Аннотация
Изменения в поведении предприятий на рынке представляют собой один из главных результатов реформирования российской экономики. И если оценивать возможности адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, наиболее показательными будут сдвиги в сбытовой и ценовой политике предприятий, реструктурирования взаимоотношений с поставщиками и потребителями, повышение роли рекламно-маркетинговой деятельности. Лишь активное поведение предприятия на рынке позволяет ему не только выжить, но и добиться относительного успеха.
В предлагаемом вниманию читателя исследовании оценены изменения в рыночных стратегиях предприятий, происходящие в настоящее время. Анализ сегодняшней ситуации на зарождающемся российском рынке, базирующийся на данных социологических обследований 1994-1997 гг., еще раз подтверждает очевидный тезис о том, что рыночные условия хозяйствования требуют целенаправленной, упреждающей снабженческо-сбытовой политики.
Работа выполнена на основе проектов, реализованных в 1994-1997 годах как непосредственно Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП), так и по заказу и при участии ИСАРП (собственником всех результатов по данным проектам в любом случае является ИСАРП). При подготовке сборника были использованы следующие исследовательские проекты:
“Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям” (1994 г., автор (здесь и далее указаны авторы тех разделов проектов, которые были использованы в данной работе) - к.э.н. Т. Алимова);
“Успехи и проблемы регулирования предпринимательства в Москве ” (1995-1996 гг., автор - к.э.н. Т. Алимова);
“Разработка концептуальных основ развития частного предпринимательства” (1995-1996 гг., автор - к.э.н. Т. Алимова);
“Региональное исследование по формированию частного сектора” (1996-1997 гг., этапы I, II, III и VI, авторы - к.э.н. Т. Алимова, д.э.н. Ю. Винслав, А. Кокорев, к.т.н. С.Колпаков, к.т.н Б. Сапсай, к.т.н. Ю. Симачев, к.т.н. Л. Токун, к.э.н. А. Яковлев);
“Экономическое поведение предприятий: от выживания к реструктуризации” (1995 г., авторы - к.э.н. Т.Алимова, д.э.н. Т.Долгопятова, к.э.н. И.Евсеева);
“Информационные потребности малого бизнеса” ( 1994 г., авторы - к.э.н. Т.Алимова, В.Буев, к.э.н. В.Голикова);
“Мониторинг состояния и поведения предприятий” (1995 г., авторы - к.э.н. Т.Алимова, д.э.н. Т.Долгопятова, к.э.н. И.Евсеева).
Фактологическую основу указанных материалов составляют данные статистической отчетности и статистических справочников, как опубликованных, так и предоставленных различными учреждениями и организациями. Основной же массив данных получен в результате оригинальных исследований на основе опросов и выборочного анкетирования среди руководителей предприятий отдельных регионов, проводившиеся непосредственно Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП), при его участии или по его заказу.
Содержание
Введение
Раздел 1. Производственные предприятия на рынке
1.1. Основные характеристики предприятий
1.1.1. Общее состояние
1.1.2. Основные цели предприятий
1.1.3. Ключевые проблемы развития предприятий
1.1.4. Общая характеристика производственной базы
1.2. Сбыт: основные проблемы
1.2.1. Общая характеристика
1.2.2. Схемы сбыта продукции
1.2.3. Конкурентная борьба на российском рынке
1.3. Снабжение: основные проблемы
1.4. Выводы
Раздел 2. Предприятия торговли и сферы услуг на рынке
2.1. Основные характеристики предприятий
2.2. Предприятия торговли и сферы услуг на рынке
2.2.1. Хозяйственные связи и структура оборота
2.2.2. Обеспечение закупок
2.2.3. Различные виды расчетов
2.2.4. Конкурентная среда
2.3. Выводы
Раздел 3. Особенности поведения малых предприятий на рынке
3.1. Сбытовая и снабженческая политика
3.1.1. Малые предприятия на товарном рынке
3.1.2. Малые предприятия на рынке ресурсов
3.2. Анализ рынка и рекламно-маркетинговая деятельность МП
3.2.1. Планирование номенклатуры выпускаемой продукции
3.2.2. Использование рекламы
3.3. Выводы
Раздел 4. Элементы инфраструктуры товарных рынков
4.1. Тенденции развития инфраструктуры товарных рынков
4.2. Основные характеристики инфраструктуры региональных товарных рынков
4.2.1. Торговые посредники
4.2.2. Организованные рынки
4.2.3. Информация, консалтинг и реклама на товарных рынках
4.2.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
4.2.5. Доступ к кредитным ресурсам
4.3. Выводы
Раздел 5. Особенности поведения предприятий как отражение реализуемых функций маркетинга
5.1. Роль маркетинга в деятельности предприятий
5.1.1. Общая характеристика предприятий
5.1.2. Общие подходы к маркетинговой деятельности
5.1.3. Выработка маркетинговых стратегий
5.2. Результаты реализации функций маркетинга
5.3. Выводы
Заключение