Аналитический центр ОАО «МСП Банк»
Исаев А.О.
Шамрай А.А.
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
- Краткая характеристика уровня развития сектора МСП и системы его государственной поддержки в Республике Беларусь
- Основы законодательного регулирования
- Особенности кредитования сектора МСП
ВВЕДЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
По состоянию на конец 2009 года в Республике Беларусь насчитывалось 77 402 малых предприятия, на которых было занято (без учета внешних совместителей) 691 060 человек (7,3% от численности населения)1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 99 662 млрд. белорусских рублей2 (28,3% от общей выручки предприятий Беларуси). Малые предприятия обеспечивают формирование около 11,4% ВВП и 34,3% товарного экспорта.
Основная доля малых предприятий (42%) занята в сфере торговли и общественного питания, значительную часть также составляют промышленность (19,9%), строительство (10,2%) и транспорт (8,4%)3.
Согласно данным, опубликованным на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь, в последние годы наблюдается постоянный рост как числа малых предприятий и их основных экономических показателей, так и их роли в экономике страны.
Таблицы с более подробными характеристиками развития сектора МСП в Республике Беларусь приведены в приложении.
На сегодняшний день в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1.07.2010 N148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (вступил в силу 15 января 2011 года) к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
- субъекты среднего предпринимательства – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Специальной регистрации в качестве субъекта МСП или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
В соответствии с законом о поддержке малого и среднего предпринимательства субъекты МСП могут рассчитывать на следующие меры поддержки со стороны государства:
- финансовая;
- имущественная;
- информационная;
- иные формы поддержки (содействие участию МСП в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), содействие внешнеторговой деятельности, поддержка в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров).
Поддержку МСП уполномочены оказывать следующие 7 видов организаций:
- областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет;
- банки;
- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
- центры поддержки предпринимательства;
- инкубаторы малого предпринимательства;
- учреждения финансовой поддержки предпринимателей;
- общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников следующими организациями:
- Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей: в форме предоставления финансовых средств на возмездной и безвозмездной основе, имущества на условиях лизинга, а также гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;
- Областными и Минским городским исполнительными комитетами: в форме предоставления финансовых средств на возмездной и безвозмездной основе, субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, а также для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателя и субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях или с их организацией;
- Банками Республики Беларусь: путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Конкретные механизмы оказания имущественной поддержки в законе четко не прописаны. В то же время, согласно тексту Закона к ним могут относиться:
- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей в пользу субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующих данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Информационная поддержка предусматривается в следующих основных формах:
- освещение в СМИ, сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки МСП;
- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки МСП;
- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов МСП об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
- создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития МСП.
Одной из главных проблем малого и среднего бизнеса Беларуси на сегодняшний день остается доступ к кредитным ресурсам. Банковскую систему страны можно разделить на две группы организаций:
- 5 системообразующих банков (Беларусбанк, Белпромстройбанк, Белинвестбанк, Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк), которые контролируют около 80% банковского сектора и кредитуют госпредприятия;
- 26 негосударственных банков, предоставляющих кредиты преимущественно предприятиям частного сектора.
Одним из наиболее значимых источников привлечения средств для МСП являются кредитные союзы. Согласно Гражданскому кодексу Белоруссии, кредитные союзы регистрируются в форме некоммерческих потребительских кооперативов. Таким образом в Минске работает Столичный клуб взаимопомощи, который первоначально выдает займы (кредиты) под 3% в месяц на срок до 18 месяцев. Каждый последующий заем выдается с пониженной процентной ставкой. В кредитном союзе максимально упрощена схема оформления займа, а получение денег возможно уже в день подачи заявления.
В то же время стоит отметить, что в настоящее время сектор кредитования МСП Беларуси активно развивается. Белорусские банки участвуют в специальных программах кредитования малого бизнеса, реализуемых международными финансовыми институтами Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации. Для принятия дополнительных мер по привлечению кредитов Европейский банк реконструкции и развития разработал для Беларуси стратегию, в рамках которой открыта линия микрокредитования по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. При этом стратегия на последующие годы будет направлена на увеличение объема кредитных ресурсов.
Особые предложения для малого и среднего бизнеса - микрокредит, кредит на развитие бизнеса, кредит на коммерческий транспорт и на коммерческую недвижимость – предлагает банк ВТБ (Беларусь).
Собственная программа кредитования малых и средних предприятий действует в Белросбанке.
В конце августа 2008 г. в Беларуси начал работать Белорусский банк малого бизнеса, основным продуктом которого является кредитование МСП. Проект запущен при поддержке Национального банка Республики Беларусь и восьми ведущих акционеров: Коммерцбанка АГ (Германия), Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Департамента по развитию финансового и частного сектора Европы (Германия), Нидерландской компании финансового развития, ШорБанка Интернэшнл (США), ШорКэп Интэрнэшнл (ShoreCap International Ltd, США), шведского банка Swedfund, и направлен на поддержку развития частных предприятий. Задача новой финансовой организации на рынке Беларуси – обеспечить стабильное оказание финансовых услуг во всех регионах страны.
Кредитование малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений работы ряда коммерческих белорусских банков (Приорбанк, Белгазпромбанк, Белросбанк, ВТБ (Беларусь), Межторгбанк и др.). В тех банках, где выдают кредиты МСП, разрабатываются специальные программы кредитования проектов малого и среднего бизнеса. Кредиты в большинстве банков предоставляются в четырех валютах: белорусский и российский рубль, доллар США и евро.
Наиболее часто встречается кредитование на срок в 7 лет. Размер верхнего лимита беззалогового кредитования варьируется от 10 до 35 тыс. долларов США4.
1 Численность населения Республики Беларусь по состоянию на конец 2009 года составляла 4 643,9 тыс. человек.
2 961 060 млн. рублей по курсу Банка России с 25 февраля 2011 года (1 000 BYR = 9,6432 RUB).
3 По данным сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь (http://belstat.gov.by/)
4 Ирина Курцевич «Кто дает кредиты малому и среднему бизнесу в Беларуси?», http://bankir.ru/publication/article/1704300