Центр предпринимательства США - РОССИЯ
***Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на конференции «Предпринимательство в России: культурно-исторические и социально-экономические аспекты», организованной Центром предпринимательства США-Россия и прошедшей в Санкт-Петербурге 20 мая 2009 г.***
Автор: Виктор Тихомиров, художник, кинорежиссер, сценарист
Только самые застенчивые граждане нынче не считают себя экономистами. И это не мудрено, поскольку самые горластые «экономисты» на каждом шагу ошибаются в прогнозах, когда решаются их делать. Не зазорно и художнику порассуждать на экономические темы, хотя бы в самом общем смысле.
Граждане, родившиеся в СССР, с молоком матери, да в организациях «Октябрят» и «Пионеров» впитали, что богатым быть довольно постыдно (демонстрировать же богатство недопустимо. Ни у кого не возникало чувства, что это глупость или абсурд. Внутренний голос соглашался, что действительно: не хорошо приходить в класс в дорогих ботинках, если рядом могут оказаться дети, которым такая обувь не по карману). Обязательно нужно помогать товарищам и, вообще, «общественное» ставить выше «личного». Социалистическое же соревнование в сущности подразумевало соревнование в бескорыстии. Еще казалось, что нужно быть «хорошим», и тем самым примкнуть к большинству.
Пороки социализма перечислять не будем, как и пороки социалистических лидеров. Их завались, равно как и результатов их действия на общество.
Однако хочется сосредоточиться именно на том самом внутреннем (даже у детей) согласии с лозунгами якобы социалистической морали, не требовавшими доказательств. Объяснение тому простое – эта мораль христианская, ведь любая мораль и нравственность стоит на религиозной основе, то есть на религиозном сознании или инерции религиозного сознания, или (как у высоконравственных атеистов) на «отблеске» религиозного сознания. Если совсем угаснет инерция, не останется и «отблеска», то воцаряется лозунг, сформулированный Достоевским: «Бога нет и всё позволено». В культуре и современном искусстве он почти что уж совсем воцарился.
В одном из первых фильмов Гайдая «Деловые люди», по О. Генри, один из бандитов ограбивших поезд Акула Додсон говорит другому: «Поверь, мне очень жаль, что твой гнедой сломал себе ногу. Но Болевар не снесет двоих». Затем он убивает товарища. Ясно, что ему жаль, но эта жалость карикатурно мала по сравнению с жаждой получить чужую долю. В момент выхода фильма, ни один зритель в зале не сочувствовал этому душегубу, хотя и товарища его не одобрял (нефиг поезда грабить). Нынче уже половине зала пришлось в своей жизни не раз поступить по принципу Акулы Додсона. В «мире чистогана», как это называлось в советских газетах, Боливар никогда не снесет двоих.
Недавно, оказавшись по случаю на конференции посвященной современным технологиям бизнеса, наслушался довольно вялых и стеснительных версий, как срубить деньжат, за счет ближнего своего. Тут и брачные затеи и сооружение за деньги «деловой репутации», да и сама конференция небось тоже случай бизнес-технологии. Ясно, что, как и во все времена, надо вкладывать энергию, тогда получишь продукт. Если уж совсем голова не варит, накачать парой кирпичей свирепую мускулатуру и так обрести начальный успех, а там дело пойдет и если повезет, сможешь стать, как Шварценеггер губернатором, а то и президентом.
Знакомый представитель крупного бизнеса заявил мне, что «дела» со мной иметь бы не стал, поскольку я даже говорю на другом языке.
-А если сунешься в бизнес, то «сядешь»,- добавил он.
-За что же?
-Кого-то ведь надо сажать. Тебя и посадят.
Речь шла о финансировании кино, и он конечно имел в виду, что если меня вписать в финансовую махинацию (на которую я готов был пойти), то я буду «слабым звеном» в ней и, стало быть первой жертвой. Слабость же в том, что я не расстался еще с наивными заблуждениями из прошлого.