Утвержденная "Программа поддержки малого предпринимательства к Амурской области на 1997-1998 годы" предусматривала дальнейшее развитие малого предпринимательства в Амурской области, создание условий для его функционирования и государственной поддержки этой сферы экономики.
Выполнить поставленные программой цели в полном объеме не удалось. В первую очередь из-за отсутствия предусмотренных объемов финансирования. Общая стоимость мероприятий Программы составляла 10505 млн. рублей, в том числе 5935 млн. рублей - средства областного бюджета (в ценах 1997 года). Из Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства предполагалось получить 18 процентов средств.
За два прошедших года средства из областного бюджета не выделялись. I единственным источником являлась пролонгированная сумма по возврату кредита в сумме 1215 тыс. рублей, выделенная в октябре-декабре 1995 года Фонду поддержки предпринимательства на реализацию предпринимательских проектов. Несмотря на неоднократные обращения не была оказана помощь и из Федерального Фонда поддержки и развития предпринимательства.
За 1997-1998 годы не произошло ожидаемого роста малых предприятий, существенных изменений в развитии предпринимательской деятельности. Численность занятых в сфере малого предпринимательства сохраняется на одном уровне и составляет около 90 тыс. человек.
Число зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица на 1.01.99г. составляет 37,1 тысячи, что на 9,1 тысяч больше, чем в 1997 году. В то же время снизилось число малых предприятий. По предварительным данным органов государственной статистики число малых предприятий на конец 1998 года составляло 3,8 тыс., что на 12 процентов ниже уровня 1996 года. Это вызвано и первую очередь тем, что ряд предприятий изменило организационно -правовой статус и перешло под эгиду предпринимателей без образования юридического лица, что позволяет им иметь более льготную налоговую нагрузку. Во-вторых, отсутствует сплошная отчетность малых предприятий и произошло изменение критериев отнесения предприятий к разряду малых, меняется методика расчета показателей их деятельности.
Развитие малых предприятий на территории области идет весьма неравномерно. Абсолютным лидером по количеству малых предприятий является Благовещенск, па долю которого приходится 64 процента от общего числа малых предприятий. Наибольшее количество зарегистрированных предприятий имеется в городах Тында, Белогорск, Свободный, в районах Бурейском, Тындинском, Михайловском, Ивановском.
Малое предпринимательство все еще находится в стадии становления. Его положительная роль в развитии экономики области не вызывает сомнений. Субъектам малого предпринимательства способствуют увеличению поставок на рынок товаров и услуг, частично компенсируют спад производства крупных предприятий. Высока его роль в решении проблем занятости населения.
За 1997-1998 годы поддержка этой сферы деятельности со стороны государственных органов области, из-за отсутствия финансирования, сводилась в основном к проведению организационных мероприятий, не требующих материальных затрат, а также к разработке нормативных правовых актов, способствующих развитию малого бизнеса в области.
Областная Программа включала пять функциональных подпрограмм, выполнение которых приводится ниже:
Подпрограмма нормативно-правового обеспечения
7.1.1. Ежегодно направлялись доклады, письма с предложениями по поддержке и развитию предпринимательства в Администрацию Президента, Государственный комитет по поддержке предпринимательства, Федеральный Фонд поддержки предпринимательства. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в том числе по разрабатываемым законодательным актам, затрагивающим интересы предпринимательства.
7.1.2. Принят Закон Амурской области "Об инвестициях" и Положение о предоставлении поручительств областной администрации.
Постановлением Главы Администрации создана рабочая группа по разработке Закона Амурской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Администрация области совместно с областным (светом народных депутатов, представителями малого бизнеса провели совещание -дебаты но данному вопросу. В городе Благовещенске проведен Координационный Совет по поддержке предпринимательства Дальневосточной ассоциации экономического взаимодействия, на котором также рассматривался этот вопрос. Рабочая группа продолжает работу над разработкой Закона.
7.1.3. Подготовлено и направлено в ГКРП РФ на рассмотрение Соглашение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Амурской области между Администрацией области, Федеральным Фондом и Госкомитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Соглашение не было подписано в связи с ликвидацией ГКРП РФ.
7.1.4. В соответствии с Законом "О некоммерческих организациях" внесены изменения в Устав Фонда.
В соответствии с актом проверки Фонда поддержки предпринимательства от 27.11.98г. с учетом выявленных в ходе проверки нарушений необходимо привести в соответствие с действующим законодательством учредительные документы Фонда и вынести на заседание попечительского Совета Фонда поддержки предпринимательства.
7.1.7. Выделяемые Фондом финансовые средства страховыми компаниями не страхуются. Для обеспечения возврата оформляются договоры залога, поручительства, гарантии и другие приемлемые формы.
7.1.8. Полождение об уполномоченном банке было разработано и представлено 1 1опечительскому Совету Фонда поддержки предпринимательства. В связи с упразднением Институтов уполномоченных банков Полодение утратило свою актуальность.
Подпрограмма по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
7.2.1. Концепция создания Центра делового развития имеется. Предполагалось создание экспериментальных центров в городах Свободный и Белогорск. Из-за отсутствия средств пункт не выполнен.
7.2.2. Совместно с другими дальневосточными регионами Амурская область приняла участие в создании межтерриториальной лизинговой компании для малого бизнеса в г. Владивостоке. В качестве учредителя от Амурской области выступил Фонд поддержки предпринимательства, был внесен учредительный взнос в сумме 50 млн. рублей. Но так как лизинговая компания так и не начала работать, учредительный взнос был возвращен Фонду. Лизинговая служба в структуре Фонда не создана. Средства на эти цели не выделялись.
7.2.3. Вопрос проработан. Создание бизнес - инкубатора возможно только на базе финансово-состоятельного предприятия (учреждения) при заинтересованном участии структур власти области и города.
7.2.4. Вопрос создания учебно-делового центра обсуждался с Академией менеджмента и рынка, представитель которой был приглашен Администрацией области для рассмотрения возможного создания УДЦ в г. Благовещенске. От Академии получено согласие. Из-за отсутствия базы и средств его создание перенесено на неопределенный срок.
Информационное обеспечение малого предпринимательства
7.3.1. Амурский центр научно-технической информации, созданный н 1975 году, имеет доступ в общероссийскую единую систему информационного обеспечения. На его базе создан Амурский региональный информационно-аналитический центр но поддержке предпринимательства, который оказывает услуги по информационному обеспечению малых предприятий. Вместе с тем., из-за отсутствия средств, сформировать областную систему информационного обеспечения не представляется возможным.
7.3.2. 7.3.7., 7.3.8, 7.3.9. В ЦНТИ сформирован автоматизированный банк "Рынок промышленной продукции России", включающий свыше 42 тыс. предприятий различных форм собственности. Формируется банк данных о научно -технических достижениях России. Создан банк данных "продукция и услуги", "Малые предприятия-товаропроизводители". Центр продолжает работу по целенаправленному комплектованию и использованию справочно-информационного фонда документации. Освоен новый вид обслуживания предпринимателей - тематический поиск информации по индивидуальному запросу.
Пo-прежнему остается необходимой формой работы - доведение информации до предпринимателей с помощью информационного письма, подготовка и выдача адресных справок о предприятиях России, стран С1 II .
7.3.3. Издан специальный выпуск "Вестник" областной администрации, содержащий основные нормативно-правовые акты в помощь предпринимателям.
В Департаменте службы занятости населения но Амурской области издан буклет "Безработному, решившему организовать собственное дело", которым пользуются предприниматели из числа безработных граждан.
РИАЦ ЦНТИ выпустил ряд буклетов, содержащих информационно-справочные материалы для предприятий и предпринимателей.
7.3.4. В 1997 году комитетом экономики подготовлен совместно с РИАЦ и выпущен справочник "Малые предприятия-товаропроизводители Амурской области".
7.3.5. В 1997 году в рамках Ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье" создан координационный совет по поддержке предпринимательства. В состав совета входят представители Администрации области, комитета экономики, Фонда. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы по актуальным проблемам малого бизнеса и его государственной поддержке. Ведется обмен информацией по вопросам поддержки предпринимательства, используется положительный опыт регионов, устанавливаются взаимовыгодные связи между субъектами малого предпринимательства.
7.3.6. Отделом поддержки предпринимательства комитета экономики администрации области, администрациями городов и районов осуществляется взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов развития и поддержки малого предпринимательства, созданию положительного имиджа предпринимателей. Еженедельная программы "НЭП", "Акцент", "Город", АРТ видео", ГТРК "Амур", ряд печатных изданий освещают опыт работы малых предприятий, их проблемы и вопросы государственной поддержки.
Специалисты комитетов и управлений администрации области выступают в средствах массовой информации по всем интересующим предпринимателей вопросам, ИЧП "Дом" предоставляет компьютерную справочную правовую информацию Консультант Плюс.
Кадровое обеспечение
7.4.1. Базовыми организациями, для курсовой подготовки руководителей и специалистов предпринимательских структур являются: Амурский государственный университет, Дальневосточный аграрный университет, экономический и финансовый колледжи, общество "Знание". Этими организациями регулярно проводятся различные семинары, специализированные курсы подготовки и переподготовки специалистов. Только обществом "Знание" в 1998 году проведено 30 семинаров, слушателями которых было 928 человек, курсовую профессиональную подготовку получили 313 человек но различным специальностям.
В 1998 году Администрацией области в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров организован и проведен конкурсных отбор специалистов для участия в Программе. По результатам конкурса отобрано 37 человек. В настоящее время завершили обучение 18 специалистов па базе Амурского государственного университета, 5 продолжают учебу в московских вузах. Один специалист прошел заграничную стажировку. Ведется работа по отбору специалистов на 1999-2000 годы.
7.4.2. Управлением труда администрации области постоянно ведется разъяснительная работа по вопросам оплаты труда, трудового законодательства, заключения коллективных договоров. По этим вопросам, проводятся семинары со специалистами и руководителями всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности. По вопросам труда предприятиям и организациям всех форм собственности, постоянно оказывается методическая и практическая помощь. В 1998 году было проведено областное совещание по вопросам охраны труда на предприятиях, организована выставка индивидуальных средств защиты.
7.4.3. В 1997-1998 it. 665 безработных граждан обучены основам предпринимательства. 11еред направлением на обучение безработным оказывались профориентационные услуги. Им были предложены тесты и методики, позволяющие определить свои склонности к предпринимательской деятельности. Все это помогло безработным гражданам оценить имеющиеся у них способности, взвесить свои возможности, лучше ориентироваться в поиске предпринимательских ниш. В Благовещенском и Райчихинском городских, Белогорском объединенном и Магдагчинском районном отделах занятости населения работают бизнес - школы. Занятия на курсах помогают безработным изучать вопросы законодательства, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета, деловой этики, а также составить бизнес план и проанализировать его эффективность. Из общего числа обученных, 359 человек открыли собственное дело.
7.4.5. В 1997 году Фондом поддержки предпринимательства была подготовлена заявка в соответствии с которой был получен гранд в сумме 48,5 тыс. рублей от фонда " Евразия" на подготовку предпринимателей. С участием преподавателей бизнеса Портлендского университета CША проводились семинары, в которых приняло участие около 120 человек в городах Благовещенск, Тында, Свободный, Белогорск, Шимановск.
7.4.6. Администрациями городов и районов проводились информационные. встречи с предпринимателями по актуальным вопросам деятельности малых предприятий. Комитетом экономики регулярно проводятся информационные встречи с безработными в рамках проводимых занятий в бизнес - школе Центра занятости населения г. Благовещенска по вопросам государственной поддержки предпринимательства.
7.4.7 Регулярно областной, городскими и районными налоговыми инспекциями, администрациями городов и районов, управлениями, комитетами администрации области проводятся бесплатные консультации но всем интересующим предпринимателей вопросам.
Подпрограмма организационного и производственного обеспечения. Создание новых рабочих мест.
7.5.1., 7.5.7. В целях содействия развитию предпринимательской деятельности на территории области действуют областной, городские и районные союзы промышленников и предпринимателей, областной и районные ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств,
Амурская торгово-промышленная палата, областной фонд поддержки предпринимательства, которые осуществляют непосредственную помощь субъектам малого предпринимательства по различным видам деятельности. Администрации области, городов и районов осуществляют взаимодействие с общественными организациями, способствуют решению проблем.
7.5.2. Во всех городах и районах области были разработаны и утверждены муниципальные Программы поддержки предпринимательства на 1997.1998 годы. Вместе с тем, в связи с отсутствием финансовых ресурсов, помощь со стороны администраций городов и районов осуществлялась в большей степени путем проведения консультаций, семинаров, проведением организационных мероприятий
7.5.3. Одним из источников поддержки малых предприятии является предоставление налоговых льгот. Администрациями городов и районов предоставлялись льготы предприятиям, оказывающим социально-значимые услуги населению (парикмахерские, ремонт обуви, химчистка), занимающимся торговлей на селе, предприятиям, выпекающим хлеб. Однако, практика показала малая эффективность такого подхода и администрации городов и районов постепенно сокращают категории льготников.
Районными комитетами по имуществу выделялись в аренду нежилые помещения, в том числе па льготных условиях.
7.5.4. В 1997 году проведена областная конференция представителей малых предприятий, на которой обсуждены проблемы малого бизнеса и вопросы его государственной поддержки.
7.5.5. Большую помощь предпринимателям оказывает постоянно-действующая международная ярмарка в г. Благовещенске. В рамках ХVIII Международной Универсальной ярмарки в 1997 году проведена выставка-ярмарка продукции малых предприятий. В 1998 году малые предприятия приняли участие в Амурской международной выставке-ярмарке, посвященной 140-летию города Благовещенска.
7.5.6. Еще одно направление поддержки и развития малого бизнеса: привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению муниципального заказа. Такая форма поддержки используется рядом городов и районов. Так в городе Благовещенске в сформированном муниципальном заказе на 1998 год свыше трети объемов поставок (работ, услуг) выполнялось малыми предприятиями и частными предпринимателями. Ими выполнен объем заказа на сумму 23,7 млн. рублей.
Прорабатываются предложения о возможном размещении заказов на. изготовление оборудования для малых предприятий на машиностроительных предприятиях области.
7.5.8. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики Амурской области. Исключительна социальная функция малого предпринимательства. При сложившейся напряжен нести на рынке труда, малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест, занятости населения.
При содействии отделов занятости населения за 2 года 966 безработных организовали собственное дело. Направления предпринимательской деятельности бывших безработных различны. Это -ремонтно-строительные работы, производство столярных изделий, включая мебель, сбор и переработка лекарственных трав, выращивание, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, рукоделие и народные промыслы, производство отделочных строительных материалов, керамической плитки, автотранспортные услуги и многое другое. В 1997 году получили субсидии 118 человек, в 1998 году - 88. В 1997-1998 гг. из Государственного фонда занятости населения безработным, организовавшим собственное дело, оказана помощь в сумме 740,4 тыс. рублей.
7.5.10. - 7.5.11. Комитетом внешнеэкономических связей и торговли постоянно оказывается консультационная помощь по созданию предприятий с иностранным капиталом действующих СП и предприятий со 100% иностранными инвестициями. В ходе регистрации внешнеторговых контрактов постоянно проводится консультационная помощь в правильном их оформлении, ценообразовании и расчете эффективности привлечения рабочей силы.
Регулярно оказывается помощь амурским предпринимателям в период проведения ежегодной международной ярмарки "Амур", организуются и течение года встречи с потенциальными зарубежными партнерами из КНР, республики Корея, США и других стран.
7.5.12. В 1997 году в городе Благовещенске проведен областной конкурс "Лучшее малое предприятие-96". Пo итогам конкурса четыре предприятия награждены Почетными грамотами Администрации области и ценными подарками, шесть предприятий - дипломами и ценными подарками. На проведение конкурса администрацией области выделены средства в сумме 50 млн. рублей ( в ценах 1997г.).
7.5.13. За два прошедших года средства из областного бюджета не выделялись. Единственным источником являлась пролонгированная сумма по возврату кредита в сумме 1215 тыс. рублей, выделенная в октябре-декабре 1995 года Фонду поддержки предпринимательства на реализацию предпринимательских проектов. В 1997- 1998 годах за счет возвратных средств из фонда поддержки предпринимательства области выделены льготные кредиты семи предприятиям на общую сумму 688 тысяч рублей.
Осуществлялось финансирование отдельных проектов и за счет средств местных бюджетов. Так, администрацией города Благовещенска за 1997-1998 годы финансовая поддержка оказана 8 предприятиям на сумму 646 тыс. рублей.
7.5.14. Фондом поддержки предпринимательства области в 1997 году заключены два договора финансового лизинга на общую сумму 105,55 млн. рублей (в ценах 1997г.).
7.5.15. В связи с отсутствием финансирования гарантийный фонд, обеспечивающий гарантии инвесторам под кредиты, выдаваемые субъектам малого предпринимательства не создан. Мероприятиями программы предусматривались затраты из областного бюджета на эти цели в размере 1 млн. рублей.
В связи с отсутствием средств на реализацию мероприятий и окончанием срока действия Программы прошу снять с контроля Постановление Главы администрации от 14.07.97г. №384 "О Программе поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 1997-1998 годы". В настоящее время разрабатывается Программа поддержки предпринимательства на 1999-2000 годы.