(Бишкек - Москва - Астана)
Гулгун Мурзалиева, Главный Аналитик,
Юлия Алешкина, Аналитик,
Центр анализа политики здравоохранения
Начиная с 1996 года, Министерством здравоохранения КР при технической поддержке Европейского Бюро ВОЗ была разработана и начала активно реализовываться Национальная программа по реформированию системы здравоохранения «Манас» (1996-2000гг.). Основной целью данной программы было улучшение здоровья населения посредством изменения системы финансирования здравоохранения, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, реструктуризации системы предоставления медицинских услуг, достижение справедливости в доступности к медицинской помощи и продвижение здорового образа жизни среди населения КР. В течение последующих лет были достигнуты результаты, которые по оценкам местных и международных экспертов были признаны как успешные (например, создание «Кыргызской модели» финансирования здравоохранения, развитие ПМСП и института «Семейной медицины», разработка и внедрение Пакета Государственных Гарантий и др.). Справедливо будет отметить, что одним из ключевых факторов для достижения положительных результатов явилось использование на систематической основе результатов мониторинга и оценки (МиО) при выработке ключевых политических решений. Каким же образом был организован этот процесс?
С самого начала реформ лица, принимающие решения, руководствовались идеей, что реализацию такой комплексной программы, поддерживаемой как государством, так и международными донорскими организациями, необходимо осуществлять при наличии хорошо разработанной системы мониторинга и оценки. В связи с этим, в 2000 году по совместной инициативе Минздрава, ВОЗ и DfID был создан Проект анализа политики здравоохранения (ПАПЗ) под руководством Советника-Резидента ВОЗ (г-н Джо Катцин, 2000-2003гг.). Была сформирована команда из 7 местных аналитиков, деятельность которых проходила под непосредственным руководством Советника-Резидента ВОЗ по вопросам политики здравоохранения. Деятельность ПАПЗ строилась в тесной взаимосвязи с фазами реформ и проводимыми мероприятиями. Основными задачами были:
- Проведение исследований, соответствующих политике реформ здравоохранения и создание доказательной базы для последующего принятия решений в Министерстве здравоохранения;
- Укрепление местного потенциала как на национальном, так и региональном уровнях в области мониторинга и оценки, а также по вопросам политики здравоохранения в целом посредством проведения обучающих курсов на международном и местном уровнях.
В 2002 году ПАПЗ был разработан «Пакет индикаторов мониторинга деятельности системы здравоохранения и результативности реформ», согласно которого проводится регулярный сбор данных и подготовка отчетов. Отчеты используются для оценки прогресса в реализации реформ во время саммитов по здравоохранению, которые проводятся 2 раза в год.Основная ответственность за осуществление мероприятий по МиО в этот период возлагалась на Проект анализа политики здравоохранения.
В 2005 году наступает новый этап в формировании системы МиО в системе здравоохранения КР. В это время была разработана новая Национальная программа реформирования здравоохранения "Манас Таалими" на 2006-2010 гг., основанная на широкосекторальном подходе (SWAp). Данный подход был предназначен для включения поддержки доноров для финансирования текущих затрат и направления усилий на гармонизацию процедур и улучшения фидуциарной системы сектора здравоохранения. В 2005 году, под руководством Советника-Резидента ВОЗ (г-жа Мелитта Якаб, 2004-2009 г.г.) и ведущей роли сотрудников ПАПЗ существовавший Пакет индикаторов был значительно пересмотрен и адаптирован для проведения эффективного мониторинга результативности мероприятий, предусмотренных в новой Программе «Манас Таалими» (2006-2010гг.). Отличительными чертами пересмотренного Пакета являются:
- Перечень разработанных индикаторов является унифицированным и используется заинтересованными лицами на всех уровнях (Правительство, МЗ, организации здравоохранения, международные донорские организации, НПО и др.);
- Пересмотренный Пакет индикаторов одобрен основными донорами, входящими в SWAP (широко-секторальный подход).
Начиная с 2006 года функция мониторинга была возложена на Отдел МиО Управления стратегического планирования и внедрения реформ МЗ КР. Рутинная информация по значениям большинства представленных в Пакете индикаторов поступает из Республиканского медико-информационного отдела, а так же соответствующих служб здравоохранения.
Функция оценки была делегирована Проекту анализа политики здравоохранения, который в 2006 году интегрирован в структуру Центра развития здравоохранения (ЦРЗ) как отдел анализа политики здравоохранения. Этот шаг был предпринят с целью институционализации функции МиО. Однако опыт работы в последующие годы показал, что этот способ институционализации не является приемлемым, и в 2009 году отдел анализа политики здравоохранения вышел из структуры ЦРЗ и был преобразован в Общественный Фонд «Центр анализа политики здравоохранения» (ЦАПЗ). ЦАПЗ работает в тесном сотрудничестве с такими агентствами как ВОЗ, DFID, USAID, Всемирный Банк, Секретариат Глобального Альянса по вакцинации и иммунизации и с другими организациями. Миссия Общественного Фонда «Центр анализа политики здравоохранения» заключается в оказании поддержки сектору здравоохранения и другим государственным структурам в принятии решений на основе доказательств с целью достижения улучшения здоровья, обеспечения финансовой защиты и доступа к высококачественной медицинской помощи.
С момента начала деятельности ЦАПЗ (2000-2010 гг.) было подготовлено более 60 документов по исследованию политики здравоохранения и 17 информационных обзоров (http://www.hpac.kg ). Приоритетные направления и тематика большинства исследований определяются на основе запроса Министерства здравоохранения КР. В результате, исследования способствовали дизайну шагов реформирования, подготовке законодательства, нужному политическому диалогу в поддержку реформ, а также информированию доноров. Ключевыми направлениями исследований являются:
- Бедность и справедливость,
- Финансирование здравоохранения,
- Эффективность функционирования государственной системы здравоохранения,
- Предоставление медицинских услуг,
- Человеческие ресурсы,
- Общественное здравоохранение, и т.д.
Отметим, что деятельность Центра анализа политики здравоохранения неоднократно получала положительную оценку со стороны руководства Министерства здравоохранения, международных экспертов и донорских организаций, работающих в системе здравоохранения КР. Среди факторов, которые способствовали успешному развитию функции МиО в системе здравоохранения КР можно отметить следующие:
- Вовлечение лиц, определяющих политику здравоохранения, и заинтересованных сторон на всех этапах процесса проведения исследований и анализа - совместное обсуждение приоритетов и согласование ежегодного плана работы с лицами, определяющими политику в системе здравоохранения, вовлечение в разработку дизайна и инструментов исследований, обсуждение предварительных результатов с целью получения отзывов на ранней стадии исследований;
- Формирование тесных партнерских взаимоотношений с ключевыми организациями такими, как Министерство здравоохранения, Фонд Обязательного медицинского страхования, РМИЦ, Ассоциация больниц КР, Ассоциация ГСВ, Национальный статистический комитет, университеты, международные организации (Всемирный Банк, Швейцарский Красный Крест, Здрав/Плюс USAID, UNICEF и др.);
- Широкое распространение результатов исследований - распространение отчетов по исследованиям и информационных обзоров на Саммитах по здравоохранению (дважды в год), Круглых столах, конференциях и семинарах; размещение отчетов на вебсайте http://www.hpac.kg; регулярные презентации на планерке МЗ с целью информирования и совместного обсуждения результатов проведенных исследований; предоставление информации СМИ;
- Обеспечение высокого качества и объективности проводимых исследований. Члены команды на местном уровне признаны в качестве экспертов в определенных областях анализа систем здравоохранения (например, финансирование здравоохранения, вопросы доступности и качества медицинских услуг, человеческие ресурсы и др.). Изучение международного опыта, активное привлечение местных экспертов и международных консультантов позволяет обеспечить высокие стандарты при разработке дизайна и инструментов исследований. Сбор данных проводится непосредственно членами команды ЦАПЗ, независимый статус которых, обеспечивает объективность во время оценки и проведения анализа.
- Постоянные усилия по созданию аналитического потенциала для анализа политики здравоохранения в системе здравоохранения КР. Команда ЦАПЗ проходит на регулярной основе программы обучения на рабочем месте (статистика, методы исследования, освоение программ обработки данных, и др.). Кроме того, идет постоянная совместная работа с сотрудниками Управления стратегического планирования и внедрения реформ МЗ КР. Имеется возможность прохождения обучения на местных и международных курсах по вопросам развития и реформирования систем здравоохранения.
В целом, важность функции мониторинга и оценки при реализации государственных программ является общепризнанной. Опыт работы Центра анализа политики здравоохранения ВОЗ/DfID в Кыргызстане признается успешным. Аналогичные проекты начали свою работу в других странах СНГ таких, как Таджикистан и Азербайджан. При создании ЦАПЗ в этих странах активно используется опыт, наработанный в Кыргызстане.