Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Оценка возможного эффекта введения института уполномочивания

Авторы: Данильцев А.В., Крючкова П.В.

Исходные данные:

- затраты хозяйствующих субъектов на сертификацию составляют до 3-3,5% совокупных издержек или 10-15% собственных инвестиционных ресурсов предприятий.1 В абсолютном выражении затраты на сертификацию только в системе ГОСТ Р в 2004 г. составили, по разным оценкам от 50 до 85 млрд. руб. (включая расходы на подготовку документов, проведение собственных испытаний, оплату услуг органов по сертификации и испытательных лабораторий и др.)

- затраты на аккредитацию (Сa) (включая расходы на подготовку документов, проведение экспертизы и т.п.) составляют до 10% совокупных издержек органов по сертификации и испытательных лабораторий (Сs)

Са = 0,1Сs (1)

Влияние уполномочивания на стоимость услуг по сертификации:

- уполномочивание фактически представляет собой повторение процедуры аккредитации. Поэтому можно исходить из того, что издержки на уполномочивание будут сопоставимы или незначительно ниже издержек на аккредитацию. Реалистично предположить, что нижняя граница стоимости услуг по уполномочиванию составит 0,9 от стоимости услуг по аккредитации. То есть общие затраты на аккредитацию плюс уполномочивание вырастут в 1.9 раза. Подчеркнем, что это минимальная оценка

Са+u = 1,9Сa (2)

- если предположить, что введение института уполномочивания не создаст дополнительных ограничений для входа на рынок услуг по сертификации (и, шире, подтверждению соответствия), то издержки предприятий, предоставляющих такие услуги вырастут на 8%, а стоимость таких услуг при сохранении фиксированной нормы прибыли (π) на данном рынке на уровне 5% вырастет на 9,5%. Предпосылка о фиксированном уровне нормы прибыли является вполне реалистичной, поскольку спрос на услуги органов по подтверждению соответствия практически неэластичен по цене2 .

Ps = Cs + π, где π = 0,05Cs (3)

Psnew / Ps = (1,09Cs + 0,05(1,09Cs)) / (Cs + 0,05Cs) ≈ 1,095 (4)

ΔPs = (Psnew - Ps)/Ps ≈ 0,095 (5)

- более реалистичной является предпосылка о сокращении числа участников рынка услуг по сертификации при введении института уполномочивания. За счет эффекта сокращения конкуренции можно ожидать дополнительного роста цен еще на 5-7%

- таким образом, стоимость услуг по подтверждению соответствия вырастет на 14,5 -16,5%.

Влияние роста стоимости услуг по подтверждению соответствия на рынок конечной продукции:

Воздействие роста стоимости услуг по подтверждению соответствия на рынок конечной продукции, зависит, как минимум, от следующих факторов (помимо доли таких затрат в общих издержках):

- эластичности спроса по цене

- уровня конкуренции на рынке

- издержки переключения на производство/потребление товаров-субститутов (в данном случае продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия и присутствующей на рынке нелегально)

- доли сырья и комплектующих, подпадающих под обязательное подтверждение соответствия, в стоимости готовой продукции

Если обязательному подтверждению соответствия подлежит только готовая продукция (что малореалистично), то дополнительные издержки предприятий составят порядка 0,5%.

Сfnew = Cf + Psnew*0,03Cf (5)

ΔCf = (Сfnew - Cf)/Cf ≈ 0,005 (6)

Чем более высокий уровень передела продукции, тем, в общем случае, выше доля сырья и комплектующих, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в общей стоимости продукции. При этом в состав отдельных комплектующих также могут входит элементы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия. Таким образом, может иметь место мультипликативный эффект.

Примем долю сырья и комплектующих, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в готовой продукции, за 60%. В этом случае при учете мультипликативного эффекта рост издержек составит 1,3%.

ΔСfmult = ΔCf * (1/(1-Mult)) = 0,005* (1/(1-0,6)) ≈ 0,013 (7)

В зависимости от эластичности спроса по цене рост издержек приведет либо к соответствующему росту цен, либо к сокращению прибыли предприятий, что означает в том числе сокращение собственных инвестиционных ресурсов.

Таким образом, за счет введения процедуры уполномочивания возможен эффект дополнительного роста цен до 1,3% (при целевом значении уровня инфляции на 2008 г. не более 8,5%), либо сокращения собственных средств предприятий на 4-6%. Такое сокращение собственных средств дает потери в росте ВВП на 0,2-0,3% в текущих ценах3.


1 Расчеты сделаны ГУ-ВШЭ в 2005 по данным 2003-2004 гг.

2 Более реалистично предположить, что имеется некоторая точка перегиба: при определенном осте цен на услуги по подтверждению соответствия возможен массовый уход производителей с легального рынка.

3 Взята предпосылка ГУ-ВШЭ о коэффициенте эластичности ВВП по инвестициям 0,29.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости