях) считает, что, если они сформулируют сейчас какие-то разумные предложения, то к ним прислушаются (кто же может быть против разумных предложений), и положение бизнеса облегчится.
Именно это мы с Вами в очередной раз увидели.
- Но партия «Яблоко» - старая и мечтательная…
- Она создавалась как партия позднесоветской интеллигенции «за всё хорошее и против всего плохого», а советской интеллигенции больше нет.
- Скажем честно, немало её представителей ушли как раз в бизнес.
Что же касается отношений предпринимателей и политиков, то федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов создаёт сейчас просто предпринимательскую партию. Это – «Партия роста». И заявляет, что идёт в Думу именно защищать интересы предпринимателей. Программа у него, конечно, странноватая, но кто же у нас читает программы.
- Программу, в конце концов, могут и переписать. Я к этому отношусь спокойно. Но, во-первых, кто читает программы, а, во-вторых, кто когда-нибудь их реализовывал на практике.
У меня по этому поводу следующие соображения. Хорошо, что они не стали называться «Партией предпринимателей», потому что никакие партии предпринимателей, ни в какие времена, ни в России, ни в Германии, ни в США или других странах, никогда не бывали успешными.
- На мероприятии в «Яблоке» Вы выступили с обзором истории политических партий предпринимателей в России, сопроводив это целым рядом комментариев. Я думаю, нашим читателям стоит ознакомиться с Вашими мыслями.
(В текст выступления Александра Чепуренко включён ряд комментариев, данных им во время нашей беседы)
- В последнее время в политическом классе ощущается какой-то зуд: все ринулись создавать какие-то партии, платформы предпринимательские и так далее. И это говорит о правоте Гегеля, утверждавшего: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».
В дореволюционной России были попытки создать партию предпринимателей, но ничего из этого не вышло. Последняя такая партия просуществовала пять лет, вошла в блок с кадетами и октябристами, и судьба её была незавидна.
Уже в наше время, в 90-е годы, Вольский с Владиславлевым создавали «Гражданский союз». Итог – меньше 2% голосов, полученных на выборах. На следующих выборах в братские объятия друг к другу кинулись предприниматели и профсоюзы: там было около 1%. Затем Иван Грачёв создавал «Движение в защиту предпринимательства». Я говорил ему, что это кончится ничем. В итоге партия «Отечество – вся Россия» поглотила это движение без остатка.
Почему не бывает успешных партий предпринимателей? В условиях сильно поляризованного общества, каким является российское общество, где среднего класса практически нет, а тот протокласс, который образовывался, за последние полтора года был уничтожен.
Партия, провозглашающая, что она защищает интересы предпринимателей, будет выражать интересы той части активных избирателей, поддержка которой не даёт надежд на прохождение в Думу. Она говорит о защите достаточно узкой общественной прослойки, вызывая, мягко сказать, непонимание куда более широких слоёв населения.
К тому же за последние лет пятнадцать выяснилось, что сами предприниматели в России социально и экономически не едины. Среди них есть не слишком большая часть, сосредоточенная в основном в сегменте малого и среднего бизнеса, тех предпринимателей, у которых единственным источником развития бизнеса является предпринимательский доход. А доход свой они получают оттого, что рискуют, комбинируют ресурсы, открывают какие-то возможности и получают добавочную прибыль.
Но доминирует совсем не этот предпринимательский слой. Доминирует олигархат, представляющий собой, пользуясь термином Вильяма Баумоля, непроизводительное предпринимательство. Поэтому объединить людей, экономическая функция которых что-то создавать, и людей, которые это созданное отнимают и перераспределяют, используя в значительной степени в свою пользу властный ресурс, ничего, кроме недоумения, вызвать не может.
А водораздел между крупным и малым бизнесом очевиден. Крупные бизнесмены – это младшие партнёры бюрократии, чей бизнес, построен в значительной степени на перераспределение ренты. В том числе объявляемая сейчас приватизация может им помочь улучшить своё сегодняшнее не слишком хорошее состояние.
Малый бизнес – это тот самый производительный предприниматель. Поэтому в каких-то очень общих вопросах и малый, и крупный бизнес могут поддержать одних и тех же политиков. Но за пределами этого общего круга найти что-то общее у них очень трудно.
- А просто партия малого и среднего бизнеса?
Может быть партия малого бизнеса? Сразу скажу: ничего не получится, как учил нас Мансур Олсон. Посмотрите его «Логику коллективного действия»: чем больше индивидуум выигрывает от каких-то коалиционных достижений, тем меньшая часть выигрыша достаётся каждому. Соответственно, заинтересованность в совместных действиях снижается.
Каждый предприниматель рассуждает: если будет создана партия малых предпринимателей, мы чего-то добьёмся, но, во-первых, я не готов инвестировать в это своё время, отнимая его у своего бизнеса. Во-вторых, то, что достанется лично мне, достаточно ничтожно, чтобы активно в это вкладываться. Поэтому коалиции с большим количеством игроков не складываются, в отличие от коалиции из малого количества игроков.
- По-моему, надо учитывать ещё один момент: кроме более-менее оппозиционных партий, обещающих представлять интересы бизнеса, его всё время обещают поддерживать и правительство, и кремлёвская администрация, и партия власти, создающая у себя предпринимательскую платформу.
- В известном смысле так и есть.
Возьмём простой пример из жизни окружающего мира. Когда мы приезжаем на дачу и видим там много тли, то, понятно, что рядом должен быть муравейник: муравьи разводят тлю как свою кормовую базу. Понятно, что непроизводительное предпринимательство, основанное на перераспределении, должно что-то перераспределять. Зарезать курицу, несущую золотые яйца, было бы неправильно. Поэтому мы регулярно слышим: не кошмарить, оказать помощь, создать рычаги для уменьшения воздействия со стороны правоохранительных органов и так далее. Муравьи понимают, что тлю совсем уничтожать нельзя: на следующий день будет нечего жрать.
Но поддержка бизнеса осуществляется ровно в этих пределах. Понятно, что «Единая Россия» - партия бюрократии среднего и высшего звена. Она даже интересы низшего звена бюрократии практически не выражает. Что уж тут говорить об интересах мелких предпринимателей.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин