«Кризис в разгаре», – считает генеральный директор компании «МеталлКомплект» Игорь Николаевич Скляр.
Как с ним справляется малый бизнес? Об этом глава компании рассказал в интервью ТПП-Информ.
– Ваша компания смогла удержать позиции в тяжёлое для бизнеса время. Расскажите, как Вам это удалось?
– На самом деле, по ощущениям, на сегодняшний день кризис в самом разгаре, поэтому я бы еще поспорил, как мы прожили этот кризисный год. Начало кризиса прошли, конечно, тяжело, потому что намеченное в планах на 2015 год, безусловно, не было достигнуто. Повлияли и санкции. В том числе мы вообще не ожидали того, что и в малом бизнесе пошли ограничения по поставке материалов. Хотя мы в основном только с российскими производителями работали. Пришлось нам даже перепрофилироваться по другим поставщикам. Цены закупочные, опять же, скакнули. На госконтрактах, к сожалению, мы не смогли отрегулировать увеличение цены, безусловно, это пошло за наш счет. Хорошо, что не совсем в убыток сработали, но с понижением того результата, которого хотелось бы. Ну а в целом коллектив «МеталлКомплекта», насколько мне известно, как руководителю, настроен на то, чтобы в будущем мы смогли достигать и увеличивать результаты. Конечно, время покажет. На сегодняшний день трудно, но трудности только нас закаляют, и мы будем продвигаться вперед.
– У Вас очень небольшой коллектив. Как легче, на Ваш взгляд, как генеральному директору, – управлять совсем маленьким коллективом, подвижным и мобильным, или большим, но более инертным, стабильным?
– Безусловно, во-первых, все зависит от психологии руководителя. Мне, допустим, проще управлять маленьким коллективом, небольшим, мобильным, когда и я сам на месте не сижу, так как уже давно известно – «волка ноги кормят». То есть «сколько потопал, столько и полопал». Если мы находимся все время в драйве, то удобнее в малочисленном и мобильном коллективе. Но, разумеется, есть свои плюсы и есть свои минусы. Хочется, конечно, масштабности и некой стабильности, чтобы уже делегировать свои полномочия, как руководителя, маркетологу, юристу, финансисту и так далее. Но в то же время все эти функции мы объединяем с моим партнером в бизнесе. Соответственно вдвоем мы управляем нашим небольшим, но дружным коллективом.
– Сколько человек в коллективе?
– 15 человек.
– Ну в таком случае сам собой напрашивается вопрос. Видимо, ваша линейка продукции настолько конкурентоспособна, что это позволяет вам не только оставаться на плаву, но и развиваться?
– Линейка продукции заключается в офисной металлической мебели, в производственной металлической мебели, в том числе и сейфах. На сегодняшний день, конечно, среда весьма высококонкурентна, потому что происходят изменения, которые были запланированы на рынке, и в том числе приходится импортные сейфы заменять на отечественные (качество российских производителей не уступает зарубежным, а по цене, конечно же, более приемлемы отечественные).
Мы делаем ставку на отечественного производителя, но и у них тоже возникают сложности в плане того, что есть определенные ограничения в формировании цен и в доступности того самого финансового ресурса. Потому что на сегодняшний день мы для себя четко можем сформулировать вопрос к представителю государства, в том числе и первому лицу государства, можно ли сделать более доступными финансовые механизмы в нашей стране. В настоящее время ситуация с кредитованием, особенно для малого бизнеса, выглядит весьма затруднительно, и на те ставки, которые есть сейчас на коммерческие кредиты в банках, я не знаю, чем можно заниматься, но точно не металлической мебелью или другим реальным бизнесом. А без кредитов малому бизнесу, к сожалению, не выжить, потому что на свои собственные средства строить какие-то грандиозные планы и достигать каких-то результатов, к сожалению, невозможно.
– Поговорим о перспективах. Может быть, как альтернативу банковскому кредитованию привлекать какие-то инвестиционные возможности?
– На сегодняшний день благодаря Торгово-промышленной палате мы подключены к информационной рассылке. Мы находимся в курсе тех изменений, которые нас, как бизнесменов, в первую очередь могут интересовать.
– Вы имеете в виду деятельность комитета по развитию малого бизнеса, который возглавляет Елена Дыбова?
– Да, да, да. В этом плане, конечно, большое спасибо Елене Николаевне непосредственно. В целом то, что это идет информационной рассылкой – она бесплатная и удобная, –позволяет экономить ресурсы, даже пусть и небольшие суммы, которые надо было бы платить за подписку во всякие «Консультанты» и другие информационные системы. Эти суммы сейчас можно использовать в том числе и на развитие бизнеса как такового.
– А на производственные компании более охотно дают инвестиции, нежели торговым компаниям?
– Я даже более скажу. У нас есть производственный проект, в котором я являюсь соучредителем. Это в Калужской области ООО «КМК-завод». В производстве немного проще с кредитованием, потому что есть оборудование, которое можно и в лизинг брать, и использовать как залог для получения кредита, и формировать те же самые кредитные линии. Хочется надеяться, что нашему государству производства точно еще нужны и государство заинтересовано в том, чтобы развивалось производство.
– Ваша торговая компания, как Вы успели сказать, старается выходить на отечественного производителя и поддерживать отечественное производство своими продажами.
– Мы в первую очередь, начиная с момента создания компании ( «МеталлКомплект» присутствует на российском рынке с 2010 года) и до сегодняшнего дня, формируем и делаем основную ставку, безусловно, на отечественного производителя. Это, конечно же, ООО «Контур» (производство сейфов и металлических шкафов), ООО «Металл-завод» и ООО «КМК-завод». Потому что нам, особенно в малом бизнесе, наглядно понятно и видно, что поднять российскую экономику можно даже в части того, что мы будем продавать именно произведенное в России. На сегодняшний день, кстати, многие российские товары весьма конкурентоспособны, по крайней мере в нашем бизнесе. По всем потребительским свойствам они превосходят импортные аналоги. Поэтому нам есть что предложить рынку, и, безусловно, мы занимаем активную позицию среди заинтересованных в работе с отечественными производителями.
– А как отреагировал спрос на кризисную ситуацию?
– В конце 2015 года я еще сомневался в своих ощущениях по поводу рынка, но на сегодняшний день можно смело сделать вывод, что спрос существует, но он является отложенным спросом. Потому что с кем из заказчиков ни беседуешь, все ссылаются на то же самое – финансовая недостаточность и недофинансирование. То есть купили бы, да не на что. «Мы готовы с вами работать, если вы дадите отсрочку платежа». На сегодняшний день отсрочка, существующая для малого бизнеса на 40 и более дней, для нас просто гибельна.
– Игорь Николаевич, раз Вы так плотно сотрудничаете с Торгово-промышленной палатой, много теплых и приятных слов сказали, могли бы Вы рассказать о роли Торгово-промышленной палаты, на Ваш взгляд, в развитии малого и среднего бизнеса, роли вообще для России?
– Конечно, мне пока сложно мыслить в масштабах государства. Мы все-таки малый бизнес. Но если Вас действительно интересует мое мнение, то я понимаю, что есть градообразующие предприятия, что есть целые промышленные кластеры. И все-таки основную часть насыщения бюджета составляет малый бизнес. На сегодняшний день мы хотели бы, чтобы Торгово-промышленная палата все больше внимания уделяла малому бизнесу. В частности, даже в какой-то рекламной поддержке, в продвижении, в информационном обмене между потребителями юридических лиц, производственных предприятий, которые могли бы размещать заказы не только на существующих электронных торговых площадках, но и чтобы был взаимообмен. Нужны горизонтальные связи между малым, средним и крупным бизнесом. Генератором этих связей как раз и может стать Торгово-промышленная палата.
Подготовила Лилия Кулик,
ТПП-Информ