Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка комплексной системы оценки эффективности деятельности региональных органов государственного управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Файлы

На правах рукописи
Никишин Алексей Иванович

Москва 2007

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами

Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и практики управления Международного университета в Москве.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор
Альгирдас Юозович Манюшис
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Наталия Револьдовна Исправникова

кандидат экономических наук Анна Владимировна Бусарова
Ведущая организация: Институт реформирования общественных финансов

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Многие страны мира на государственном уровне столкнулись с проблемой постоянной недостаточности ресурсов и необходимостью эффективного их распределения для максимально полного удовлетворения потребностей населения. На практике решение данных проблем должно достигаться путем направления имеющихся ресурсов на наиболее важные виды деятельности, а также оптимизации существующих процессов деятельности для высвобождения неиспользуемых или неэффективно используемых ресурсов.

Это подразумевает использование эффективности системы планирования и мониторинга социально-экономической эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов с помощыо качественных и количественных показателей для оценки результатов деятельности и определения основных направлении развития. Подобная система позволяет определять не факт расходования бюджетных средств, а эффективность подобного расходования, путем определения достижения или не достижения того или иного результата деятельности. Такая система выявляет узкие и проблемные места, возникающие в области управленческой деятельности государственных opгaнов, а также помогает осуществлять корректное планирование.

Для реализации подобной концепции требуется применение научного подхода к управлению для улучшения производительности путем более оптимального использования имеющихся ресурсов. Подобный подход получил название "программно-целевое бюджетирование" или "бюджетирование но результатам".

Данный подход подразумевает, что прежде, чем тратить депьги, необходимо понять, на что их тратить и какой peзультат от этого будет получен. Однако у государственных расходов есть специфика. В общественном секторе эффективность peзyльтата чаще всего измеряется не прибылью, а понятиями социальной значимости и общественной эффективности.

В России впервые о необходимости предельной оптимального управления расходованием средств в условиях предельной ограниченности ресурсов на государственном уровне быдо указано в бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2001 г. О том, что эта задача не утратила своей актуальности, свидетельствуют бюджетные послания Президента па последующие годы.

Для многих сфер государственного управления начата разработка и внедрение методик мониторинга, а также создание индикаторных систем оценки. В этой связи имеется потребность в создании методического инструментария разработки системы индикаторной оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов, учитывающего комплексность показателей, с учетом действующих в Российской Федерации специфических факторов и условий хозяйствования.

Создание подобной методики позволит повысить ответственность исполнителей за принимаемые решения, сократить избыточные расходы на содержание учреждений, увеличить гибкость системы услуг и ее реагирование на приоритеты государственной политики и спрос целевых групп населения, а также стимулирует развитие малого бизнеса и институтов гражданского общества как потенциальных поставщиков социальных услуг.

Состояние изученности проблемы. С переходом государственного управления на модель бюджетирования по результатам, данной методике стало уделяться все большее внимание со стороны ученых, экономистов и руководителей профильных органов государственной власти. Появились профессиональные общественные организации, которые вплотную занимаются этой проблемой. Большой вклад в разработку и теоретическое обоснование методов оценки деятельности по результатам внесли работы отечественных и зарубежных ученых М.П.Афанасьева, В.Н.Лексина, А.Н.Швецова, В.В.Климанова, А.С.Бараховского, С.А.Ананенко, А.М.Лаврова, Дж.Мерсера, С.Э.Трота, Дж.Баха, Г.П.Хатри, Т.О.Сингера, А.Шика, Д.М.Эдди, Ф.С.Мошера, Дж.Даймонда и многих других. Необходимо отметить, что если в отечественной литературе данная проблема стала актуальной приблизительно с конца 90-х гг. ХХ века, то на западе ее истоки уходят в конец 40-х гг. ХХ века.

В настоящее время в практике западных стран накоплен положительный опыт применения систематического мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти. В России разработка и снедрение подобных систем только начинается. Законодательно различные виды методик оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов были закреплены в республиках Карелия и Марий Эл, Чувашской республике, Краснодарском, Ставропольском и Хабаровском краях, Астраханской, Пермской, Самарской и Тверской областях, а также в некоторых других регионах.

В то же время необходимо отметить, что отечественные методики не учитвыают всего комплекса показателей, во многих из них отсутствуют социальные индикаторы оценки результатов деятельности и индикаторы, получаемые путем проведения опросов населения об удовлетворенности предоставляемыми государственными органами услугах. Кроме того, многие методики обладают набором фиксированных показателей, и при необходимости включения в их структуру дополнительных показателей требуют полного пересчета всей системы оценки.

Таким образом, комплексность и недостаточная проработанность проблемы оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджентых расходов, а также актуальность и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений и практической методики создания индикаторной системы оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов для анализа и оценки эффективности и результативности расходования бюджетных средств, а также определения качественной характеристики уровня управления субъекта бюджетного планирования.

В соответствии в поставленной в работе целью необходимо решить слудующие исследовательские задачи:

- Изучить опыт создания систем оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов на федеральном и региональном уровнях, с учетом отечественной практики целевого использования бюджетных средств;
- Определить основное содержание понятия бюджетирования по результатам, а также исторические предпосылки его возникновения, для четкого определения критериев и возможностей использования разрабатываеомй методики;
- Рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт в области использования программног-целевых методов в бюджетном планировании и государственном регулировании экономики;
- Разработать методику создания систем оценки эффективности управленческой деятельности в области бюджетных расходов с учетом комплексности показателей, для последующего использования подобных систем при мониторинге эффективности расходования бюджетных средств;
- Разработать практическую моедль системы оценки эффективности управленческой деятельности для сфер природопользования и транспорта.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны государственные органы регионального уровня, предоставляющие услуги в сфере транспорта, природо- и недропользования.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность способов, методов и средств оценки эффективности управленческой деятельности, как системы отношений, возникающих в процессе развития субъектов экономических систем, с целью получения максимально возможного эффекта при предоставлении общественных услуг.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды известных отечественных и зарубежных ученых в области государственного и корпоративного управления, теории финансового и экономического анализа, зарубежные и отечественные методики оценки деятельности государственных органов федерального, регионального и муниципального уровней, законодательные акты, материалы государственных и хозяйственных органов по вопросам экономики, финансов, корпоративного упрвления, индикаторного планирования, публичной отчетности. Информационной базой послужили отчетные и плановые данные органов государственной власти и предприятий, законодательные акты, обзорно-аналитические отчеты и справки.

Для решения поставленных в работе задач использовались методы системного экономического анализа, теории государственного управления, теории математического моделирования.

Научная новизна проведенного исследования заключается в слудеющих выносимых на защиту результатах:

  1. Выявлены особенности применяемых программно-целевых методов при оценке эффективности упрвленческой деятельности и результативности бюджетных расходов в отечественной и зарубежной практике;
  2. Разработана и обоснована методика создания системы индикаторной оценки эффективности управленческой деятельности и результативности бюджетных расходов, учитывающая комплексность показателей;
  3. Разработаны практические модели систем индикаторной оценки эффективности управленческой деятельности в области бюджетных расходов для сфер природопользования и транспорта.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических подходов и практических рекомендаций по созданию и внедрению индикаторной системы комплексной оценки эффективности средств, а также предложения практического набора качественных и количественных индикаторов для оценки результатов деятельности и определения основных направлений развития.

Основные практические задачи, решенные в работе:

- Предложенная система оценки позволяет проводить комплексную оценку деятельности организации.
- Предложенная система оценки представляет собой аудуит деятельности организации с точки зрения эффективности деятельности и ее социальной отдачи.
- Система оценки показывает долю "успешности" выполнения запланированных мероприятий и текущей деятельности.

Результаты раобты представляют широкий интерес как для органов государственной власти, так и для промышленных предприятий при планировании, оценке и определении основных направлений деятельности организации, а также для целей составления публичной отчетности о проделанной за период работе.

Апробация работы и использование ее результатов. Положения диссертационного исследования были использованы в аналитических проектах "Техническая помощь по повышению эффективности бюджетных расходов: Тверская область и Ставропольский край" и "Разработка методики оценки эффективности и результативности бюджетных расходов по главным распорядителям бюджетных средств в субъектах Российской Федерации. Саратовская область, Республика Карелия".

Практические методы и методики, разработанные автором, использованы в работе следующих организаций: территориальное агентство по недропользованию по Краснодарскому краю; ООО "Фирма недра", что подтверждено соответствующими актами.

Результаты работы были использованы при подготовке монографий и аналитических материалов: "Методические основы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Саратовской области", "Методические основы оценки эффективности и результативности в Республике Карелия", "Основы внедрения методов бюджетировани, ориентированного на результат, в условиях казначейской системы исполнения бюджета".

Результаты настоящей работы могут быть использованы в работе государственных органов, при разработке методических рекомендаций, проведении аналитических исследований. Также результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов экономического и управленческого профиля.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ, в том числе 4 монографии в соавторстве.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 4 рисунка и 23 таблицы. Список использованной литературы содержит 162 наименования.

Содержание диссертационной работы

1. Введение

Глава I. Проблема оценки результативности деятельности

1.1. Основные определения системы бюджетирования по результатам
1.2. Роль системы бюджетирования по результатам
1.3. Современные подходы к методике оценки результативности деятельности

1.3.1. Анализ международною опыта
1.3.2. Современное состояние отечественной практики создании систем оценки эффективности управленческой деятельности и результативности расходования бюджетных средств

Глава II. Разработка методики системы оценки эффективности

2.1. Общие рекомендации к системе оценки
2.2. Разделение системы показателей по гpyппaм
2.3. Расчет системы показателей
2.4. Сбор информации для системы оценки эффективности
2.5. Внедрение системы оценки эффективности
2.6. Основные направления повышения эффективности управленческой деятельности и результативности расходования бюджетных средств

Глава III. Разработка практической модели систем оценки эффективности управленческой деятельности в сферах природопользования и транспорта4.1. Государственное регулирование деятельности
4.4. Методика оценки эффективности управленческой деятельности и результативности расходования бюджетных средств
3.3. Система показателей эффективности для сферы природопользования
3.4. Система показателей эффективности дая транспортной сферы
3.5. Практические шаги по повышению эффективности деятельности

Заключение

Библиография

Приложение

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости