Датско-Российская Программа содействия экономическому
развитию Калининградской и Псковской областей
Псков, 2010
Данное справочное пособие издано «Датско-Российской Программой Содействия Экономическому Развитию Калининградской и Псковской областей», финансируемой Министерством иностранных дел Дании в рамках Программы Добрососедства. Программа Добрососедства – это датская программа двустороннего развития для стран, граничащих с ЕС с востока и юго-востока. Основной целью Программы Добрососедства является помощь в создании открытых демократических сообществ, основанных на верховенстве закона и имеющих стабильное политическое и экономическое развитие. Программа Добрососедства способствует предотвращению появления новых разделительных границ между ЕС и его соседями. Таким образом, Программа поддерживает главную приоритетную цель внешней политики Дании – миролюбивая и стабильная Европа в развитии и процветании.
This booklet is published by the «Danish-Russian Economic Development Support Programme in the Kaliningrad and Pskov Regions», financed by the Ministry of Foreign Affairs of Denmark in the framework of the Neighbourhood Programme. The Neighbourhood Programme is Denmark’s bilateral development programme for the countries neighbouring the EU from the east and southeast. The overall objective of the Neighbourhood Programme is to promote open and democratic societies founded on the rule of law and based on a stable political and economic development. The Neighbourhood Programme contributes to the prevention of new dividing lines in Europe between the EU and its neighbours. Thus, the programme supports Denmark’s foreign policy priority of promoting a peaceful and stable Europe in progress and prosperity.
© 2009, Все права защищены. International copyright. Данное пособие разработано Санкт-Петербургским Фондом развития бизнеса по заказу Псковской региональной общественной организации «Офис программы Датского содействия экономическому развитию Псковской области» и может быть использовано только в некоммерческих целях. Любое использование данных материалов в коммерческих целях возможно только с разрешения Псковской региональной общественной организации «Офис программы Датского содействия экономическому развитию Псковской области».
Введение
I. Программа содействия экономическому развитию Калининградской и Псковской областей
II. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Псковской области
2.1. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Псковской области
2.2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
III. Юридические вопросы организации бизнеса
3.1. Основы хозяйственного законодательства РФ
3.2. Субъекты предпринимательской деятельности
3.3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, сравнительный анализ
3.4. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
3.5. Административные барьеры предпринимательской деятельности
3.6. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в Псковской области
IV. Маркетинговые инструменты для развития бизнеса
4.1. Маркетинг и исследование рынка
4.2. Рынок и предприятие
4.3. Маркетинговый микс
V. Экономические вопросы ведения бизнеса
5.1. Место и цели предприятия в рыночной экономике
5.2. Капитал предприятия и его основные составляющие
5.3. Себестоимость продукции. Методы управления затратами
5.4. Прибыль предприятия и показатели эффективности его деятельности
VI. Налогообложение бизнеса
6.1. Основные виды налогов в Псковской области при различных системах налогообложения
6.2. Общий режим налогообложения
6.3. Упрощенная система налогообложения (УСН)
6.4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
6.5. Рекомендации по выбору системы налогообложения
VII. Планирование бизнеса
7.1. Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура
7.2. План маркетинга
7.3. План производства
7.4. Организационный план
7.5. Финансовый план и анализ рисков
7.6. Оформление бизнес-плана и его презентации
7.7. Рекомендации по проведению расчетов с использованием шаблонов финансового плана
VIII. Источники финансирования малого бизнеса в Псковской области
8.1. Кредитные учреждения, предлагающие услуги финансирования для МСП
8.2. Программы микрофинансирования
8.3. Государственные источники финансирования
IX. Выставочно-ярмарочная активность субъектов малого и среднего предпринимательства
9.1. Анализ рынка выставочно-ярмарочных услуг
9.2. Организации участия МСП в выставках и ярмарках
9.3. Продвижение выставочно-ярмарочных услуг
X. Внешнеэкономическая деятельность
10.1. Экспортная деятельность МСП
10.2. Таможенное оформление
XI. Трудовые отношения в сфере малого и среднего предпринимательства
11.1. Оформление трудовых отношений с работниками по различным формам оплаты труда
11.2. Оформление иных случаев трудовых отношений
11.3. Оформление отпусков
XII. Использование субъектами малого и среднего предпринимательства информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)
12.1. Поиск информации и продвижение в сети Интернет
12.2. Рекомендации по выбору программного обеспечения12.3. Полезные интернет-ссылки
Пособие адресовано начинающим предпринимателям Псковской области. Создавая сборник, его составители стремились собрать под одной обложкой тот минимальный набор информации, рекомендаций и практических подсказок, который поможет сориентироваться в избранном деле и найти ответы на вопросы, которые на первом этапе волнуют предпринимателей прежде всего.
В Главе I предложены важнейшие сведения о действующей международной программе содействия развитию Калининградской и Псковской областей. Данная Программа реализуется, начиная с января 2006 года Министерством иностранных дел Дании в российских регионах Балтийского моря, Калининграде и Пскове.
В Главе II дана информация об инфраструктуре поддержки предпринимательской деятельности в Псковской области. Помимо адресной информации по областным и муниципальным организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), здесь Вы найдете также справку о содержании областной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 гг».
Глава III содержит популярное изложение юридических вопросов организации бизнеса, включая основы хозяйственного законодательства и сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности с отражением их положительных и отрицательных сторон. Завершает главу раздел, дающий подробные пояснения о порядке государственной регистрации предприятий в Псковской области.
Глава IV представляет собой мини-учебник по основам маркетинга, знаниеинструментовкоторого, как убедительно показываетпрактика, являетсяоднимизважнейшихусловийуспеха в бизнесе.
Не меньшее значение имеет и экономическая грамотность будущегопредпринимателя. ВГлаве V рассказаноотом, чтотакое капитал фирмы, из каких частей состоят её активы, как правильно рассчитать прибыль, как лучше управлять затратами.
Содержанием Главы VI стали вопросы налогообложения. Мы не стремились пересказывать содержание Налогового Кодекса, но дали общий обзор основных налогов при различных системахналогообложения – «традиционке», «упрощенке» и «вмененке» и порядку их применения на территории Псковской области.
В Главе VII представлены советы практиков по созданию бизнес-плана – начиная от плана маркетинга и заканчивая производственным планом и составлением финансового бюджета Вашего предприятия.
Глава VIII содержит краткий обзор источников финансирования бизнеса в Псковской области. В обзор включены пояснения, касающиеся как государственных программ финансирования, так и рынка финансовых услуг, включая контактные данные коммерческих банков, лизинговых компаний и кредитных кооперативов области.
Глава IX посвящена выставочно-ярмарочной деятельности, являющейся мощным средством продвижения продукции и услуг МСП. В главе содержатся практические рекомендации по участию малых и средних предприятий в коммерческих выставках.
Как показывает жизнь, для малого и среднего бизнеса тех регионов, которые занимают выгодное приграничное положение (а Псковская область из их числа), всё большую роль играет их участие во внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, в Главе X отражены вопросы экспортной деятельности МСП, включая рекомендации по оформлению таможенных операций.
Глава XI уделяет внимание вопросам грамотного оформления трудовых отношений с наемными работниками предприятия. Материалы главы помогут разобраться с различными системами оплаты труда, оплаты отпускови иными требованиями действующего Трудового Кодекса.
Темой Главы XII стало использование для развития бизнеса современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мы постарались максимально доходчиво рассказать о таких вошедших в деловой обиход понятиях, как Интернет, создание собственных сайтов и поиск нужной информации, компьютерные программы для решения различных задач бизнеса (от систем управления предприятием до бухгалтерских программ), а также предложить подборку полезных интернет-ссылок.
Все публикуемые сведения приведены к условиям сентября 2009 года.
Creating this manual its authors tried to accumulate under the same cover the minimal amount of information, recommendations and practical tips necessary to get orientation in the chosen business and find answers to questions usually arising when you start your own business.
Here we give brief clarification on the manual’s contents.
Chapter I contains important information on the Danish-Russian Economic Development Support Programme for the Kaliningrad and Pskov Regions (EDSP) functioning in our region and Kaliningrad since January 2006 and financed by the Danish Ministry of Foreign Affairs.
Chapter II includes contacts of regional and municipal support infrastructure organizations assisting small- and medium-sized enterprises (SMEs) in their activity. In addition, here you can also find information on the Long-Term Regional Programme of SME Development in the Pskov Region for 2009-2011.
Chapter III covers legal issues of business organization including basics of economic legislation and comparative analysis of various types of business activity with their advantages and disadvantages. In conclusion, the chapter clarifies procedures for the state registration of companies in the Pskov Region. The material is adapted for the non-specialist reader.
Chapter IV is a certain mini-textbook on essentials of marketing, which as experience shows are crucial for business success.
Chapter V explains what the company’s capital represents, what assets it concludes, how to calculate your profi ts correctly and how to manage your expenses, i.e. all questions of economic awareness necessary for the beginning entrepreneur.
Chapter VI includes taxation issues. We were not going to retell the contents of the RF Tax Code, but tried to clarify what kind of taxes you should expect choosing the taxation system: traditional, simplified, or imputed income tax, and how they are used in the Pskov Region.
Chapter VII contains practical recommendations on business-planning: from the development of the marketing plan to the production plan and the budget of your company.
Chapter VIII gives a brief overview of fund-raising sources for businesses in the Pskov Region. It clarifies both state financing programmes and commercial opportunities, including contacts of various banks, leasing companies and credit cooperatives.
Chapter IX is devoted to exhibition activities, which are a powerful instrument to promote SME products and services. It has practical recommendations on participation in commercial exhibitions and fairs available for SMEs.
Chapter X covers foreign economic activity of SMEs since, as life shows, involvement in import-export operations is essential for SMEs of border regions, such as the Pskov Region. It also has important information on customs procedures.
Chapter XI draws your attention to labor contracts and contractual relations with employees. The materials will help you understand various salary forms, vacation procedures and other issues of the RF Labor Code.
Chapter XII describes the use of essential information and communication technologies. We tried to explain such issues as the use of Internet, development of the company’s web-page, search for necessary information, and use of various computer programmes to achieve your business goals – from management to accounting software. It also has a list helpful Internet links.
All the materials included in the manual were updated to September 2009.