Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

К вопросу об организации системы подготовки кадров для малого бизнеса в Российской Федерации

(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий "Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)

В.Ш. Каганов, руководитель Экспертного совета
Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства,
малого и среднего бизнеса, председатель Подкомитета по вопросам делового
консультирования и подготовки кадров для сферы
малого предпринимательства, ректор Академии менеджмента и рынка

Вступление России в ВТО, с одной стороны, может облегчить выход экспортно-ориентированных малых предприятий на внешние рынки, с другой стороны, еще больше обострит конкуренцию малых предприятий на внутреннем рынке. После гармонизации правовой базы, главным фактором обеспечения конкурентоспособности Российского малого бизнеса является уровень развития человеческий капитала, качество управления и работы персонала компаний.

В этой связи определяющую роль играет уровень компетенции руководителей малого бизнеса и персонала. Процесс подготовки кадров инерционен и для достижения результата необходимы многолетние целенаправленные усилия, что возможно только в рамках эффективной системы подготовки, поддерживаемой государством.

Вместе с тем, в настоящее время такая система не сложилась. Попытки негосударственных структур ее создать в свое время оказали существенное влияние на процессы подготовки кадров («Морозовский проект») для малого бизнеса в регионах России, но на данном этапе их уже недостаточно. Федеральная программа развития малого бизнеса, реализуемая МЭРТ РФ, в 2007 году только обозначила возможность регионов получить поддержку из Федерального бюджета на проекты в сфере подготовки кадров. Однако, системы организации подготовки кадров для малого бизнеса в настоящее время нет, нет программы действий по ее созданию.

Конечной целью мероприятий по подготовке кадров является повышение качества управления и развитие субъектов малого бизнеса, обеспечение малых предприятий специалистами. Обучение – является необходимым, но не достаточным механизмом для достижения этой цели. Многое зависит от мотивации самих предпринимателей, отношения их к вопросам повышения квалификации кадров в организациях малого бизнеса, сложившихся стандартов предпринимательской культуры.

Эффективность и результативность любой территориальной программы подготовки кадров для малого бизнеса определяется динамикой роста развития малых предприятий. Показателем эффективности можно рассматривать как отношение роста объема (доли) предлагаемой малым бизнесом продукции и услуг на рынке, увеличении доли занятых, к объёму затраченных на их подготовку и обучение средств.

Следовательно, результатом программы может быть не только не только о количество обученных, или рост объема человеко-часов, но, в первую очередь, о качестве обучения, объём ресурсов, потраченных на достижение качественного конечного результата. На схеме 1 приведена блок-схема системы подготовки кадров для малого бизнеса.

 

Из этой схемы видно, что начальным определяющим фактором и конечным результатом процесса подготовки является определение:

– «кого и чему учить» (компетентностные характеристики объёма знаний, умений и навыков для малого бизнеса),

– «кто и как учит» (профессиональные требования к преподавателям, практикоориентированные образовательные стандарты),

- «где и сколько повышать качество обучения» (постоянный мониторинг на предмет достижения заданных целевых параметров).

Факторы, влияющие на качество процесса подготовки и обучения предпринимателей, приведены на схеме 2.

 

Исследования Академии менеджмента и рынка показали, что существуют несколько важных характеристик оценки качества подготовки кадров для малого бизнеса, напрямую влияющих на эффективность развития субъектов малого предпринимательства.

Основными среди них являются:

  • Качество процесса образования;
  • Конкурентоспособность знаний, полученных при обучении;
  • Адресность обучения;
  • Оперативность обучения;
  • Доступность программ обучения;
  • Дифиренцированость подготовки;
  • Комплексность знаний, умений и навыков;
  • Практичность, полученных знаний.

Достижение пороговых значений каждой из этих характеристик позволяет говорить о качестве организации процесса подготовки специалистов для малого бизнеса и конкурентоспособности их знаний и умений на рынке.

Ключевым звеном в подготовке кадров для малого бизнеса является преподаватель – консультант. Опыт показывает, что малому бизнесу, как правило, нужны не, столько общие знания (их можно почерпнуть и в литературе), сколько рецепты, советы, практические рекомендации, и наконец, подтверждение того, что он находиться на правильном пути. Эта задача образования более эффективно решается по средством группового или индивидуального консультирования. Исследования показывают, что практические навыки в отличие от «знаниевой» компоненты в подготовке слушателей тренируются в ходе «обучения действием», «погружением в реальные проблемы бизнеса». По-существу, международный и лучший отечественный опыт показал, что в таком режиме и происходят лучшие образовательные программы для предпринимателей.

На схеме 3 приведено качественное соотношение эффективности различных видов обучения для предпринимателей.

 

На схеме видно, что активные формы обучения намного действеннее традиционных (лекции, семинары), но, именно эти формы требуют привлечения высококвалифицированных преподавателей – консультантов. Вместе с тем, в предыдущие программы подготовки кадров привлекались в основном преподаватели-теоретики, что, с одной стороны, позволяло, обеспечить слушателям получение качественных знаний базовой подготовки, но с другой, не позволяло в полном объеме содействовать развитию их практический умений, различных компетенций.

Таким образом, большая часть успеха обучения зависит от преподавателя-консультанта.

В приложение 4 показана блок – схема подготовки и сертификации преподавателей и консультантов.

 

Цикл подготовки и выбора преподавателей – консультантов предусматривает конкурсный отбор, оценка, обучение (по результатам оценки), аттестация (допуск к преподаванию по определенному виду программам), и, сертификация (оценка качества преподавателя и консультанта, на основе оценки его практического опыта и опыт слушателя).

Таким образом, для начала реализации полномасштабной программы подготовки кадров в Российской Федерации представляется целесообразным провести следующую работу:

  1. Разработать стандарт квалификационной компетенции предпринимателя, руководителя малого предприятия, а так же функциональных менеджеров: финансового директора, директора по маркетингу, директора по управлению персоналом;
  2. С учетом стандарта квалификационных компетенций, разработать образовательный стандарт для ведущих специалистов от представителей малого бизнеса;
  3. На основе образовательного стандарта разработать базовые и специальные программы обучения (или отобрать их на конкурсной основе);
  4. На систематической основе осуществлять отбор, подготовку, аттестацию и сертификацию преподавателей-консультантов;
  5. Разработать (или отобрать на конкурсной основе) учебно-методическое обеспечение образовательных программ, включая тренажеры, книги, СД-диски, стимуляционные игры и проч.;
  6. Внедрить систему подготовки, аттестации и сертификации кадров для малого бизнеса, в рамках Программы IBIZ АТЭС.
  7. Разработать рекомендации ( предпринимателям, директорам МСП) по вопросам управления персоналом на малых предприятиях;
  8. Развивать и скоординировать новые формы обучения (в том числе и дистанционные) с другими формами обучения.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости