В соответствии с решением Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Государственной Думы по транспорту (от 15.11.2012 №6) выполнена научно-исследовательская работа по вопросу: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков».
Работа выполнена авторским коллективом ученых и экспертов под руководством члена-корреспондента РАН, доктора экономических наук, заместителя директора Института проблем рынка РАН В.А. Цветкова.
Оценки, выводы и предложения в сфере внешнеэкономической деятельности, впервые сделанные научным сообществом и экспертами, 26.04.2013 были представлены Президенту России В.В. Путину.
По мнению представителей научно-экспертного сообщества данные выводы и предложения имеют важное значение для выработки решений, направленных на социально - экономическое развитие Российской Федерации.
Краткая версия работы была представлена на расширенном заседании Координационного совета, состоявшемся 22 апреля 2013 года в Государственной Думе с участием представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, профессиональных сообществ, учёных и экспертов.
Выводы и предложения научно-исследовательской работы
«Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
(краткое содержание)
В 2011 году экспорт России составил $516 млрд. 93,3% экспорта – сырье и материалы (в т.ч. минеральные продукты – 70,3%, металлы, драгоценные камни и изделия из них – 11,1%, продукция химической промышленности, каучук – 6%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 2,1%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 2,3% машины, оборудование и транспортные средства – 4,5%, прочие товары – 3,7%.
Импорт в Россию в 2011 году составил $305,3 млрд. В том числе, машины, оборудование и транспортные средства – 48%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 13,9%, продукция химической промышленности и каучук – 14,9%, металлы, драгоценные камни и изделия из них –7,1%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 2,2%, текстиль, текстильные изделия и обувь, – 5,5%, минеральные продукты – 2,1%.
В 2011 г. поступления в бюджет от ВЭД составили по официальным данным 6,2 трлн. руб. или 54,5% Федерального бюджета1.
Необходимо заметить, что вопреки сложившемуся мнению, роль тамож-ни в сборах по экспорту не имеет определяющего значения. Во-первых, 93,3% российского экспорта составляют сырье и материалы, поставляемые на постоянной долгосрочной основе в подавляющем большинстве предприятиями с государственным участием. В данном случае роль таможни в администрировании экспортных платежей (3,7 трлн. руб. в 2011 году) не существенна. Во-вторых, НДС (1,54 трлн. руб. в 2011), взимаемый при внешнеторговых поставках товаров, могла бы администрировать Федеральная налоговая служба.
Таким образом, остаются таможенные пошлины при импорте – 689,8 млрд. руб. в 2011 году. Это составляет около 6% доходов Федерального бюджета или 3,3% доходов консолидированного бюджета.
По рейтингу Всемирного банка (Doing business – ведение бизнеса) по показателю «Международная торговля» в 2012 году Россия находилась на 162 месте из 185 стран. Россия заняла 112 место в рейтинге вовлечённости стран в международную торговлю, составленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).
По мнению экспертов, одной из основных причин отставания России в международной торговле является сложная и неэффективная таможенная система. Все это приводит к большим экономическим потерям, снижению конкурентоспособности транспортной инфраструктуры России, утрате транзитного потенциала.
Создавая множество проблем добросовестным участникам ВЭД, таможенная служба слабо защищает экономику России от нелегального экспорта и импорта.
Например, сопоставляя данные ВТО и ФТС России об импорте, можно увидеть, что в 2008 году нелегальный импорт одежды (товарные группы 61-62 и 41-43) составил 75,7%, а оборудования (группы 84-90) – 43,5%. Сопоставляя данные японской и российской таможни, те же эксперты установили, что в 1 кв. 2010 года нелегальный экспорт морепродуктов составил 72,7%, а камчатского краба – 94,8%.
Действия таможни тормозят экономическое развитие нашей страны. Таково мнение большинства российских участников ВЭД. Особенно недовольны состоянием и уровнем таможенного администрирования представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее беззащитны от чиновничьего произвола.
Наряду с применением новых технологий (предварительное информирование, электронное декларирование и другие), участники внешнеэкономической деятельности не освобождаются от необходимости одновременного представления документов на бумажных носителях. Причём число требуемой информации на бумажном носителе постоянно растет, тем самым создаются большие сложности в осуществлении таможенных операций, скорости оформления и движения грузов.
Таможенные органы находятся в постоянном состоянии реорганизации, которая во многих случаях осуществляется формально, без учёта потребностей рынка и Дорожной карты Правительства Российской Федерации «Совершенствование таможенных процедур».
Действия руководства ФТС России, направленные на создание исключительных условий для приближенных компаний, разрушают рынок и конкуренцию, вызывают конфликт интересов и затрудняют движение грузов. Например, аффилированные с ФТС России владельцы складов временного хранения заинтересованы и добиваются максимальной загрузки складов, при этом многие участники внешнеэкономической деятельности могут обойтись без этой услуги.
Как итог проводимой руководством ФТС России политики, инвесторы опасаются вкладывать средства в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, что приводит к снижению ее эффективности и конкурентоспособности.
Таможня в ряде случаев, без достаточных на то оснований, задерживает выпуск или вовсе не выпускает грузы и доводит до решения об их конфискации. При этом таможенные органы и их руководители не несут никакой материальной и персональной ответственности за необоснованные убытки, которые наносят участникам ВЭД и экономике страны в целом. О необоснованности таких действий свидетельствует и судебная практика, которая складывается в большинстве случаев не в пользу таможенных органов. Многие предприятия-участники ВЭД для выживания в сложившихся условиях вынуждены уходить в нелегальные схемы, а транзитные грузы направлять в обход нашей территории.
Россия крайне неэффективно использует свой транзитный потенциал, который по некоторым подсчётам может составить около 850 миллиардов долларов США в год. Развитие транзитного потенциала – это один из основных элементов избавления страны от сырьевой зависимости. Вместе с тем, как показывают исследования, нынешнее положение дел в этой стратегической сфере российской экономики крайне неудовлетворительное. Плохо используется даже существующая транспортная инфраструктура. Задержка транзитных грузов на этапе таможенного контроля достигает до 7 суток – столько же, сколько груз идет от Владивостока до Бреста. Таможня предпочитает рассматривать транзитные грузы как товар, подлежащий выпуску в свободное обращение и, соответственно, усложняет процедуры транзита. Во всём мире это – груз и, как правило, в запломбированном контейнере, которому нужно обеспечить беспрепятственное, быстрое и безопасное перемещение через территорию страны, с разумным обеспечением требований безопасности грузоперевозок и для самой страны. Реализация транзитного потенциала во многом будет способствовать переходу от сырьевой к инновационной экономики.
Если посмотреть на роль таможни с позиции интересов нашей страны, то оказывается, что воздействие ее контрольно-ограничительной деятельности либо незначительно там, где это необходимо, либо противоречит интересам социально-экономического развития России.
Таможенные органы всех развитых стран стараются действовать так, чтобы способствовать движению товарных потоков: применяются методы параллельного и последующего контроля, осуществляется выпуск товаров под финансовые гарантии грузополучателя, что в результате дает положительный эффект.
Эксперты считают целесообразным рассмотреть вопрос о разделении деятельности ФТС: ответственную за фискальные функции и ответственную за правоохранительные функции. Первое направление должно действовать в тесной связке с Министерством финансов и налоговой службой, а второе – замкнуто на ФСБ, другие правоохранительные органы и должно выполнять задачи по предотвращению контрабанды, в том числе ввоза и вывоза запрещенных товаров (оружие, наркотики и т.п.).
На основании проведённой научно – исследовательской работы, в целях повышения качества и эффективности внешнеторгового оборота, увеличения привлекательности перемещения транзитных грузов через территорию Российской Федерации представляется необходимым рекомендовать:
- Пересмотреть практику таможенной деятельности, в пользу поддержки предпринимательства с учетом государственных интересов, что позволит увеличить внешнеторговый товарооборот, освоить транзитный потенциал страны и, соответственно, увеличить налоговые поступления в доходную часть бюджета;
- С учётом обязательств, принятых на себя Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию и присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), усилить требовательность к руководителям федеральных органов исполнительной власти, прежде всего – таможенных органов, за исполнение Дорожной карты Правительства Российской Федерации «Совершенствование таможенного администрирования», предусматривающей комплекс мер по упрощению порядка обработки внешнеторговых грузопотоков;
- Унифицировать практику классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), принять меры к упрощению всех таможенных процедур на основе перехода к полноценному электронному декларированию товаров;
- В кратчайшие сроки реализовать на законодательном уровне требование Президента Российской Федерации об исключении предпринимательской деятельности в области таможенного дела организаций, подведомственных ФТС России;
- Доработать и принять Федеральные законы, предусматривающие ком-плекс правовых и организационных мер, направленных на оптимизацию движения внешнеторговых грузопотоков. Максимально уйти от разобщенного внутриведомственного нормирования.
- Определить единый орган Правительства РФ, ответственный за реализацию транзитного потенциала Российской Федерации и повышение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры РФ в мировой транспортно-логистической системе, что позволит освободиться от сырьевой зависимости экономики страны.
Авторский коллектив:
В.А. Цветков, руководитель авторского коллектива, член-корреспондент РАН, д.э.н., заместитель директора Института проблем рынка РАН;
А.В. Чуев, к.ю.н., президент ЭАЦ «Модернизация»;
Ю.З. Саакян, канд. физ.-мат. наук, генеральный директор Института проблем естественных монополий;
В.А. Кашин, д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, профессор Российского государственного университета им. Г.В. Плеханова;
М.Д. Абрамов, к.т.н., вице-президент ЭАЦ «Модернизация»;
К.Х. Зоидов, к.э.н., заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН;
А.А. Мигранян, д.э.н., заведующая лабораторией Института про-блем рынка РАН;
А.А. Медков, к.э.н., старший научный сотрудник Института проблем рынкаРАН;
А.В. Григорьев, к.э.н., руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий;
Е.Н. Рудаков, руководитель отдела экономико-математического моделирования Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий;
А.С. Полыгалов, эксперт-аналитик отдела экономико-математического моделирования Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий;
С.Е. Молоканов, Председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая
Россия» по таможенному делу.
Полная версия работы: www.modern-rf.ru
1 Составлено по данным таможенной статистики ФТС РФ, ФС Государственной статистики (Росстата).
URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_c ontent&view= article&id= 13858&Itemid=2095
.
URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/ main/trade/.