Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр
Налоговая система
Принятые нормативные правовые акты
- Приказ МНС РФ от 12 мая 2004 г. № САЭ-3-13/318@ “О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)”
Размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (http://www.nalog.ru).
- Внесены изменения в формат представления налоговых деклараций в электронном виде.
- Изменен состав и структура показателей налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Эти изменения связаны с утверждением новой формы расчета.
- Письмо Минфина РФ от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 “О налоге на добавленную стоимость”
Опубликовано в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 18 мая 2004 г. № 19.
- Согласно разъяснениям Минфина, бесплатная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. То есть со стоимости товаров, которые бесплатно распространяются в рекламных целях, организации обязаны исчислить НДС и уплатить его в бюджет. Налоговая база при этом должна определяться исходя из рыночной стоимости таких товаров.
Банковская деятельность
В мае представительная группа депутатов, в которую входят руководители фракции “Единая Россия”, внесла в Государственную Думу новый вариант законопроекта “О кредитных историях”. Законопроект предполагает создание двухуровневой системы бюро кредитных историй:
- бюро кредитных историй, осуществляющих деятельность на коммерческой основе, а также
- центрального бюро кредитных историй при Центральном банке, которое будет содержать кредитные истории юридических лиц - заемщиков кредитных организаций.
По мнению авторов, принятие законопроекта будет стимулировать развитие потребительского, ипотечного жилищного кредитования, а также кредитования малого бизнеса.
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан Минэкономразвития с участием рабочей группы, состоящей из представителей Минфина, МАП, ЦБР, Государственной Думы, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков “Россия” и др. Ранее внесенные законопроекты о кредитных бюро отозваны авторами и сняты с дальнейшего рассмотрения.
Одновременно с принятием данного закона предлагается также принять законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О кредитных историях”, целью которого является внесение поправок в ГК и КоАП. Гражданский кодекс предлагается дополнить нормой, по которой сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться бюро кредитных историй. В свою очередь КоАП предлагается дополнить положениями, устанавливающими ответственность за нарушения, связанные с созданием и функционированием бюро кредитных историй.
Принятые нормативные правовые акты
- Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П “Об обязательных резервах кредитных организаций”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2004 г. Регистрационный № 5769.
Вступает в силу с 1 июля 2004 г.
- Установлен новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России.
- Изменен порядок расчета обязательных резервов:
- из состава резервируемых обязательств исключены долгосрочные привлеченные средства;
- включены обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами, а также обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций – резидентов;
- величина обязательных резервов уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ.
- Ранее действовавшее Положение Банка России “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации” признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
- Проект федерального закона “О кредитных историях”
Внесен депутатами ГД РФ: Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Володиным В.В., Дмитриевой О.Г., Зубовым В.М, Крашенниковым П.В., Плескачевким В.С., Резником В.М. и др.
- Кредитные истории формируются по операциям физических и юридических лиц и предоставляются займодавцами (кредиторами) в бюро кредитных историй на основании договора. Кредитные организации обязаны заключить договор с Центральным бюро кредитных историй.
- Бюро кредитных историй – юридическое лицо, осуществляющее формирование, обработку и хранение кредитных историй, выдачу на платной основе кредитных отчетов.
- Кредитная история предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии письменного согласия заемщика.
- Бюро кредитных историй обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также ежегодно проходить обязательную аудиторскую проверку.
- Центральное бюро кредитных историй является учреждением Банка России и
- создает и ведет центральный каталог кредитных историй;
- содержит информацию по юридическим лицам – заемщикам кредитных организаций.
Финансовый и налоговый контроль
Принятые нормативные правовые акты
- Инструкция ЦБР от 30 марта 2004 г. № 111-И “Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”
Зарегистрирована в Минюсте РФ 29 апреля 2004 г. Регистрационный № 5779.
Вступит в силу с 18 июня 2004 г.
- Определен порядок открытия и ведения транзитного валютного счета для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, а также Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.
- Транзитный валютный счет предназначен для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидента, а также для ее обязательной продажи.
- Уполномоченный банк зачисляет на данный счет все поступления иностранной валюты в пользу резидента и обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты, направить резиденту уведомление о поступлении средств на его счет.
- В течение 7 дней резидент обязан дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, при этом норматив обязательной продажи сохранился на прежнем уровне - 25%.
- В приложении содержится перечень иностранных валют, в отношении которых осуществляются обязательные продажи.
- Ранее действовавшие положения о порядке обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ признаются утратившими силу.
Гражданское законодательство
8 июня состоялись парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона “О саморегулируемых организациях”. С докладами и сообщениями выступали депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств, а также представители саморегулируемых и других некоммерческих организаций. Мнения докладчиков о необходимости принятия данного законопроекта разделились. Против его принятия, в частности, выступили Хандруев А.А. (Ассоциация региональных банков “Россия”), Фонарева Н.Е. (ТПП). По их мнению, действующее законодательство уже позволяет осуществлять саморегулирование, причем в той мере, в какой посчитают необходимым сами участники ассоциаций и союзов. Принятие законопроекта привет к созданию дополнительного уровня регулирования, а также к конфликту интересов и выдавливанию с рынка конкурентов.
Комитет по собственности планировал в ближайшее время сформировать рабочую группу с целью подготовки новой редакции законопроекта для принятия во втором чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении намечено на 30 июня.
На заседании Правительства 13 мая рассматривался вопрос “О жилищном строительстве в Российской Федерации и мерах по развитию рынка жилья”. С докладом выступил министр промышленности и энергетики В.Б. Христенко. Было представлено большое количество законопроектов, направленных на реформирование жилищного рынка. Для микрофинансовых организаций наибольший интерес могут представлять законопроекты, которые упрощают порядок выдачи займов по договорам ипотеки, а также порядок взыскания залога по договорам займа:
- “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации”, согласно которому:
- отменяется требование об обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
- ограничены случаи, при которых необходимо получить согласие органов опеки и попечительства для отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения;
- переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
- “О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, который предусматривает:
- возможность изменения сроков и процентных ставок по ипотечным кредитам, удостоверенным закладной;
- отмену обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
- возможность обращения взыскания и прекращения права пользования жилым помещением, находящимся в ипотеке в обеспечение ипотечного кредита.
Указанный пакет законопроектов внесен в Думу и будет в ближайшее время рассмотрен.
Депутаты, в свою очередь, внесли законопроект “О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан”, который направлен на установление новой организационно-правовой формы организаций - жилищно-накопительных кооперативов. Данная организация будет наделена правом привлекать денежные средства граждан для их дальнейшего направления на приобретение жилья.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
- Проект федерального закона “О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан”
Внесен депутатами ГД Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым А.М., Плескачевским В.С., Резником В.М. и др.
- Жилищно-накопительный кооператив - некоммерческая организация, созданная в форме специализированного потребительского кооператива в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в приобретении или строительстве жилых помещений. Согласно законопроекту осуществление деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан организациями иных организационно-правовых форм не допускается.
- Жилищно-накопительные кооперативы принимают на себя обязательства по приобретению (строительству) для своих членов жилых помещений с выбранными ими характеристиками и в согласованном месте.
- Установлены требования к деятельности жилищно-накопительных кооперативов:
- целевое использование привлеченных средств для организации строительства жилых помещений, приобретения жилья на первичном и вторичном рынках для членов жилищно-накопительных кооперативов;
- ограничение способов размещения временно свободных средств;
- сбалансированность активов и пассивов, исключающая трансформацию жилищно-накопительной деятельности в “финансовую пирамиду”.
- Жилищно-накопительные кооперативы обязаны быть членами саморегулируемой организации.
О ходе рассмотрения в мае 2004 года законопроектов, которые ранее упоминались в наших предыдущих отчетах, смотрите Приложение.
Приложение.
РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В МАЕ 2004 года.
№ | Наименование законопроекта | Концепция | Стадия рассмотрения на 01.05.03. | Изменения за май | Примечания |
1.1. Налоговое законодательство | |||||
1. | “О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации”. | О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. | Принят в первом чтении. | Изменений нет. | Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона. |
2. | “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (Внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.). | О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН. | Принят в первом чтении. | Правительство внесло поправки, предусматрива- ющие изменение ставок ЕСН. |
|
3. | “О признании утратившим силу пп.1 п.1 статьи 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и внесении изменений в статью 15 ч.1 Налогового Кодекса РФ” (Внесен депутатами ГД). | Предлагается отменить налог на рекламу. | Внесен в качестве законода- тельной инициативы. |
Изменений нет. | |
4. | “О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”. | Уточняются критерии отнесения денежных средств к грантам, не облагаемым налогом на прибыль. | Находится на стадии доработки в Правительстве. | Внесен в качестве законода- тельной инициативы. |
|
1.2. Банковская деятельность | |||||
5. | “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (Внесен депутатами ГД РФ). | В новой редакции излагается закон о несостоя- тельности (банкротстве) кредитных организаций. |
Принят в первом чтении. | Изменений нет. | |
6. | “О федеральном бюро кредитных историй”. (Внесен депутатами ГД РФ). | Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных историй – специализиро- ванного учреждения при Банке России. |
Внесен в качестве законода- тельной инициативы. |
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами. | |
7. | “О внесении дополнений в федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и федеральный закон “О Центральном банке России” (Внесен депутатом В. Тарачевым). | Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России. | Внесен в качестве законода- тельной инициативы. |
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами. | |
8. | “О бюро кредитных историй” (Внесен депутатом И. Грачевым). | Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. | Внесен в качестве законода- тельной инициативы. |
Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами. | |
3. Гражданское законодательство | |||||
9. | “О кредитной кооперации” (Внесен Правительством РФ). | Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов. | Принят в первом чтении. | Изменений нет. | Рассмотрение перенесено на осеннюю сессию. |
10. | “О коммерческой тайне” (Внесен Правительством РФ). | О регулировании отношений, связанных с охраной коммерческой тайны. | Отклонен советом Федерации. Создана Согласительная комиссия. | Изменений нет. | |
11. | “О саморегулируемых организациях” (Внесен депутатами ГД). | Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации. | Принят в первом чтении. | Изменений нет. | Рассмотрение перенесено на июнь. |
12. | “Об ипотеке” (Внесен депутатами ГД). | Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости. | Принят в первом чтении. | Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами. | |
13. | “О взаимном страховании”(Внесен Правительством РФ). | Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников. | Принят в первом чтении. | Изменений нет. | |
14. | “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (Внесен депутатом Н.А. Овчинниковым). | Увеличение штрафов за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы. | Принят ГД в первом чтении. | Изменений нет. |