Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Гранты для предпринимателей: акцент на эффективность

ИТАР-ТАСС

В России сегодня действует несколько федеральных программ поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), в рамках которых финансируются начинающие бизнес. Ключевыми не косвенного, а прямого государственного финансирования стартапов являются программы Минэкономразвития и Минтруда.

С 2005 года действует Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития, в рамках которой есть направление "Грантовая поддержка начинающих" - это предоставление безвозмездных субсидий начинающим предпринимателям в размере до 300 тыс. рублей. В 2012 году по этому направлению только федеральных средств было выделено 2,12 млрд рублей, в 2013 году – 1,12 млрд рублей.

Вторая программа в 2009–2011 годах реализовалась Минздравсоцразвития, с 2012 года по настоящее время – Минтрудом, но уже за счет средств региональных бюджетов (содействие самозанятости безработным гражданам). Официально считается, что в период 2009–2011 годов собственное дело на эти субсидии открыли 478 тыс. человек, которые создали при этом 129 тыс. дополнительных рабочих мест. В 2012 году – несколько десятков тысяч. Средства федерального бюджета за период 2009–2011 годов составили 34,7 млрд рублей. В 2012 году – около 2 млрд.

Официальные (публичные) оценки смертности компаний - 3-4%, остальные стартапы живут и здравствуют. В своих отчетных материалах в 2013 году Минэкономразвития впервые сослалось на данные опроса 4,3 тыс. предпринимателей в 2012 году (без указания, кто и как проводил). Наиболее востребованным видом поддержки названы гранты начинающим (49% ИП и 29,3% микропредприятий). По данным ведомственного непубличного мониторинга МЭР, в начале 2013 года 90% грантополучателей, получивших поддержку в 2011 году, оставались на рынке. Независимых количественных исследований выживаемости таких стартапов не проводилось. Реальных интересантов в получении объективной информации нет, ибо у ведомств конфликт интересов: разрабатывают программы, сами распределяют средства и сами себя оценивают. Есть отдельные факты распространенности разного рода схем на такого рода грантах. Пример - Ленинградская область. В разных районах области регистрировались юридические лица и индивидуальные предприниматели, получали каждый от 100 тыс. до 300 тыс. рублей в качестве безвозмездных и безвозвратных грантов/субсидий на открытие и развитие собственного дела, но функционировать, как выявила прокуратура, никто из них не собирался, деятельности вообще никакой не начиналось.

За восемь лет в России так и не была создана полноценная и независимая система мониторинга и оценки эффективности выделяемых на поддержку МСП средств.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в свое время проводил два раунда исследования, как влияет "господдержка" МСП на его развитие. Были составлены два региональных индекса: регионы проранжированы по уровню развития МСП и по объемам выделенных на сектор средств. Для оценки степени зависимости между показателями степени развития сектора и государственной активности в части его поддержки использовались коэффициенты согласованности двух ранжирований (т. е. мест регионов в каждом из сводных индексов), а также регрессионный анализ применительно к числовым значениям индексов.

Согласованность рангов по двум индексам оказалась крайне низкой. Так, в 2009 году значение коэффициента корреляции рангов Спирмена составило 0,25, в 2010 году - 0,123. Это как раз и свидетельствует о том, что объемы государственной поддержки не влияют на место региона по уровню развития малого и среднего предпринимательства среди других регионов.

Этот вывод был подтвержден результатами регрессионного анализа. Так, значение коэффициента R2, характеризующего долю дисперсии, объясненной регрессионной моделью, свидетельствует о низкой значимости объясняющей переменной, общей несостоятельности модели, а, следовательно, и анализируемой зависимости. Таким образом, анализ подтверждает фактическое отсутствие статистически значимой связи между объемами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий (низкое значение R2 и незначимость объясняющей переменной).

Если уж нельзя вовсе прикрыть неэффективные программы, может, стоит провести инвентаризацию и оценку, от каких «инструментов поддержки» стоит отказаться в первую очередь?

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости