Мы продолжаем обсуждать положительные моменты развития малого и среднего бизнеса в прошлом году, отмеченные Ильёй Хандриковым в материале: «Итоги 2015 года для малого и среднего предпринимательства (МСП)».
К сожалению, объёмы, принятые на нашем сайте заставляют нас уделить внимание не всем перечисленным в «Итогах» моментам.
- Илья Николаевич, уже понятно, что нам не удастся обсудить все Ваши пункты положительных изменений, так что давайте остановимся на наиболее интересных.
Вот ещё один Ваш (и соответственно – наш) пункт полезных изменений: «МСП Банк запустил антикризисную программу для поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. Объем средств составит 2 млрд. рублей на первом этапе. Результат – кредитные организации, партнеры банка, не будут повышать процентные ставки по уже выданным кредитам, изменять условия».
- Вы удивитесь, но это предложение можно было бы поставить в кавычки, поскольку это – цитата из документа МСП Банка – это их точка зрения.
Но мы знаем и о других точках зрения, например, о точке зрения прокуратуры или СК, я уж сейчас не помню, кто именно из них проверял МСП Банк и выяснил, что там завышались ставки. И хотя банк опровергал эти сведения, следственные органы стояли на своём.
- Здесь очень много нюансов. Во-первых, схема кредитования малого и среднего бизнеса МСП Банком с самого начала выглядит странной, и зависит это, судя по всему, не от самого банка. У него нет отделений, которые могли бы сами кредитовать бизнес. Вместо этого МСП Банк фактически кредитует по низкой ставке банки-партнёры. Представители же Генпрокуратуры, назвав этих партнёров «посредническими структурами», заявили следующее: «Вместо повышения доступности недорогих кредитов МСП Банк предоставлял кредиты «по ставкам, превышающим 26% годовых».
При этом госбанк имел возможность привлекать финансовые ресурсы по ставкам, значительно ниже рыночных, в том числе у Банка России под 6,5% и у Внешэкономбанка — под 3,55–6,25%.
Ставки по кредитам росли за счет посреднических структур, утверждается в сообщении надзорного ведомства. «Высокие процентные ставки для конечных получателей, которыми являются субъекты малого и среднего бизнеса, обусловлены многоуровневой системой движения средств к заемщику, на каждом этапе которой происходит удорожание кредитных ресурсов».
А ведь речь идёт об установленном сверху порядке, которого МСП Банк должен придерживаться. Да, про многоуровневую систему сказано в принципе верно, но почему-то не было произнесено ни слова о том, кто её установил.
МСП Банк даёт своим партнёрам кредиты, как я слышал, под 6 – 8%. Остальное накидывают те.
- Но прокуратура определила, что ставки для банков-партнёров были завышены – не 6 – 8, а 10 – 12%. Во-вторых МСП Банк был сформирован как банк, работающий не с предпринимателями, а с банками. Мне кажется, это – нормальный механизм: у нас есть крупнейшие банки, работающие также с другими банками, а не с предпринимателями.
- Правильно. Создаётся длинная цепочка, на каждом этаже которой можно иметь своё на абсолютно законном основании, ничего не украв. К тому же претензии к МСП Банку по поводу ставок в 10-12% были высказаны тогда, когда даже официальный уровень инфляции достиг этих значений.
- Подождите, в отчётах чиновников, в отчётах инфраструктуры, о которых мы заботились в первом пункте, это звучит, как цельная строгая система, работающая на благо малого бизнеса.
Когда речь идёт о том, что у нас есть бюджет, условно говоря, в 50 миллиардов рублей, выделяющийся на развитие того самого малого бизнеса, это одна из частичек того самого раздела и распила. Поэтому я и говорю о двух сторонах медали, одна из которых кажется привлекательной и правильной. А потом выясняется, что тот же МСП Банк может работать только в условиях, определённых спущенным ему сверху распорядком.
- Что поделать: создана система, в рамках которой можно действовать так и никак иначе. Поэтому и вязнут в ней, как в болоте, любые попытки сделать что-то лучше.
Следующий наш пункт – трёхлетний мораторий на плановые проверки бизнеса. Я не так давно брал интервью у бизнес-омбудсмена Ненецкого автономного округа Валерия Юрьевича Чупрова, так он сказал, что для добросовестного предпринимателя это означает пропуск одной плановой проверки – они проводятся раз в три года. Причём для этого надо доказать, что ты весь белый и пушистый, а сзади у тебя – красный бантик.
- И при этом количество проверок, которые инициируют разные службы, остаётся гигантским. И тебе говорят, что ты должен быть пушистым и белым.
Я допускаю, что есть компании, не представляющие большого интереса для контролирующих органов. Вот они и оказались под защитой.
При этом нужно сказать, что сама идеология подобных решений положительная, но и у этой медали есть вторая сторона. Известно, например, что любой человек может написать жалобу или заявление на портале «Активный гражданин» или «Наш город». И это очень активно используется: находятся специалисты по написанию подобных жалоб и заявлений, по их «сигналам» тут же высылаются проверяльщики. Поэтому, с одной стороны, мы имеем дело с очень позитивным фактором, но, с другой стороны, его можно успешно нейтрализовать, сделав так, чтобы ничего кардинально не изменилось.
- Следующий интересный пункт положительных изменений звучит у Вас так: «Государство создало Госкорпорацию МСП на базе Агентства кредитных гарантий, со средней зарплатой сотрудников в 288 000 руб. в месяц».
- Я упоминаю зарплату сотрудников госкорпорации, поскольку многим малым предпринимателям такие ежемесячные доходы и не снились. А ведь это – зарплата среднего менеджера.
Но я хотел бы отметить не зарплату, а другое: на мой взгляд, появление ещё одного госоргана только подтверждает усиление вертикали власти. На самом же деле, выстраивание новых структур (как заявил Дмитрий Медведев, по инновационным делам) не даст ничего. Вместо доходящей до абсурда вертикали нужны горизонтальные связи.
- Власть не может заниматься горизонтальными связями. Это – не её епархия.
- Конечно, не может. Горизонталь – это выход из полного контроля. А сегодня бизнес должен пристраиваться к вертикали власти, и большей трагедии для него, по-моему, нет. Поэтому нужны не всё новые госструктуры, занимающиеся поддержкой малого и среднего бизнеса, а нужно общее пространство для предпринимателей, в рамках которого они могли бы сами решать свои проблемы.
- Кто мог бы это сделать?
- Такие попытки предпринимаются. Посмотрите на Бориса Титова, который в какой уже раз пытается создать партию, защищающую интересы предпринимателей, лоббирующую их. И здесь, как обычно, мы сталкиваемся с двумя сторонами медали. С одной стороны, всё отлично бизнесу необходимы защитники его интересов, и сословие предпринимателей должно заниматься созданием соответствующих лоббистских структур.
- Здесь есть ещё вопрос о предложениях: кто и что сможет сегодня предложить.
- Поскольку проблемы перед нами стоят многоплановые, то одного идеального решения нет – нужны целые блоки решений.
И не забудем то, что мы уже сказали: в отстроенной к сегодняшнему дню государственной системе управления тонут любые попытки улучшить положение бизнеса.
Беседовал Владимир Володин