Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

История аккредитации. Сравнительный анализ. Предложения для дальнейшего развития

Доклад на совещании
по вопросу развития национальной системы аккредитации
Открытого правительства под председательством Первого
заместителя председателя Правительства РФ И.И.Шувалова
Марина Блудян
Член Президиума Общероссийской общественной организации
малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
24 апреля 2013 года

Задача настоящего доклада не огорчить или обвинить кого-то, а обозначить масштаб задач, стоящих перед всем обществом в части подтверждения соответствия.

1. Мы говорим сегодня о построении системы национальной аккредитации в лице Единого национального органа по аккредитации. Этот орган создавался в рамках гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами ВТО. Принцип ВТО – «отдай свой рынок, получи множество рынков». И чтобы действительно снять торговые барьеры для российских предпринимателей, необходимо добиться признания российских результатов по подтверждению соответствия. И главной и основной целью НОА (Единый национальный орган по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации «Росаккредитация) является международное признание. Однако без глубочайшей и широчайшей ревизии органов по подтверждению соответствия (органов по сертификации и испытательных лабораторий) такое признание невозможно. В том виде, в котором в настоящее время находится система подтверждения соответствия, о международном признании российских результатов глупо даже мечтать.

2. Аккредитация - часть системы подтверждения соответствия, и рассматривать ее отдельно нецелесообразно. Аккредитация является вершиной системы подтверждения соответствия, сосредоточением квалификации и гарантией прозрачности и честности процедур. Безусловно, от аккредитации в этой системе многое зависит, но на настоящую аккредитацию в лице НОА влияет наследие прошлого периода…

3. Предыдущая ситуация:

• 19 систем - 18000 органов по подтверждению соответствия (органы по сертификации и испытательные лаборатории) в обязательной сфере и более 1000 систем подтверждения соответствия в добровольной сфере;

• Процедуры аккредитации закрытые, непрозрачные, без сроков, с привлечением прямых конкурентов;

• Несоответствие органов по подтверждению соответствия (органов по сертификации и испытательных лабораторий) международным стандартам деятельности – заниженные критерии аккредитации. Во многих органах по сертификации Система менеджмента качества состоит буквально из 12 страничек. Регистрационные Журналы ведутся по-разному, часто не прозрачно – из этих журналов невозможно понять - когда подана заявка, когда проводились испытания и когда выдан сертификат. Нет журналов оборота образцов, нет системы хранения образцов. Вот и получается, что многие органы по сертификации или испытательные лаборатории могут выдавать сотни сертификатов или протоколов испытаний в день.

• Реестр экспертов по аккредитации, состоящий из экспертов, далеких от отраслей в своей области компетенции. Международные эксперты - это люди высочайшей квалификации в области своей компетенции, безупречной репутации, известные люди с массивом публикаций и публичных выступлений. С их мнением считаются целые отрасли. Мнение таких специалистов, как правило, принимается безоговорочно. В нашем же случае, кто является экспертом по аккредитации, представители отраслей и ФОИВы вообще не знают. Эти люди получали статус эксперта по аккредитации закрытым путем – какая-то масонская ложа. Поэтому наши эксперты по аккредитации и аккредитовали кого попало, репутацию-то не жалко, когда ее нет. Чтобы было понятно такое отношение к их деятельности, приведу пример – за последние 2-3 месяца до передачи дел (1 ноября 2011 года) в Росаккредитацию было аккредитовано 600!!! органов.

• Существовало требование об обязательном включении экспертов по сертификации в Национальный регистр экспертов по сертификации. Для включения требовалось формальное обучение 72 часа, 3 стажировки - и ты в регистре. А затем рассылался аттестат эксперта по всей стране, и мы наблюдаем экспертов, которые в один день подписывают сертификаты от Хабаровска до Калининграда по 100 штук в день.

• Организация органов по сертификации с едиными органами управления – 10 органов с одним директором, одним бухгалтером и одинаковыми экспертами. Выписываем сертификаты по 200 в день, а если попались – быстро закрылись, и на следующий день «работа» не останавливается. Или продаем сертификаты «налево и направо», и, не дожидаясь инспекционного контроля, закрываемся, и начинаем работать в лице следующего органа. А если кому-то нужно честную сертификацию, то извольте, 1 из 10 органов работает «по-белому». Попробуй - поймай.

• Превышение количества органов по сертификации над количеством испытательных лабораторий. В некоторых отраслях (легкой промышленности, парфюмерии, продукции для детей и подростков, игрушках, упаковки, средств индивидуальной защиты) органов по сертификации в 5 раз больше, чем испытательных лабораторий. Абсурд. Для сравнения в Германии 200 органов по сертификации и 2050 испытательных лабораторий. В нашей стране были созданы и эффективно работали принципиальные системы по подтверждению соответствия, например: система подтверждения соответствия средств связи – 4 органа по сертификации и 35 лабораторий или система подтверждения соответствия в области пожарной безопасности – 64 органа по сертификации и 64 лаборатории.

• Не было единого реестра сертификатов соответствия и деклараций соответствия – в результате мы наблюдаем разные продукты под одним номером сертификата.

• Неоправданные платежи органов по подтверждению соответствия за деятельность. Органы по подтверждению соответствия должны были отчислять в некий научно-технический фонд 1- 4 % от оборота. Такой своеобразный налог на деятельность, который, безусловно, перекладывался, в конечном счете, на плечи потребителей. А за что платил потребитель? Видимо за то, что его обманывали.

4. Результат: сложившийся масштабный мошеннический рынок по выписыванию сертификатов и протоколов испытаний. Огромный денежный оборот (750 миллиардов рублей), затраченный на подтверждение соответствия, в основном до сих пор растекается по паразитическим карманам. В России практически нет отрасли, в которой не применялись бы недобросовестные сертификаты. В этих условиях даже для легальных производителей и поставщиков невыгодно обращаться в честные органы. Конечно, надо отметить, что и в этих мрачных условиях есть честные участники процесса подтверждения соответствия, но это единичные и буквально героические личности. Эти герои нашего времени в меньшинстве, их услугами пренебрегают и пользуются редкие предприниматели – такие же редкие честные люди. Наросла масштабная масса повсеместного всероссийского обмана. Потребителей обманывают буквально везде. И кризис недоверия в обществе, о котором все говорят, это результат работы не политиков, большинству населения не важны политические проблемы, наши граждане устали от повседневного бытового обмана.

5. С момента организации НОА:

• 19 систем подтверждения соответствия преобразовались в 1 систему (кроме оборонной отрасли);

• Выпущено 602-ое Постановления Правительства с существенно расширенным перечнем критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующим международным стандартам. Было 5 критериев, и можно было бы легко нарядиться в соответствующие одежды, и стать органом по сертификации. Стало 65 критериев – задача существенно усложнилась для жуликов.

• Установлены понятные прозрачные процедуры аккредитации со сроками, калькуляциями затрат, возможностью отклонения экспертов, возможностью апелляций.

• Эксперты по аккредитации теперь сдают экзамены по области своей компетенции, знанию процедур аккредитации и процедур подтверждения соответствия.

• Отменено обязательное включение экспертов по сертификации в единый национальный регистр (что экономит органам до 50 000 рублей бесполезных затрат по одному эксперту), при этом введен мониторинг экспертов – орган не получает аккредитации, если в его штате работает эксперт из другого органа;

• Ведется единый реестр выданных сертификатов в части подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза и деклараций соответствия;

• Прекращены отчисления органов по сертификации с оборота 1-4% в некий научно-технический фонд.

6. Для скорейшего преодоления наследия предыдущего периода необходимо:

• Всемерно и всемирно усилить контроль на рынке.

• Повысить репутационные риски участников системы подтверждения соответствия – создать черные списки нарушителей и жуликов и вести их прямо на сайте Росаккредитации;

• Организовать Общественный Совет Росаккредитации и при нем постоянно действующую рабочую группу для работы с обращениями общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, а также для мониторинга за объявлениями в интернете и других СМИ с предложениями о выдаче сертификатов за 1-3 дня;

• В Росаккредитации упростить процедуру приостановления деятельности и отзыва аттестата аккредитации у органов по подтверждению соответствия в случае выявления недобросовестной деятельности;

• Предоставить возможность ФС по аккредитации отзыва несоответствующих сертификатов соответствия. Иначе будет продолжаться абсурдная ситуация – Росаккредитация останавливает деятельность недобросовестного органа по сертификации, а выданные им сертификаты продолжают действовать.

• Должна быть организована выдача бланков сертификатов в одном окне. Иначе действия по прекращению деятельности жульнических контор бесполезна - приостанавливают деятельность одни, а бланки выдают другие.

• Упростить процедуру подтверждения соответствия товаров с маркировкой СЕ. На самом деле смешно, когда поставщик качественной европейской продукции с маркировкой СЕ должен доказывать нашим наполовину действительным органам безопасность своей продукции. Такое нововведение существенно сократит денежные объемы для жульнических контор, организованных прямо на таможенных пунктах. Сегодня легальные иностранные поставщики, прошедшие процедуры подтверждения соответствия в Европе, и понимая формальный характер российской сертификации, вынуждены пользоваться услугами этих «гопников». При упрощении процедуры «гопники» станут не нужны и исчезнут сами собой.

• Ускорить принятие Федерального закона об аккредитации.
Сегодня в Росаккредитацию пришли молодые, амбициозные люди. Все, кто имеет отношение к этой сфере, признают их самоотдачу, работоспособность и некоррумпированность. Есть и столь нужная политическая поддержка со стороны Открытого правительства и со стороны курирующего Вице-премьера И.И.Шувалова. Но все эти люди чиновники, и без поддержки со стороны общества им не справиться. Необходимо максимально включиться в процесс всем заинтересованным лицам. Потому что это вопросы нашей повседневной безопасности.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости