Энгберт Панман, директор специальных проектов "Газюни"
В настоящее время деятельность компании Nederlandse Gasunie сосредоточена только на газовой инфраструктуре. Gasunie - одна из крупнейших европейских компаний в этой сфере. Если сравнивать только пропускную способность, то мы транспортируем около сотни млрд. куб метров газа в год по сети протяженностью двенадцать тысяч километров. Если к этим показателям добавить многолетнюю международную ориентацию на транзит, стабильность работы, надежность поставок, охрану труда, производственную безопасность, подтвержденную опытом, а также способность работать с газом разного качества и различными пиковыми нагрузками, это даст полную картину профиля работы Gasunie.
В моей презентации показаны движущие силы европейского газового рынка, которые потребуют развития газовой инфраструктуры. Я также рассмотрю изменение роли компаний, занимающихся газовой инфраструктурой в Европе. В завершение, я опишу также, какое положение на этом рынке занимает компания Gasunie.
Сегодня в Евросоюзе идет процесс либерализации газового рынка, что подразумевает под собой регулирование деятельности транспортных монополий. Это будет иметь значительные последствия для Нидерландов.
Более года назад, точнее, 1 июля, вступило в силу полное разделение в структуре собственности бывшей объединенной Gasunie. Торговля и транспортировка при этом были полностью отделены друг от друга. Gasunie стала компанией, занимающейся газовой инфраструктурой, причем не осталось никаких точек соприкосновения с торговой организацией GasTerra. Теперь у нас есть компания по инфраструктуре - Gasunie и компания по торговле и поставкам - GasTerra с разной акционерной структурой.
Сто процентов акций компании Gasunie полностью находятся в собственности государства. Таким, образом, транспортная составляющая была выделена в отдельный бизнес от сбытовой. Вновь созданная Gasunie будет заниматься транспортировкой, что является несомненным преимуществом и для поставщиков, и для отправителей. Это позволит создавать возможности деловой активности для многих участников рынка, включая новичков на рынке. Полагаю, на европейском континенте мы являемся первой компанией, чья транспортная деятельность полностью отделена от торговой. Gasunie обслуживает своих клиентов на недискриминационной основе. Мы преуспеваем в работе на открытом рынке благодаря философии свободного доступа к нашей инфраструктуре.
Теперь о некоторых основополагающих изменениях на европейском газовом рынке. Во-первых, количество газа в Европе в последующие десятилетия будет значительно возрастать. Во-вторых, собственная добыча в Европе сокращается, и в дальнейшем продолжит снижаться. В-третьих, неевропейские источники снабжения, в том числе, значительный вклад России, в ближайшие десятилетия будут играть важную роль в балансе газа Европы. Как следствие, в следующие двадцать лет Европе будет нужна большая гибкость для компенсации потерь в добыче или гибкость в отношении существующих, но истощающихся собственных запасов. По экспертным оценкам, потребность в сезонном хранении будет в пределах от тридцати до пятидесяти млрд. куб. м. рабочего объема. Поставки из-за пределов Европы приведут к огромным инвестициям в разработку месторождений и добычу. Например, только инвестиции в газовую отрасль в России до 2020 года, по оценкам, составят как минимум двести миллиардов евро.
Эти сдвиги в источниках снабжения ЕС требуют существенной корректировки имеющейся в Европе инфраструктуры, конфигурация которой связана с местом нахождения источников снабжения. Например, месторождение Гронинген (Groningen) в Нидерландах. Учитывается также существенный рост рыночных инвестиций в перекачивающие трубопроводы в Европе. Только для 15 стран ЕС таких инвестиций в период до 2020 гг. понадобится 75 млрд. евро.
Существует также серьезная потребность в активном привлечении компаний, занимающихся инфраструктурой, С тем, чтобы производители и поставщики могли поддерживать связь между рынками на регулярной и экономически эффективной основе.
Если говорить о европейском рынке, то здесь эта связь весьма устойчивая и надежная. В течение последних лет идет процесс изменений на внутренней европейской газовой и энергетической аренах. Транспортировку газа необходимо отделить от сбыта газа, как я уже сказал. Кажется, регулятивные органы придерживаются мнения, что инвестиции в инфраструктуру переработки и транспортировки подразумевают низкий риск, и в этой области уровень капитальных затрат может быть очень низким. При этом, по нашему мнению, не учитывается активная и упреждающая роль компаний, осуществляющих крупные инвестиции в газовую инфраструктуру для обеспечения конкурентоспособной надежности поставок со все возрастающим уровнем стабильности. Можно поспорить, что если будет своевременно внедряться экономически-эффективная и доступная газовая инфраструктура для обслуживания рынка, тогда производители-поставщики также смогут выделять больше ресурсов для верхней части цепочки стоимости газа, где они больше всего в этом нуждаются.
Таким образом, мы должны сделать вывод, что Европе с ее 45 транспортными организациями и разнообразными регулятивными режимами, все еще должна кое-что сделать у себя дома. В нашей компании мы придерживаемся позиции полного разделения деятельности. Это привело к открытому доступу в нашу газотранспортную систему и открытому прозрачному рынку с одними из самых низких транспортных тарифов на наиболее быстро растущем спотовом рынке в Европе. На практике, в большей части Европы все еще иная ситуация.
Для большей наглядности нашей стратегии доступа мы придумали фразу: " Голландский газовый перекресток". Газовый перекресток" состоит из газотранспортной сети, включая ряд новых проектов, обеспечивающих предоставление новых услуг по транспорту и инфраструктуре в Северо-Западной Европе. Осуществляя эти инфраструктурные проекты , мы предвосхищаем будущие потребности рынка газа Северо-Западной Европы в поставках и гибкости. Позвольте перечислить некоторые из них. Мы будем существенно расширять свою трубопроводную систему в направлении с востока на запад и с севера на юг. В ближайшие пять лет на это будет выделено около двух миллиардов евро. Это очень крупный проект и, возможно, единственный проект , превзойти который может лишь проект по разработке месторождения Гронинген в самом его начале.
BBL - трубопровод, идущий в Англию, совместное предприятие во главе с Gasunie по строительству трубопровода шириной 36 дюймов, соединяющего Нидерланды с Великобританией. Проект реализуется совместно с E.ON Ruhrgas и Fluxys , он уже почти завершен. Он будет введен в эксплуатацию 1 декабря.
Zuidwending, наш проект в сфере хранения газа в соляной каверне, находящейся недалеко от месторождения Гронинген, реализуется совместно с голландской энергетической компанией Nuon и будет введен в эксплуатацию к концу 2009 года.
Совместный с Royal Vopak проект по сооружению открытого терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) GATE реализуется в соответствии с планом. Ожидается, что окончательное решение об инвестициях будет принято в 2007 году, его завершение намечено на 2010 год. Торговля на виртуальной площадке TTF (Title Transfer Facility), на котором можно купить и продать газ для континентальных рынков является важным показателем уверенности и прозрачности спотового рынка в и вокруг Нидерландов. Не менее важна здесь недавно достигнутая договоренность - Меморандум о взаимопонимании с Газпромом о будущем участии Gasunie в проекте Норд Стрим (Nord Stream). Gasunie с гордостью считает себя будущим участником этого важного для Северо-Западной Европы проекта. Этот трубопровод будет способствовать транспортировке газа в Европу, в том числе и в Нидерланды, повысит надежность поставок в страны Северной Европы.
Вся эта деятельность по созданию инфраструктуры вписывается в стратегию удовлетворения потребностей рынка: от облегчения транспортировки с базовой нагрузкой до обеспечения поставок с пиковой нагрузкой и предоставления других услуг, обеспечивающих гибкость работы.
Как я уже говорил, на Европейском рынке в ближайшие годы произойдут большие и основополагающие изменения в объеме поставок. Это приведет к привлечению крупных инвестиций в разработку и транспортировку, являющиеся частью формирования цепочки цены газа. Это верно для Европы и также, как мы знаем, для России. Ролью владельцев инфраструктуры в этом будет активное обслуживание рынка газа во время этих изменений. Политика регулирования должна признавать необходимость и оказывать поддержку в создании благоприятного инвестиционного климата, избегая при этом разнобоя при существовании многих режимов. Основное внимание, уделяемое нами потребностям инфраструктуры, обеспечивает производителям и поставщикам доступ на привлекательный рынок и предоставляет конечному потребителю оптимальный выбор в виде гарантированных Поставок газа по конкурентоспособным ценам.