Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И.
Москва - 2004
Работа выполнена в рамках проекта «Анализ и разработка критериев оценки учебных программ подготовки предпринимателей для малого бизнеса».
Поддержка проекта осуществлялась фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агенством по Международному развитию Соединенных Штатов Америки (USAID).
Точка зрения, отраженная в данной публикации, может не совпадать с точкой зрения Агенства по Международному развитию Соединенных Штатов Америки или Фонда Евразия.
Введение
Научно-методические основы оценивания краткосрочных учебных программ для среднего и малого бизнеса
Критерии
Шкалы
Рекомендации по организации оценки учебных программ
Литература
Публичное обсуждение различных вопросов бизнес-образования на страницах периодической печати и специализированных изданий свидетельствует о наличии такой серьезной проблемы, как недостаточная информационная открытость рынка образова-тельных услуг.
Несмотря на то, что наиболее продвинутые образовательные организации отличаются большей доступностью и открытостью — для привлечения потенциальных заказчиков они значительно шире применяют Интернет и другие современные коммуникационные средства, - даже у них не прослеживается механизм полноценной обратной связи с рынком. Так, например, как правило, в перечне предоставляемых сведений отсутствует информация о наличии независимой формализованной гарантии качества услуг — через сертификаты качества профессиональных ассоциаций пользователей, путем предоставления достоверной и объективной информации о пост-программной работе с выпускниками и т.д. По мнению ассоциации менеджеров, недостаточно прозрачная среда деятельности лидеров рынка бизнес-образования формирует соответствующий стиль работы на всем рынке. По результатам исследования этой ассоциации, только 35% компаний, предлагающих тренинговые программы, предоставляет отчеты, содержащие прямые или кос-венные сведения об эффективности предлагаемых программ. Таким образом, существующий механизм пока не удовлетворяет основному требованию рынка — возможности рационального выбора продукта на основе сравнения его качества с независимыми консолидированными стандартами.
Специалисты отмечают, что сегодня на первый план выходит задача создания инструмента, дающего бизнес-сообществу, с одной стороны, возможность обоснованного выбора услуг на рынке бизнес-образования, с другой — механизм коррекции этого рынка в соответствии с текущими потребностями и качеством реализуемых образовательных программ.
Поскольку в сфере краткосрочного бизнес-образования отсутствуют официально закрепленные стандарты, а также другие механизмы внешнего жесткого регулирования, специалисты придерживаются мнения, что основная ставка должна делаться на создание механизма саморегулирования рынка образовательных продуктов, который бы объединил поставщиков и потребителей данных услуг, экспертов и авторов программ, позволяя им добиться общей цели – повышения качества бизнес-образования. Необходимой составной частью этого механизма является информационная открытость. Для достижения этой цели предлагаются различные формы организации публичного мониторинга и анализа развития спроса (какие программы и в каком формате востребованы предпринимателями для развития своего бизнеса), мониторинг и анализ предложения (насколько образовательные программы соответствуют реальным потребностям бизнеса), выработка четких и прозрачных, принятых всеми участниками рынка, стандартов в области краткосрочного бизнес-образования.
Определенный вклад в создание необходимого инструмента для анализа и оценки образовательных программ призвана сделать предлагаемая методика.