ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
“Краткая информация о результатах предыдущих проектов, связанных с административными барьерами в Томской области”
(к Круглому столу “Административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности”, 28 ноября 2001 года, зал Круглого стола Администрации Томской области)
В 2000-2001 годах в ряде регионов Российской Федерации были проведены исследования, связанные с административными барьерами развития бизнеса:
- в сфере регистрации юридических лиц;
- в сфере лицензирования и сертификации;
- в сфере контроля, надзора и проверок субъектов предпринимательства.
Во всех (без исключения) исследованиях принимала участие и Томская область (при содействии Комитета по поддержке предпринимательства администрации области, с которым мы активно сотрудничаем). Результаты данных работ были дважды представлены на мероприятиях в Томске (прошлой зимой на Форуме и этой весной на Сибирском Соглашении) и отражены в отдельных брошюрах, которые сейчас розданы в папках. Одним из самых запомнившихся результатов работы стала количественная оценка со стороны предпринимателей того, как их проверяет милиция. Так. каждое “среднестатистическое” малое и среднее предприятие, проверенное милицией, было проверено по нескольку десятков раз в год.
На цели минимизации административных барьеров был направлен и проект ФИАС, первый этап которого был реализован летом 2000 года.
Все эти исследования стали своеобразным предпроектным обоснованием для пакета из трех так называемых законов “по дебюрократизации”, “дерегулированию” российской экономики, которые были разработаны Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:
- “О государственной регистрации юридических лиц” (вступает в действие с 1 июля 2002 г.);
- “О лицензировании отдельных видов деятельности” (вступает в действие зимой 2002 г.);
- “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей….” (уже действует). Под действие этого закона попадает и милиция, за исключением сферы оперативно-розыскных мероприятий;
О законах много спорили еще в процессе их разработки, на всех этапах, включая этап прохождения через Государственную Думу. Понятно, что они не могли не вызвать различий в оценках, не свободны от определенных ошибок, изъянов, недоработок, различных лоббистских влияний. Жизнь будет вносить свои коррективы. Понятно и то, что к людям, прямо или косвенно участвующим в этом процессе, в настоящее время сформировалось разное, порой диаметрально противоположное, отношение. На мой взгляд, из всего этого пакета лучше всего получился закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”: он по крайней мере решил задачу значительного сокращения количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. Закон “О регистрации…”, к сожалению, многие проблемы просто проигнорировал.
Реализация второго этапа проекта ФИАС, которая осуществляется на базе всех прежних исследований для российского Правительства, будет в том числе служить цели оценки влияния “реформаторского законодательного пакета по дерегулированию” на реальную экономическую практику предпринимательского сектора экономики; не исключено, что результатом реализации проекта ФИАС станут поправки в новое законодательство по дерегулированию. По проекту ФИАС в режиме мониторинга планируется проведение неоднократных обследований уполномоченных органов контроля/надзора, консалтингового (посреднического) бизнеса и большого количества малых, средних и крупных предприятий.
Часть работы ФИАС на данном этапе присутствия в Томске, за которую отвечает наша часть группы - разработать как можно более детальное пошаговое описание различных регистрационных, разрешительных и контрольных процедур, осуществляемых уполномоченными органами, определить нормативную стоимость и нормативные сроки прохождения этих процедур с учетом региональных особенностей (региональных и местных нормативных актов). Многие из присутствующих уже знают об этой работе, поскольку приняли участие в составлении шаблонов и в определенной степени являются соавторами этих шаблонов.
Хочу особо подчеркнуть, что это не повтор предыдущего этапа работы. Настоящая работа предполагает анализ дополнений и изменений к тому, что было сделано ФИАС в прошлом году.
Вторым этапом работы будет проведение опросов по специальным анкетам (составными частями анкеты станут те шаблоны - пошагово прописанные процедуры - которые сейчас разрабатываются с участием присутствующих в этом зале) Оценивать эти шаблоны, фактические сроки и стоимость каждого шага будут уже сами предприниматели. При этом предприниматели не только оценят фактическую срочность и стоимость процедур, но и, возможно, добавят иные фактические шаги, которые им пришлось сделать в рамках прохождения этих процедур. В России этот подход является новаторским, это ноу-хау проекта ФИАС. Ни в одном исследовательском проекте, реализованном в России, такого еще не делалось.
К слову сказать, даже сейчас, при составлении шаблонов только на основе действующего законодательства и иной нормативной базы, возникают множество дискуссионных моментов. Например, сама процедура лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в Томской области на первый взгляд представляется простой - соискатель принес документы, их в течение нескольких дней изучили с выездом на объект и лицензия получена. Но предлицензионный цикл, который Лицензионная палата считает не “своим” (формально в процедуру получения лицензии не входит), достаточно трудоемок и хлопотен: это получение заключений противопожарной службы и санитарно-эпидемиологической службы. С нашей точки зрения, это тоже определенные шаги в общем “лицензионной процессе”. Возможно, на стадии проведения опросов в предпринимательской среде такие моменты будут неоднократно выявляться.
Предварять результаты проекта я не буду, укажу только на то, что бросилось в глаза членам нашей части группы:
1. Есть сферы исключительной компетенции федерального уровня власти (например, реализация выездных налоговых проверок, процедура выдачи лицензий, таможенный контроль и т.д.). Но федеральные нормы на практике в различных регионах реализуются по-разному (это не значит, что незаконно, просто по-разному, т.к. юристы и специалисты читают их по-разному). Поэтому нашей целью является описание процедур не только в разрезе уполномоченных органов, но и в разрезе регионов.
2. Практически все органы контроля/надзора, в которых мы побывали, достаточно высоко оценивают свою необходимость, качество и эффективность собственной деятельности по административному регулированию и осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью. И очень часто оценивают как ненужные и неэффективные иные уполномоченные органы контроля/надзора. Возможно, это результат деятельности Комиссии по устранению административных барьеров, своеобразное движение информационных потоков, когда информация с заседаний и протоколы заседаний (достаточно острые) широко распространяются в среде контрольных, проверяющих и разрешительных органов. Таким образом различные уполномоченные органы узнают друг о друге много всяких интересных вещей. О деятельности этой Комиссии только что говорил глава Правительства Томской области г-н Наговицын. Мы также имели возможность ознакомиться с протоколами ее заседаний.
3. В заключении отмечу достаточно высокий уровень открытости уполномоченных органов, где мы побывали, и желание идти на диалог, открытый контакт. Для группы исследователей проекта FIAS степень открытости и готовности идти на контакт со стороны органа, прямо или косвенно относимых к кругу структур, связанных с администрированием/контролем, будет влиять на окончательно сделанные выводы, которые будут представлены в Правительство Российской Федерации и в Правительство Томской области.