Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России

Файлы

ФИНКА Интернэшнл

Исследование выполнено на средства, предоставленные Американским агентством по международному развитию

Москва, 2000

Оглавление

I. Аннотация: Микрофинансирование в России: актуальность, спрос, предложение

II. Предложение микрофинансовых услуг

II.1 Государственные фонды поддержки малого предпринимательства

II.2. Банки

II.3. Кредитные союзы

II.4. Микрофинансовые международные институты

II.5. Другие организации, программы

II.5.1. Служба занятости

II.5.2. Ломбарды

II.5.3. Специальные программы

II.6. Оценка совокупного предложения микрофинансовых ресурсов

III. Оценка спроса на микрофинансирование

III.1. Безработные

III.2. Оценка спроса на микрофинансирование наименее социально защищенных групп безработных

III.2.1. Безработные женщины

III.2.2. Безработная молодежь

III.2.3. Безработные бывшие военнослужащие

III.3. Работники с низким уровнем заработной платы

III.4. Индивидуальные частные предприниматели

III.5. Микро-предприятия

III.6. Оценка потребности в микрофинансировании

IV. Приложение 1

V. Приложение 2

VI. Список сокращений

VII. Глоссарий

VIII. Методика и процедура расчета и оценки базовых показателей



АННОТАЦИЯ: МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Российский малый бизнес никогда не выпадал из поля зрения государства. Сегодня, как и в первой половине 90-х, в Центре и в регионах разрабатываются специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства, создаются сервисные организации, созываются съезды представителей малого бизнеса. Но число малых предприятий, количество работающих на них медленно, но неуклонно снижается.

Одна из основных причин этого - крайне ограниченный доступ малых предпринимателей к внешним источникам финансирования. Проблема эта еще более обострилась после финансового кризиса, поставив под удар существование двух важнейших направлений малого бизнеса – индивидуальных частных предпринимателей и микро-предприятий. Именно для них, как доказал опыт ряда стран, есть эффективный инструмент доступа к финансовым услугам. Это микрофинансирование.

В России государство уже осознало: развивая микрофинансирование можно достаточно быстро создать необходимые предпосылки для запуска нового микро-бизнеса, для сохранения и развития уже существующего. Тем самым – для обеспечения рабочими местами и доходами значительной части экономически активного населения. Государство готово оказать законодательную, организационную, техническую поддержку структурам микрокредитования – эти меры запланированы в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг. Но у государства нет для программ микрофинансирования главного – денег. Поэтому микрофинансированием в России занимаются главным образом либо негосударственные организации (прежде всего кредитные союзы, потребительские кооперативы), либо организации, созданные в рамках зарубежных / международных программ.

Осознали и практически оценили эффективность микро-кредитования и большинство предпринимателей. Правда, речь здесь идет о неформальном микрофинансировании, а именно о партнерском кредите, к которому прибегают по разным оценкам от 50% до 70% микро- и малых предприятий. Источник этих коротких и небольших денег, которые предприниматели занимают друг у друга главным образом на пополнение оборотных средств, - теневая деятельность. Широкая распространенность партнерского кредита обусловлена неразвитостью сети специализированных микрофинансовых организаций. Обеспечить легальный доступ предпринимателей к микрокредитам – значит не только поддержать существующий микро-бизнес и простимулировать появление новых предприятий. Развитие микрофинансирования - эффективный способ сокращения масштабов теневой деятельности в малом бизнесе.

Сколько же в России потенциальных клиентов микрофинансовых институтов, кто они? Прежде всего, микро-предприятия и индивидуальные частные предприниматели. Их число на сегодняшний день оценивается в 610 тыс. и 2 503 тыс. соответственно. И порядка 70% из них, по результатам проведенного исследования, считают проблему микрокредитования главной для своего бизнеса. Таким образом, не менее 2,2 млн. представителей российского малого бизнеса из числа индивидуальных частных предпринимателей и микро-предприятий предъявляют спрос на микрокредиты, составляют клиентскую базу микрофинансовых институтов. А если прибавить к ним безработных, имеющих предпринимательский потенциал (не менее 830тыс. человек), потенциальных клиентов станет значительно больше, более 3млн.

Фактически, по результатам проведенного исследования, доступ к микрофинансовым услугам ежегодно имеют лишь порядка 13 тыс.-15 тыс. предпринимателей. А общий объем микрофинансирования составляет порядка 52 млн. USD. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям с низким доходом, охватывают менее 1% потенциального рынка. Портфель выданных микрокредитов должен увеличиться до 7 035 млн. USD, чтобы обслужить всех индивидуальных частных предпринимателей и микро-предприятия, заинтересованные в микро-финансировании. Эта огромная сумма, составляющая порядка 30% всех расходов федерального бюджета в 1999 г., естественно не может быть ни ассигнована Россией, ни предоставлена зарубежными программами и донорскими организациями. Но она убедительно доказывает, как велик дефицит микрофинансовых услуг на российском финансовом рынке, как необходимы они российскому малому бизнесу.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости