Тула, 2006
Аннотация
Согласно Приказа Минфина РФ от 19.11.2002 № 114Н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 № 4090) юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и уплачивающие налог на прибыль, обязаны исчислять и учитывать в бухгалтерском (и налоговом) учете отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства.
Финансово-правовой вестник. 2006. - № 3. - с. 54-55
Особенности исчисления отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств при оценке стоимости организации.
Библиографический список
Согласно Приказа Минфина РФ от 19.11.2002 № 114Н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 № 4090) юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и уплачивающие налог на прибыль, обязаны исчислять и учитывать в бухгалтерском (и налоговом) учете отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства.
Согласно ПБУ 18/02 под отложенным налоговым активом (ОНА) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Согласно ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Причиной появления отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств являются временное (в отчетном налоговом периоде и в последующих налоговых периодах) расхождение исчисления финансового результата, исчисленного по правилам бухгалтерского учета, и финансового результата, исчисленного в соответствии с налоговым законодательством (гл. 25 НК РФ).
Для отдельных организаций величина ОНО (сч. 77) и ОНА (сч. 09) может быть незначительной, однако для некоторых организаций размер ОНА и ОНО может составлять 5% и более от величины валюты баланса организации, что по аудиторским стандартам и принципам бухгалтерского учета может являться существенным.
Однако ПБУ 18/02 не распространяется на кредитные, страховые организаций и бюджетные учреждения, может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), страховые организации (коммерческие страховые компании и некоммерческие общества взаимного страхования), все бюджетные учреждения (в т.ч. осуществляющие коммерческую деятельность) и субъекты малого предпринимательства не исчисляют и не ведут учета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Следует отметить, что отдельные организации, обязанные вести учет ОНА и ОНО, в нарушение законодательства не осуществляют этого либо в бухгалтерском учете ОНА и ОНО отражены не в полной мере. Причинами этого могут быть:
- некомпетентность главного бухгалтера;
- отсутствие достаточного кадрового состава бухгалтерии;
- отсутствие всестороннего контроля со стороны государственных контролирующих органов и отсутствие прямо предусмотренной ответственности за несоблюдение ПБУ 18/02.
Отсутствие в бухгалтерском и налоговом учете отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств не означает для вышеназванных организаций, что отложенные налоговые активы и обязательства, по своей экономической сути, отсутствуют фактически.
При осуществлении финансового анализа, оценке структуры баланса (структуры активов и обязательств организации) организации, которая не ведет учет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, необходимо расчетным путем произвести условную корректировку активов и обязательств на предполагаемую величину отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Если ОНА и ОНО не являются существенными для данной организации, то их можно игнорировать. Если же, по предварительной оценке, ОНО и ОНА для данной организации будут иметь существенное значение, то необходимо произвести корректировки в финансовую отчетность (для проведения финансового анализа, оценки стоимости организации и т.д.), данная скорректированная отчетность не будет достоверной для контролирующих органов, однако позволит более точно увидеть и проанализировать финансовое состояние оцениваемого субъекта. Такая скорректированная финансовая отчетность может быть принята контрагентами (покупателями, поставщиками, кредитующим банком) при рассмотрении возможности сотрудничества; скорректированная отчетность (на величину не отраженных в бухгалтерском учете ОНО и ОНА) может быть учтена профессиональным оценщиком при осуществлении оценки стоимости действующего бизнеса (организации).
Библиографический список:
- Валадайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учебное пособие для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2001. – 720 с.
- Валадайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. - М. Филинъ, 1997. – 336 с.
- Оценка интеллектуальной собственности: учебное пособие. Под редакцией Смирнова С.А. М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
- Оценка недвижимости: учебник. Под редакцией Грязновой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002. – 296 с.