Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, провело оценку регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Проект акта) и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях реализации статьи 37 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В настоящее время государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Проектом акта предполагается утвердить Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (далее – проект Положения) и Изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее – проект Изменений).
Проект Положения предусматривает определение основной задачи и содержания государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, порядка планирования работ по государственному санитарно-эпидемиологическом нормированию, разработки и утверждения проектов государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также ведения единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Проектом Положения предусмотрен переход части функций по утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов от Роспотребнадзора к Министерству здравоохранения Российской Федерации. В связи с чем проектом Изменений предусматривается перераспределение штатной численности и бюджетных ассигнований между Роспотребнадзором и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В рамках оценки регулирующего воздействия выявлен ряд предложений и замечаний к нормам проекта Положения и проекта Изменений.
1. Нормы проекта Положения предусматривают разработку и утверждение Министерством здравоохранения Российской Федерации следующих нормативных правовых актов:
порядка контроля за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию (абзац второй пункта 7.1 проекта Положения);
общих требований к построению, изложению и оформлению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов (абзац второй пункта 7.1, абзац четырнадцатый пункта 11 проекта Положения);
Классификации государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов по направлениям государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (абзац шестой пункта 7.1, пункт 15 проекта Положения);
порядка учетной регистрации санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в целях их систематизации (абзац седьмой пункта 7.1 проекта Положения);
положения об Экспертном совете (абзац четырнадцатый пункта 7.1 проекта Положения).
Обращаем внимание, что Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (далее – Положение № 608), принятие указанных нормативных правовых актов Министерством здравоохранения Российской Федерации не предусмотрено.
При этом проектируемые проектом Изменений положения не предусматривает внесение соответствующих изменений в Положение № 608.
Кроме того, согласно пункту 7.1 проекта Положения одним из полномочий Министерства здравоохранения Российской Федерации является «формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования». Считаем необходимым предусмотреть в проекте Положения и проекте Изменений необходимость принятия Министерством здравоохранения Российской Федерации разработки и утверждения порядка формирования и ведения единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
2. Согласно абзацу второму пункта 16 проекта Положения «единая федеральная база данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования подлежит размещению на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации и должна обновляться в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов».
Для возможности заблаговременного применения субъектами предпринимательской деятельности государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов полагаем необходимым их размещение на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации с момента официального опубликования, но до их вступления в силу.
3. Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7.1 проекта Положения Экспертный совет рассматривает вопросы необходимости разработки государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и разрабатывает методы контроля их соблюдения. При этом рассмотрение по существу самих нормативов и правил не входит в компетенцию Совета, что противоречит абзацу девятому указанного пункта проекта Положения.
4. Учитывая, что для финансирования разработки проектов государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов необходимо выделение бюджетных средств, в пункте 8 проекта Положения считаем целесообразным указать периодичность подготовки плана по разработке правил и нормативов.
5. Согласно пункту 2 Проекта акта, а также Финансово-экономическому обоснованию к Проекту акта его реализация не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Однако разработчиком не учтены издержки федерального бюджета на финансирование:
оборудования 22 новых рабочих мест в связи с формированием новых штатных единиц Министерства здравоохранения Российской Федерации (помещения, мебель, оргтехника);
разработки Министерством здравоохранения Российской Федерации единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов (абзац шестой пункта 7.1, абзац девятый пункта 11 проекта Положения);
разработки Министерством здравоохранения Российской Федерации Классификации государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов (абзац второй пункта 7.1, пункт 15 проекта Положения);
формирования, размещения, периодического обновления Единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (абзац восьмой пункта 7.1, пункт 16 проекта Положения).
При этом разработчиком указанные расходы в Финансово-экономическом обосновании к Проекту акта не приведены.
Таким образом, необходимо приведение в Финансово-экономическом обосновании к Проекту акта дополнительных расчетов потенциальных расходов федерального бюджета.
6. Представленные редакции проекта Положения и проекта Изменений содержат положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия были проведены публичные консультации (справка о результатах публичных консультаций прилагается). Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие общественные организации.Источник - Министерство экономического развития
Российской Федерации