МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Академия Экономической Безопасности МВД России
Москва – 2010
Авторы:
С.В. Кретов – начальник Управления строительства Южного административного округа города Москвы;
А.А.Крылов – главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор экономических наук, профессор
В пособии раскрываются формальные требования к реализации инвестиционных строительных программ в г. Москве, перечислены субъекты контроля за этой деятельностью, представлены их функции, определены и классифицированы угрозы и индикаторы экономической безопасности в сфере реализации инвестиционных строительных программ, предложен универсальный инструментарий, позволяющий осуществлять мониторинг реализации поставленных задач.
Пособие предназначено для слушателей специальных учебных заведений, а также для практических работников в сфере обеспечения экономической безопасности.
Строительство в российской экономике всегда было, есть и будет одной из важнейших отраслей. В столь огромной стране как Россия строительство имеет большое значение. Огромные территории, большая численность населения, протяженная граница, разнообразие географических и природных условий предполагают разработку и реализацию серьезных инвестиционных строительных проектов.
Сегодня строительный комплекс страны и, соответственно, города Москвы следует условно разделять на два уровня, отличающихся друг от друга финансовыми и товарными потоками, а следовательно, и степенью криминализации. К первому уровню относится производственное строительство, ко второму – непроизводственное, жилищное строительство и рынок недвижимости. Особенно сильно криминализировано жилищное строительство. Специфика строительной отрасли, как известно, связана с высокими инвестиционными и «девелоперскими» возможностями, что делает ее по сравнению с другими секторами экономики более уязвимой перед различными угрозами. Вообще проблема инвестирования для строительства является одной из наиболее острых. С одной стороны, низкая привлекательность строительства для инвесторов определяется нестабильной экономической ситуацией в стране и в мире, жесткими условиями финансирования, длительной окупаемостью капитальных вложений и, наконец, высокими рисками, которые сопровождают долгосрочные вложения в инвестиционные строительные проекты. В то же время успешные строительные проекты показывают высокую норму прибыли, что связано с быстрым ростом цен на недвижимость, длительно сохраняющейся высокой инфляцией и ограниченным в России рынком надежных и ликвидных активов. Столь противоречивое состояние строительной отрасли привело к тому, что она развивалась значительно быстрее многих других отраслей экономики страны и в то же время остается сильно криминализированной.
Следует отметить, что в строительном комплексе Москвы ситуация несколько лучше, чем в других регионах страны. В последнее десятилетие здесь ежегодный объем одновременно реализуемых инвестиционных строительных проектов составляет несколько тысяч общей стоимостью в сотни миллиардов рублей. Для этого, например, в области жилищного строительства практически в каждом проекте привлекаются деньги дольщиков (соинвесторов) в лице юридических и физических лиц. Такой подход позволил решить одну из самых острых проблем – нехватку инвестиций. Однако практика показала, что подобные схемы инвестирования требуют специального контроля со стороны правоохранительных органов. Кроме того, многие организации-застройщики нуждаются в информационной, организационной и юридической поддержке, начиная со стадии вступления в проект и – вплоть до его завершения.
Помимо чисто организационных проблем в ходе реализации инвестиционных строительных проектов возникает немало проблем криминального характера. Во-первых, строительство как отрасль народного хозяйства традиционно считается сильно криминализированным. Этому всегда способствовали большие объемы скрытых, трудно проверяемых работ, высокая материалоемкость и трудоемкость производственных процессов в строительстве, территориальная разбросанность строительных объектов, что осложняет охрану и контроль. Во-вторых, в условиях рыночных отношений инвесторами стали выступать самые различные субъекты, а не только государство, как это было до реформ. Поэтому участились факты хищений денежных средств и мошенничеств. В-третьих, в дореформенный период криминализации был подвержен чаще процесс непосредственного строительства того или иного объекта и реже – процесс материально-технического и финансового обеспечения строительства. Сегодня, в условиях рыночных отношений, когда число участников реализации инвестиционных строительных программ сильно расширилось, криминализации стали подвергаться практически все этапы реализации проектов. Особую опасность при этом вызывает криминализация отношений, возникающих на этапе подготовки и утверждения разрешительной документации, проведения конкурсов, привлечения денежных средств граждан и юридических лиц, реализации законных прав участников долевого строительства.
Внушительные объемы денежных средств, находящихся в обороте в строительной сфере, масштабное финансирование приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не осталось без внимания со стороны преступных групп. Анализ состояния преступности в строительной сфере свидетельствует о тенденции роста количества совершаемых преступлений, а также о появлении новых форм правонарушений.
Новая экономическая среда, сформировавшаяся в стране и, соответственно, в Москве, объективно генерирует новые угрозы экономической безопасности. Поэтому работа по обеспечению экономической безопасности сложных экономических процессов должна строиться, во-первых, на знании и прогнозировании новых угроз и, во-вторых, на использовании регулярных, сквозных, управленческих технологий, предотвращающих появление любых отклонений от утвержденных разрешительной документацией параметров.
В силу того, что угрозы экономической безопасности могут не проявляться в cкрытой форме, следует пристально следить за различными косвенными показателями, а также за теми сигналами, которые в слабой и неявной форме поступают от традиционных индикаторов экономической безопасности. Для реализации инвестиционных строительных проектов в качестве косвенных показателей экономической безопасности успешно могут применяться показатели, принятые в оперативно-экономическом анализе.
Организационные предложения и рекомендации, а также специальный инструментарий, изложенные в данном пособии, апробированы на базе ГУП «Стройинвестэкспертиза» Управления города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства правительства Москвы.
Москва как огромный мегаполис с многомиллионным населением является одним из самых мощных в стране хозяйствующих субъектов. Достаточно отметить, что занимая всего 0,01 процента территории страны, она производит 7,3 процента валового национального продукта, в Москве занято 13,6 процента всех занятых в экономике страны, в ней сосредоточено 21,7 процента финансовых, кредитных и страховых компаний, обучается 4,5 процента всех студентов, сосредоточено 33,2 процента всей науки. Если говорить о строительной отрасли, то в Москве сосредоточено 15,7 процента всего строительного потенциала страны и 5 процентов инвестиций, которые направляются в основной капитал различных организаций. В 2007 году эти инвестиции составили 375 млрд руб., а в ближайшем будущем эта цифра должна многократно увеличиться. Согласно проекту Стратегии развития города Москвы до 2025 года, в 2015 году ожидается 2000 млрд рублей инвестиций, в 2020 году – 2500 млрд. рублей и в 2025 – 3000 млрд рублей (если считать в ценах 2007 года) ( См., Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года. Проект, подготовленный Институтом экономики РАН. – М., 2008. С. 76. ).
Экономический потенциал Москвы во многом определяет потенциал всей центральной части Российской Федерации. Если обратиться к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.08 г. № 1662-р.) , то здесь развитие центральной части России связано с расширением зоны опережающего экономического роста за пределы Московской городской агломерации и с максимальным использованием преимуществ емкого столичного рынка, с реализацией потенциала исторически сложившихся специализаций близких к Москве регионов и инновационной диверсификацией их экономики. Расширение в ближайшем будущем сети высокоскоростных магистралей создаст условия для формирования в структуре Московской городской агломерации новых мест расселения с высоким качеством жизни и деловой инфраструктуры, что в совокупности с мощным научно-образовательным потенциалом столицы и научно-инновационных центров (так называемых наукоградов), прежде всего Дубны, Черноголовки, Зеленограда, Троицка, Протвино, Королева, Обнинска и Сколкова, создаст основу для рационального размещения новых высокотехнологичных производств в обрабатывающих отраслях экономики и современных траспортно-логистических и сервисно-управленческих комплексов. А это, в свою очередь, даст мощный импульс развитию строительной деятельности в городе Москве и Московской области. Кроме того, развитие московского логистического узла, международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, связывающих близлежащие области со столицей, обеспечит снижение транспортных издержек и рост инвестиций во многие отрасли, в том числе и в строительство.
Если посмотреть прогноз структуры инвестиций в целом по России, то до 2020 года предполагается рост инвестиций в недвижимость (с 17,3 % до 21 %) (См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Приложение № 4 (Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а это означает увеличение числа и масштабности инвестиционных, строительных проектов.
Сегодня градостроительная политика города перед участниками инвестиционных строительных проектов ставит следующие задачи:
– формирование регионального механизма, регулирующего устойчивое градостроительное развитие как для города Москвы, так и для всего столичного региона;
– в реализации инвестиционных строительных проектов в обязательном порядке должны присутствовать специальные меры по сохранению и оздоровлению городской среды, рекультивации, благоустройству и озеленению земель, развитию рекреационной системы;
– системная реконструкция городского и регионального промышленного, транспортного, энергетического и водохозяйственного комплексов.
В обозримом будущем в области градостроительного стратегического планирования предполагается перейти к разработке и рассмотрению набора различных сценариев возможного развития экономической, демографической, промышленной, градостроительной, транспортной и экологической ситуации и перспектив развития Москвы и столичного региона в рамках концепции устойчивого и безопасного развития. Основными приоритетными задачами в инвестиционной строительной деятельности в Москве и в столичном регионе будут:
– достижение жилищной обеспеченности к 2025 году в размере не менее 35 кв. м/чел. (с учетом жилищного фонда города, принадлежащего москвичам и расположенного в Московской области);
– сокращение очереди граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий, на 5 – 10% в год. Доведение объёма социального заказа в строительстве жилья в Москве до 50% от общего объёма, строительство «доходных» домов для арендаторов, общежитий и гостевого жилфонда для научных кадров и молодых учёных;
– минимизация возможностей приобретения квартир класса «люкс» и «бизнес-класса» для иногородних покупателей в качестве капитализации свободных денежных средств;
– повышение уровня доступности получения (приобретения) жилых помещений для населения, приоритетное улучшение жилищных условий молодых семей;
– улучшение качества жилищного фонда и уровня его благоустроенности;
– увеличение количества учреждений социальной сферы (здравоохранения, образования (в том числе детских дошкольных учреждений), физкультуры и спорта, социальной защиты населения и т.д.) до нормативного уровня;
– стабильное развитие экономики Москвы, увеличение объемов производства годового валового регионального продукта (ВРП) в 2025 году в 2,1 раза по сравнению с 2010 годом;
– совершенствование отраслевой структуры производства ВРП с опережающим ростом производства товаров (7,0 раза) над производством услуг (3,6 раза) к 2025 году. В производстве товаров наиболее высокие темпы предполагается обеспечить в промышленном производстве, строительстве, в производстве услуг, в науке, научном обслуживании, энергетике, транспорте, информационно-коммуникационных технологиях, связи и жилищно-коммунальном хозяйстве. Дальнейшее развитие должны получить отрасли, обслуживающие функционирование рынка. Предполагается привлечение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2015 году в объемах, превышающих уровень 2010 года в 2 раза, с последующим увеличением к 2025 году в 3,0 раза. В структуре финансирования возрастание собственных средств предприятий к 2025 году должно увеличиться в 5 раз, а внебюджетных источников финансирования – в 4 раза;
– изменение технологической структуры инвестиций должно быть направлено в сторону увеличения активной части основных фондов;
– адаптация мощностей строительного комплекса Москвы к меняющемуся градостроительному заказу.
Столь существенные структурные изменения предполагают качественные изменения в работе органов исполнительной власти города и, в частности, Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы (на рис. 1.1. показана нынешняя структура этого комплекса).
Рис. 1.1. Организации, входящие в Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы, участвующие в реализации и контроле инвестиционных строительных проектов
Следует отметить, что в последние годы результаты работы комплекса градостроительной политики и строительства впечатляют. Несмотря на многочисленные сложности и переходного периода, и мирового финансового кризиса, которые сильно сдерживали развитие экономических процессов в стране, строительный комплекс города Москвы ежегодно наращивал свой потенциал. Убедиться в этом можно, если посмотреть ежегодные отчеты об итогах работы комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Начиная с 2001 года, такие отчеты готовились ежегодно и издавались в форме постановлений правительства Москвы. Итоговая сравнительная по годам таблица представлена в приложении 1.1. Здесь же отметим, что в 2000-ые годы наблюдалось стабильное увеличение объемов построенного жилья (с 3,84 млн кв.м до 5,41 млн кв.м.), количества общеобразовательных школ (с 17 до 24 ежегодно), детских садов (с 13 до 101), спортивных и оздоровительных сооружений (с 6 до 24), предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (с 1,9 тыс. до 3,8 тыс.), гаражей и стоянок (с 70 тыс. мест до 120 тыс.).
Известно, что одним из основных и социально значимых результатов работы строительного комплекса города является строительство жилья. Дело в том, что жилищная проблема для Москвы продолжает оставаться острой, особенно для населения с низким уровнем доходов. Кроме того, эта сфера чрезвычайно сильно криминализирована.
Цены на жильё в городе растут очень высокими темпами. Одной из причин этого стало использование жилья в качестве инвестиционного инструмента, источника спекулятивных доходов риэлтерских структур. Такая привлекательность жилья обусловлена очень низкими (на 2 – 3 порядка ниже, чем в ЕС и США) ставками налогообложения недвижимости, являющимися прерогативой местных властей. По-видимому, назрело введение специального экономического механизма, который будет облагать повышенным налогом коммерчески приобретенное жилье, не используемое владельцем для собственного проживания. Главными направлениями решения жилищной проблемы в городе Москве в ближайшее время должны стать:
– создание жилищного фонда социального найма путем строительства жилых домов с гибкой конструктивной схемой, обеспечивающей возможность их многократной перепланировки, приспособления для целей социального найма, подлежащего реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда с ограниченными возможностями улучшения планировки квартир, сохранения в собственности города неприватизированного жилищного фонда;
– уменьшение доли физически амортизированного и морально устаревшего фонда, в т.ч. за счет сноса ветхого жилищного фонда и жилых домов первого и, частично, второго периодов индустриального домостроения при увеличении объемов реконструкции жилищного фонда;
– создание новых типов жилых домов с гибкой конструктивной схемой, позволяющей учитывать потребности в жилье различных демографических групп и различных по своему составу семей, в том числе сложных, использование первых этажей для размещения объектов с необходимым набором услуг для малоимущих или маломобильных групп населения.
В связи с этим перед Комплексом градостроительной политики и строительства города Москвы стоят следующие задачи:
- Наращивание объемов социального и муниципального жилищного строительства.
- Инвестирование бюджетных средств в строительные проекты по созданию жилищного фонда социального найма.
- Рационализация территориальной структуры жилищного строительства и плотности застройки, повсеместного отказа от точечной застройки в пользу массовой.
- Поиски экономических механизмов и стимулов для рационального использования уже существующего жилья и финансирования нового строительства муниципального жилья.
- Повсеместное использование ресурсосберегающих строительных технологий, позволяющих снижать потребность в инвестиционных ресурсах в строительной сфере.
Таким образом, состояние инвестиционной строительной деятельности в городе Москве говорит о том, что основными направлениями вложения финансовых средств и организационных усилий в этой сфере являются и будут оставаться: жилищное строительство, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, коммунального хозяйства, объектов потребительского рынка, культурно-оздоровительных объектов. Для решения существующих в городе социальных и экономических проблем предполагается наращивание инвестиционных ресурсов и совершенствование механизмов отбора и утверждения инвестиционных строительных проектов. Если в стране будет благоприятная экономическая среда, то Строительный комплекс города Москвы сможет и в дальнейшем расширять и усложнять инвестиционные строительные программы.
инвестиционных строительных программ
Нормативно-правовая база, регламентирующая функционирование строительной отрасли, чрезвычайно сложна и многообразна, что объясняется целым рядом причин. Во-первых, строительная отрасль предполагает соблюдение всех инженерно-технических требований, особенно тех, которые так или иначе влияют на безопасность строящихся объектов и безопасность уже построенных и используемых человеком зданий и сооружений. Во-вторых, любое строительство предполагает встраивание нового объекта в уже существующий интерьер и при этом важно не нарушить интересы других субъектов, расположенных на данной территории. В-третьих, практически везде, а в городах – повсеместно, существуют определенные архитектурные требования, которые должны быть учтены при строительстве нового объекта. В-четвертых, существуют определенные социально-экономические параметры, которые должны быть учтены при любом строительстве. И, наконец, имеются различные специальные требования, выполнение которых обязательно в процессе собственно строительства. Практически все перечисленные выше аспекты связаны с безопасностью: технической, экологической, производственной, экономической.
Основополагающим для инвестиционных строительных проектов документом является Градостроительный кодекс г. Москвы, который был принят как Закон города Москвы 25 июня 2008 года. Регулируя основные отношения по вопросам градостроительной деятельности в городе, Градостроительный кодекс нацелен на формирование благоприятной для жизнедеятельности человека среды. Сюда включается сохранение исторического и природного своеобразия территории города, особенностей его планировочной структуры, природных и природно-антропогенных ландшафтов, природных экосистем и архитектурного облика. Особое внимание уделяется сохранению и совершенствованию городской среды. Речь идет о достижении определенного социального качества и комфорта городской среды, куда включаются: комплексность застройки, инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения территории, доступность для населения, включая инвалидов, социально значимых объектов обслуживания, инфраструктуры, рекреационных территорий, территорий общего пользования и общественных пространств. Кодекс нацелен на создание градостроительных условий, благоприятных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы, роста благосостояния, экономической самостоятельности, эффективной занятости и социальной защищенности населения города, повышения конкурентоспособности экономики города, привлечения инвестиций, эффективного использования внутренних ресурсов развития экономики города Москвы. Кроме того, кодекс нацелен на создание градостроительных условий, благоприятных для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в том числе для реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, действие которых распространяется на территорию города. В этом документе также учитываются особенности взаимосвязей города Москвы и Московской области.
Фактически все эти параметры так или иначе влияют на экономическую безопасность города и жителей, проживающих в нем. Поэтому можно утверждать, что Градостроительный кодекс города Москвы является одним из документов, определяющих обеспечение экономической безопасности города как сложного территориального образования, а также всех строительных процессов в городе.
Согласно ст.7 п.7 Градостроительного кодекса г. Москвы, правительство города должно осуществлять: проведение государственной экспертизы всех проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий; организацию выдачи разрешений на строительство; государственный строительный надзор; выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Мы специально акцентируем внимание читателя на этих функциях исполнительных органов власти города, так как они являются одним из важнейших методов обеспечения экономической безопасности планируемых инвестиционных строительных проектов.
Вторым основополагающим нормативно-правовым документом, влияющим на экономическую безопасность в сфере строительства, является Закон города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19 декабря 2007 года №48 (в ред. от 03.02.2010 №3). Этот документ регулирует отношения в сфере землепользования в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе, особенности управления землями, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности, порядок охраны земель и контроля за их использованием, а также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в городе Москве в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации.
В силу того, что практически все инвестиционные строительные проекты являются долговременными и в процессе их реализации возникает большое количество форс-мажорных обстоятельств, которые могут влиять на сроки реализации проектов, на особенности конструкции строящихся объектов и их использования, инвесторы достаточно часто вынуждены обращаться в органы исполнительной власти с просьбами о внесении изменений в первоначальные договоры. Для объективного и ускоренного рассмотрения подобных обращений разработано и введено в действие специальное Положение о рассмотрении обращений по вопросам внесения изменений в условия заключенных органами исполнительной власти города Москвы договоров аренды земельных участков и инвестиционных контрактов (договоров), предусматривающих строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) градостроительных объектов, применения мер ответственности за невыполнение условий указанных договоров и контрактов и их расторжения (См: постановление правительства Москвы от 27 марта 2007 г. № 196-ПП.) . Здесь четко прописан алгоритм действий заявителей и органов исполнительной власти, перечень необходимых документов, их реквизиты, субъекты экспертной деятельности, которая необходима для принятия решений, порядок обжалования отказов и т.п. На первый взгляд может показаться, что порядок рассмотрения обращений по вопросам внесения изменений в договоры аренды земельных участков и инвестиционные контракты очень сложен и создает много возможностей для злоупотреблений как со стороны инвесторов, которые могут пытаться немотивированно перепрофилировать будущий объект, так и со стороны представителей органов исполнительной власти, которые могут задерживать решение вопросов или необоснованно отказывать заявителям. На самом деле в Положении четко определены сроки рассмотрения заявлений и возможные причины, по которым могут быть приняты отрицательные решения. Практика показала, что правительство города заинтересовано в безусловной реализации запланированных инвестиционных строительных проектов и в случаях появления каких-либо осложнений (технических, экономических, организационных) готово идти навстречу инвесторам и помогать им.
Сложный и долговременный характер реализации инвестиционных строительных проектов часто порождает всевозможные сбои в этих процессах. Ниже специально будет идти речь о возможных в инвестиционной и строительной сферах угрозах. Здесь же отметим, что с целью предупреждения различных злоупотреблений как со стороны служащих правительства города, так и со стороны потенциальных инвесторов, заказчиков и подрядчиков строительных проектов был утвержден специальный Регламент подготовки документов Комитетом государственного строительного надзора города Москвы в режиме "одного окна" (постановление правительства Москвы от 30 января 2007 г. № 55-ПП) . Фактически этот документ регламентирует порядок организационного и документационного обеспечения работы с заявителями (юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями), обратившимися в службу "одного окна" Комитета государственного строительного надзора города за получением либо разрешений на строительство, либо разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию.
В силу того, что все документы, которые сопровождают реализацию инвестиционных строительных проектов, подвергаются специальной экспертизе, в ходе которой могут возникать спорные ситуации и неоднозначное понимание различных параметров строительства, Правительством Российской Федерации (эта проблемы является общей для всех регионов страны) разработано и утверждено специальное Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в ред. постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 № 970, от 16.02.2008 № 87, от 07.11.2008 № 821)) . Согласно этому положению экспертизе должны подвергаться документация и изыскания только сложных и опасных объектов, сооружение которых осуществляют специализированные подрядчики, обладающие опытом и профессиональными кадрами. Это сильно снижает возможность коррупционных отношений в ходе проведения экспертиз. В то же время сооружение обычных бытовых объектов, мелких объектов, связанных с предпринимательской деятельностью, не требует специальной экспертизы инвестиционно-строительной документации.
Чрезвычайно большое значение для успешной реализации инвестиционных строительных проектов в городе Москве имеют нормативные требования и реальная практика проведения торгов потенциальных инвесторов и подрядчиков. Дело в том, что вплоть до 2006 года правила в этой сфере не соответствовали реальным рыночным отношениям, сложившимся в стране, что не позволяло рационально использовать выделяемые из бюджета денежные ресурсы. Такая практика имела место практически во всех регионах страны и во всех сферах экономической деятельности. Результатом было значительное снижение показателей эффективности функционирования сферы государственных закупок, большое количество правонарушений, в том числе коррупционной направленности (См., например: Гольцунов Е.П. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок. Автореферат дисс.... канд.экон.наук – М., Академия экономической безопасности МВД России, 2009). С выходом в свет Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г., 20 апреля 2007 г., 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст.3105) (далее – Закон № 94 -ФЗ) существенным образом изменилось правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.
20 мая 2008 года правительство Москвы издало постановление «О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы» (в ред. постановлений правительства Москвы от 23.12.2008 № 1193 - ПП, от 30.06.2009 № 643 - ПП), которое полностью реализует принципы и порядок, заложенные в 94 Федеральном законе.
В итоге на 01.06.2010 года нормативные требования реализации инвестиционных строительных программ в городе Москве содержатся в 34-х документах федерального и местного уровня (список – см. в Приложении 1): один имеет статус постановления Правительства Российской Федерации, 2 – закона города Москвы, 27 – постановления правительства г. Москвы и 4 – распоряжения правительства Москвы. Все эти документы не только регулируют порядок и организацию инвестиционной и строительной деятельности в городе, но и предусматривают различные механизмы защиты экономических интересов города и его жителей. Всё это, конечно, не гарантирует полную безопасность всех субъектов города (граждан, хозяйственных структур, органов исполнительной власти и т.п.). Имеется в виду безопасность в широком смысле, куда включается защищенность от преступности, неправильных или корыстных управленческих решений, неблагоприятного экологического воздействия, монополистических действий различных хозяйствующих субъектов, негативных последствий миграционных процессов, своеволия представителей федеральных органов власти, противоречий с соседними субъектами Федерации и т.п. Однако безопасность экономическая, понимаемая как защита от внешних и внутренних угроз, связанных с неблагоприятными организационно-экономическими явлениями, в целом обеспечивается. Тем не менее, учитывая нынешний динамизм экономических преобразований в стране и, в частности, в Москве, действующая нормативно-правовая база должна совершенствоваться. Этот процесс идет, что подтверждает, например, появление таких специфических законов, как Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214 -ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». До 2000 года никто не мог даже предположить, что для регулирования инвестиционного жилищного строительства понадобится специальный нормативный акт. Отсюда следует вывод, что нормативно-правовая база, регулирующая сложные социальные и экономические процессы, должна постоянно анализироваться на предмет её соответствия изначальным целям и текущим условиям, т.е. необходим специальный криминологический мониторинг существующей нормативной базы. Для этого должны создаваться специальные организации, или эта функция должна придаваться уже существующим организациям из числа органов исполнительной власти или независимых общественных структур.