Бизнес-сообщество озадачено законодательным нововведением. С 1 июля 2015 года в силу вступают новые требования к СНиП «Здания жилые многоквартирные».
В декабре 2014 года Правительство РФ подписало постановление, согласно которому «в цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов».
Преданная огласке информация содержалась в письме уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрея Даниленко. Последний просит отложить вступление новых правил хотя бы до 2017 года, чтобы предприниматели смогли адаптироваться к новым условиям торговли. Обращение было направлено заместителю министра промышленности и торговли Виктору Евтухову и оказалось в распоряжении федеральной прессы.
Глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк не увидел в новых правилах больших проблем для бизнеса, напомнив про закон о тишине и требованиях к продаже алкоголя. Защитники СНиПа утверждают, что нормы помогут оградить граждан от выгрузки товара ночью – производимый при этом шум мешает отдыхать. Новые правила, якобы, должны решить эту проблему. Разработчики законопроекта полагают, что облегчит он и запрет на продажу алкоголя после 22 часов, который не всегда добросовестно исполняются пред-приятиями торговли.
Минпромторг уже отреагировал на письмо. Виктор Евтухов заверил журналистов, что ведомство направит в курирующий СНиПы Минстрой предложение оставить добровольный порядок соблюдения ограничений ночной работы. Федеральный чиновник подчеркнул, что застройка российских городов не предусматривает большого количества отдельно стоящих помещений, и бизнесу попросту будет некуда переезжать.
В Минстрое заявили, что оставят норму на усмотрение региональных властей.
Представители малого и среднего бизнеса Петербурга отреагировали на очередной сюрприз «сверху» лёгким возмущением.
Владимир Меньшиков, исполнительный директор «Союза малых предприятий Санкт-Петербурга»:
«В последнее время мы часто делаем один шаг вперёд, и тут же шаг назад. Считаю аргументацию защитников новых правил неприемлемой. Если ночью в магазинах торгуют алкоголем, на полную мощь должна включаться правоохранительная машина. Такие фирмы нужно закрывать. А компании, осуществляющие погрузку-разгрузку продукции после 23 часов, необходимо наказывать серьёзными штрафами. Но не запрещать ночную работу всем участникам рынка!
Зачастую маленькие магазины устроены так, что выживают именно за счёт импульсивных покупок именно в это время суток. Часть населения, в силу образа жизни также ходит за покупками после полуночи. Предложенная инициатива рискует стать очередным примером ограничения конкуренции и последующего роста цен. Надеюсь, что нововведение не будет принято, так как касается всех без исключения жителей больших и малых городов».
Александр Калитаев, председатель экспертного совета «Санкт-Петербургского Союза предпринимателей»:
«Чтобы обкатать законодательные инициативы, нужно создать «испытательные станции». До вступления новых правил в силу, несколько предпринимателей должны начать по ним жить, ведя строгую отчётность по результатам. И в случае серьёзного ухудшения хозяйственного положения такие правила необходимо отменять. Мы постоянно ждём перемен в государственном управлении! Но ничего не происходит».
Владимир Буев, Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП):
«С экономической точки зрения, такие решения трудно понять. Зато они объяснимы с позиции государственно-административного аппарата. Последствия решений ощущают на себе три группы участников.
Первая группа – административный аппарат. С начала 2000-х годов он вырос достаточно серьёзно, причём разросся настолько, что зачастую ведомства и службы начинают дублировать функции друг друга. Аппарат этот руководствуется двумя соображениями. Во-первых, ему необходимо оправдывать своё существование. У чиновников это определяется количеством бумаг, которые удалось выпустить. Другой мотив – где возникает контроль, там всегда возникает теневой рынок. Так как спрос на ночную торговлю остаётся, предприятия будут продолжать её вопреки закону. А контролирующие органы получат возможность снимать с этого рынка определённую ренту.
Вторая группа участников – бизнес. С 2008 года сегмент малого и среднего предпринимательства сильно скукожился. Закрытия рынков и палаток прошли не только в Петербурге – по всем городам России. Торговля всё больше монополизируется, что соответствует интересам крупных торговых сетей. Всё это приводит к падению выручки и увеличению безработицы.
Третьей группой выступают потребители. Спрос на те же лекарственные средства в ноч- ное время всё равно будет. И люди продолжат их покупать. Пусть это и станет нелегальным».