Мы продолжаем беседы с представителями предпринимательских организаций. Сегодня наш собеседник Милена Губенко, член тульского регионального совета «Опоры России».
- Милена Олеговна, в последние годы предприниматели Тульской области стали повсеместно известны своими письмами. Есть два письма двум президентам России (одно из них написано только что), есть открытое письмо губернатору. В общем, шума достаточно.
Как Вы считаете, в Тульской области, действительно, все так плохо в отношениях власти и бизнеса, или просто тульские предприниматели более активны в борьбе за свои права?
- Приведенные Вами письма, с моей точки зрения, не стоит рассматривать все вместе. Это – разные истории. Во-первых, они написаны в разное время, и у нас в регионе за это время произошло много изменений. Во-вторых , например, одно из них – из Алексина, где есть группа «Голос алексинца», которая и обращалась с этим письмом. Это – достаточно оппозиционная группа, мнение которой отличается от мнения большинства предпринимателей области.
Первое же из названных писем написано в 2009-м году, а с тех пор в регионе вообще поменялась власть.
- Честно говоря, спросить я хотел о другом: почему именно туляки пишут такие письма? То ли они более активны, чем жители других регионов, то ли ситуация в области хуже? Что, с Вашей точки зрения, происходит с предпринимателями такого, что не происходит в других регионах? Что Вы об этом думаете?
- На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, я не думаю, что у нас в области условия для ведения бизнеса хуже, чем где-то еще. Я смотрю публикации наших «опоровцев» и вижу, что проблемы у всех примерно одинаковы.
- Мне тоже казалось, что Тула не должна выделяться из общего ряда.
- Да, у нас ситуация отнюдь не уникальная. Но, с другой стороны, у нас наблюдается хорошая, по-моему, тенденция: в последнее время предприниматели в Тульской области стали активнее.
Этому способствует и новая власть. Когда в свое время Груздев стал губернатором области, он сказал: ребята, давайте активнее внедрять обратную связь. И это задело предпринимателей. Во-вторых, у нас с 2011 года наше отделение «Опоры России» действует достаточно активно, у нас уже есть весомые результаты нашей деятельности. Люди, естественно, это видят и тоже начинают проявлять какую-то активность. Надо заметить и то, что активизировалось у нас молодежное предпринимательство.
- То есть, несмотря на дискуссии о том, что молодые люди не хотят идти в бизнес, в Тульской области активна молодежь?
- Если говорить о работе, предпринимательской и даже общественной деятельности, то молодежь у нас активна. Если же говорить об активности в протестной деятельности, то как раз там наша молодежь активности не проявляет. И о каком протесте может идти речь, если эти люди еще ни с чем серьезным не сталкивались.
- А в бизнес молодежь идет?
- Идет благодаря тому, что у нас второй год существует программа для предпринимателей.
- Что это за программа?
- На самом деле, это – обычная программа Минэкономразвития и Росмолодежи. Я хорошо знаю ребят, которые эту программу реализуют. В прошлом году, когда я еще была директором нашего регионального фонда поддержки предпринимательства, финансовое и документальное оформление этой программы проходило через фонд.
И вначале мне казалось, что это им тяжеловато, что мало людей, мало помещений, хотя финансы большие. Но практика показала, что ребята справляются. И форум они проводили, куда приглашали меня в роли судьи проектов. И я была удивлена, какие реальные проекты там были представлены, в области сельского хозяйства, в области производства продуктов для наших ритейлеров, в частности для «Спаров». Меня очень приятно удивило, что были найдены такие приятные толковые ребята, вместе с которыми по программе было создано пятьдесят бизнесов.
Так что, на мой взгляд, молодежное предпринимательство в нашем регионе себя неплохо показало.
- Так что Вы не жалуетесь, что молодежь не хочет идти в бизнес, а все хотят стать чиновниками.
- Конечно, очень многие хотят большей стабильности. Но наш опыт говорит, что на эту ситуацию можно влиять.
- Есть ли в Тульской области свои особые черты, направления малого и среднего бизнеса, или всё, как везде: торговля, услуги и немножко производства?
- Да, все то же самое. Знаете, в позапрошлом, в прошлом году «Опора» выступала за некую кластеризацию малого и среднего бизнеса. Мы считали, что, может быть, даже стоит создать центр кластерного развития, чтобы подводить к сегменту малого и среднего бизнеса производство. Но пока эта инициатива не нашла поддержки в региональном комитете по предпринимательству. Единственно, что радует: наш губернатор Владимир Сергеевич Груздев обратил внимание на кластеры. Конечно, он в первую очередь обратил внимание на крупный бизнес: ему надо подтянуть сюда нашу «оборонку», машиностроение. Но, я думаю, если ему все удастся с крупным бизнесом, наш кластер – малые и средние компании потом смогут присоединиться к этому как подрядчики. Я считаю, что если что-то получится, мы и дальше будем отстаивать эти позиции.
Кто-то должен начать. Почему, я думаю, у нас кластеры не пошли? Потому что у всех были сомнения. В строительстве, в сельском хозяйстве, в туристическом бизнесе, который у нас сейчас пытаются активно поддерживать – думали и как-то ни на чем не остановились: непонятно оказалось, что делать с этим центром кластерного развития. Решили подождать.
- Милена Олеговна, Вы, работаете в региональном отделении «Опоры России». Мне неоднократно приходилось беседовать с представителями «Опоры» в различных областях, и я всем задавал один и тот же вопрос: что делает их организация для защиты прав малого и среднего бизнеса? И каковы ее реальные возможности? Если Вы не против, я задам этот вопрос и Вам.
- Знаете, у нас в тульской «Опоре» в 2011 году была, если так можно сказать, перезагрузка, смена руководства, и мы начали двигаться вперед по всем направлениям.
Понятно, что существуют разовые проблемы, которые необходимо решать в связи с обращением к нам конкретных предпринимателей. Но есть и значимые направления. Например, мы добились того, что наши представители входят во все общественные советы при наших региональных министерствах и ведомствах. И на муниципальном уровне, где есть такие советы, там мы в них входим. Таким образом, мы можем получать информацию из первоисточников.
Во-вторых, мы создали бюро по защите прав предпринимателей. У нас есть постоянный человек, к которому всегда можно обратиться. Он постоянно на телефоне, и людям известно, куда к нему можно прийти в офис, если они не хотят доверять свои проблемы телефонной связи. И этот человек может сразу ответить на какие-то общие вопросы: куда необходимо обратиться с возникшей проблемой, что надо сделать в первую очередь.
При комитете по предпринимательству в рамках системы открытого правительства при различных органах исполнительной власти создавались открытые клубы. За предпринимательство у нас в регионе отвечает комитет по предпринимательству и потребительскому рынку, и при нем также был создан открытый клуб. Вести его поручили «Опоре», и сейчас в его рамках как часть его деятельности проходит разработка стратегии развития предпринимательства в Тульской области до 2030 года. Но это, конечно, вещь более теоретическая.
Что из значимых вещей за последнее время «Опоре» удалось добиться? Мы в свое время выступили с идеей создания в области центра поддержки предпринимательства «Бизнес-хап Тульской области». Мы продумали всю систему его целей и задач. Мы закладывали в его деятельность не только оказание адресной помощи, консалтинговых и образовательных услуг, как это обычно делается в рамках программы Минэкономразвития. Мы закладывали и обратную связь, и оценку предпринимательским сообществом действующих программ, и внедрение социальных сетей.
На сегодняшний день у нас уже работает сайт. Мы подготовили программу, под которую в первом году работы получили региональное финансирование один миллион двести тысяч рублей. А в 2013-м году было получено уже и федеральное финансирование. Я сама защищала этот проект, и это было тяжело. Только со второго раза мы получили то финансирование, на которое рассчитывали. Глава департамента МЭР Наталья Ларионова пропустила наш проект с тем финансированием, которое мы заявляли, - 10 миллионов. Насколько я знаю, это самое большое финансирование из региональных центров поддержки предпринимательства.
Так что у нас есть реальный проект, которым можно гордиться.
На сегодняшний день наш региональный центр этот проект реализует.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин