Система контроля и лицензирования бизнеса оценивается на 3,33 балла из 7. Наибольшие претензии - к налоговой инспекции.
МОСКВА, 13 июля 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет очередную часть ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса - о взаимодействии российского бизнеса с властью. Исследование было проведено в 2009 г. по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) среди 1200 владельцев и топ - менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.
Невысокую оценку получила система лицензирования, контроля и надзора за бизнесом (3,33 балла из 7 возможных). За прошедшие три года этот показатель медленно, но неуклонно снижается (с 3,73 балла в 2007 году).
Из всех органов, осуществляющих контрольно - надзорную деятельность, наибольшие претензии предприниматели предъявляют к налоговой инспекции: ее деятельность мешает 65% опрошенных. На втором месте - государственная противопожарная служба (она вызывает недовольство 50% респондентов). Несколько реже представители бизнес - сообщества указывают на препятствия со стороны местной администрации (42%), Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%), лицензирующего органа (38%), региональной администрации (31%). В наименьшей степени предпринимателям мешает деятельность МВД (24%), Общества по защите права потребителей (22%) и антимонопольных органов (20%).
По сравнению с 2007 годом, недовольство большинством указанных органов возросло. В наибольшей степени это касается деятельности местной и региональной администраций (с 21 до 42% и с 16 до 31% соответственно).
Главной проблемой предприятия при проведении проверок остается требования избыточного, по сравнению с законом, пакета документов (33%). Значительно чаще, нежели в 2008 году, предприниматели стали упоминать намеки на необходимость оплаты услуг (с 16 до 30%), «заказные» проверки (с 18 до 25%), нарушения правил проведения проверок (с 8 до 12%) и несоответствие предмета проверки указанному в распоряжении о проверке (с 4 до 9%). С 2007 года постепенно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки (с 17 до 24%). Напротив, чуть реже стали говорить об избыточной частоте проверок (с 32 до 29%).
Опрос ВЦИОМ проведён по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 г. Опрошено 1200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия) представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России.
Как бы вы в целом могли оценить деятельность системы лицензирования, контроля и надзора за бизнесом - как способствующую или препятствующую развитию бизнеса? (Оцените по 7-балльной шкале, один ответ, средний балл) | |||
2007 | 2008 | 2009 | |
Средний балл | 3,73 | 3,67 | 3,33 |
Как за последние два года контрольно-надзорная деятельность ниже перечисленных органов влияла на работу вашей компании? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
||||
2007 | 2008 | 2009 | ||
1. МВД | Не мешает нашей работе | 41 | 40 | 49 |
Немного мешают нашей работе | 14 | 15 | 19 | |
Сильно мешают нашей работе | 3 | 3 | 5 | |
Не сталкивались с этой организацией | 42 | 40 | 20 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 6 | |
2. Налоговая инспекция | Не мешает нашей работе | 51 | 48 | 27 |
Немного мешают нашей работе | 36 | 37 | 46 | |
Сильно мешают нашей работе | 7 | 10 | 19 | |
Не сталкивались с этой организацией | 5 | 5 | 3 | |
Затрудняюсь ответить | 0 | 1 | 6 | |
3. Роспотребнадзор | Не мешает нашей работе | 46 | 46 | 39 |
Немного мешают нашей работе | 23 | 21 | 30 | |
Сильно мешают нашей работе | 4 | 6 | 10 | |
Не сталкивались с этой организацией | 27 | 26 | 14 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 6 | |
4. Государственная противопожарная служба | Не мешает нашей работе | 52 | 51 | 38 |
Немного мешают нашей работе | 31 | 29 | 36 | |
Сильно мешают нашей работе | 6 | 7 | 14 | |
Не сталкивались с этой организацией | 11 | 12 | 7 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 5 | |
5. Ростехнадзор | Не мешает нашей работе | 55 | 50 | 44 |
Немного мешают нашей работе | 19 | 22 | 31 | |
Сильно мешают нашей работе | 3 | 5 | 10 | |
Не сталкивались с этой организацией | 22 | 23 | 10 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 6 | |
6. Региональная администрация | Не мешает нашей работе | 65 | 60 | 50 |
Немного мешают нашей работе | 14 | 15 | 24 | |
Сильно мешают нашей работе | 2 | 3 | 7 | |
Не сталкивались с этой организацией | 19 | 21 | 11 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 8 | |
7. Местная администрация | Не мешает нашей работе | 65 | 62 | 43 |
Немного мешают нашей работе | 19 | 19 | 30 | |
Сильно мешают нашей работе | 2 | 4 | 12 | |
Не сталкивались с этой организацией | 13 | 14 | 7 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 8 | |
8. Общество по защите прав потребителей | Не мешает нашей работе | 49 | 51 | 56 |
Немного мешают нашей работе | 10 | 9 | 17 | |
Сильно мешают нашей работе | 1 | 1 | 5 | |
Не сталкивались с этой организацией | 38 | 39 | 16 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 6 | |
9. Лицензирующий орган | Не мешает нашей работе | 60 | 57 | 46 |
Немного мешают нашей работе | 19 | 19 | 28 | |
Сильно мешают нашей работе | 5 | 5 | 10 | |
Не сталкивались с этой организацией | 15 | 18 | 8 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 7 | |
10. Антимонопольные органы | Не мешает нашей работе | 47 | 49 | 56 |
Немного мешают нашей работе | 9 | 9 | 14 | |
Сильно мешают нашей работе | 2 | 1 | 6 | |
Не сталкивались с этой организацией | 42 | 40 | 16 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 8 |
Какие проблемы возникают при проведении проверок на вашем предприятии чаще всего? (закрытый вопрос, не более трех ответов) |
|||
2007 | 2008 | 2009 | |
Требование предоставления избыточного, по сравнению с законом, числа документов | 30 | 35 | 33 |
Прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг | 18 | 16 | 30 |
Избыточная частота проверок | 23 | 32 | 29 |
«Заказные» проверки | 17 | 18 | 25 |
Недостаточная компетентность должностных лиц, проводящих проверки | 17 | 21 | 24 |
Нарушение правил проведения проверок, установленных нормативно-правовыми актами | 9 | 8 | 12 |
Несоответствие предмета проверки указанному в распоряжении о проверке | 4 | 4 | 9 |
При проведении проверок должностные лица руководствуются иными законодательными актами по сравнению с ФЗ № 137, регламентирующим процедуры проверок | 5 | 5 | 4 |
Проведение проверок не уполномоченными на это должностными лицами органов госконтроля | 3 | 2 | 3 |
При проверках никаких проблем не возникает | 26 | 20 | 13 |
Не сталкивались с проверками | 11 | 9 | 11 |