Сегодня мы, как бы кто не трактовал эти слова, практически определяем дальнейшую судьбу российского малого предпринимательства – самого рыночного на настоящий момент сектора экономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов начало рыночные преобразования в России, реально предлагая новые гибкие формы ведения хозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально иной уровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общественного питания.
Может быть поэтому, выступив локомотивом кардинальных изменений, произошедших в экономической системе России и объективно опередив в этом государство, малое предпринимательство, как любой вырвавшийся вперед, оказалось в одиночестве и предоставленным самому себе. До последнего времени практически все попытки государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства или утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженной государственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующего нормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имели под собой реальной основы.
Такой основой должен был бы быть некий государственный меморандум, в котором недвусмысленно была бы обозначена основная миссия малого предпринимательства – участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечивающих достойное место России в мировой экономике – а также механизмы и способы государственного содействия этой миссии. Только в этом случае можно быть уверенным, что соответствующие государственные декларации не есть следствие очередного политического шоу, когда они легко раздаются и быстро забываются.
Такой основой может стать концепция Государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в разработке проекта которой многие из присутствующих принимали участие. Ее содержание таково, что позволяет в достаточной мере откорректировать характер взаимоотношений между малым предпринимательством и государством, сформировать на перспективу и по всем основным направлениям комплекс мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности, с использованием не только государственных, но и - что безусловно не менее важно - рыночных, саморегулирующих механизмов.
Менее месяца назад в Томской области прошла очередная ежегодная областная конференция предпринимателей с участием гостей из девяти субъектов Российской Федерации, а также представителей нескольких московских государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства, которая имела целью в том числе обсудить сложившееся положение дел в малом предпринимательстве, а также основные положения проекта данной Концепции. В итоге в резолюции конференции участники единодушно решили в целом поддержать проект Концепции и одобрить деятельность разрабатывающей его рабочей группы.
При этом все мы понимаем, что принятие Концепции – только начало грандиозной работы, которую предстоит проделать всем уровням власти России. Сама по себе являясь приоритетом, Концепция автоматически предполагает комплекс подприоритетов, или тех направлений поддержки малого предпринимательства, на которых следует прежде всего сосредоточить внимание и основные усилия.
В последние два года в России в нескольких выбранных регионах, в число которых вошла и Томская область, при содействии ряда федеральных министерств и при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:
1. Высокий уровень налогообложения.
2. Доступность кредитных ресурсов.
3. Административные барьеры.
Не отрицая важности этих проблем, я бы, исходя из нашего опыта, расставил бы их несколько по-иному и предложил бы рассматривать степень их влияния на развитие малого предпринимательства в следующем порядке:
1. Административные барьеры.
2. Кадровая поддержка.
3. Доступность кредитных ресурсов.
Кратко постараюсь аргументировать, почему так, а не иначе. Сразу оговорюсь о налогообложении, вернее, почему оно не вошло в число первых трех приоритетов. Дело в том, что уровень взимаемых налогов для малого предпринимательства во многих регионах России, в частности, в Томской области, сегодня совершенно приемлемый. Более того, он может быть и выше. Проблема в том, что часто путаются два понятия – налоги и всяческие выплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе – налоги и выплаты за иногда абсурдные разрешения - иногда достигают астрономических для предпринимателя значений, и все это проходит под термином “налогообложение”. Решить проблему не так сложно – следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно или через свои “отпочкованные” структуры) плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны выполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные средства – безусловно они будут всегда, предпринимателей “не без греха” тоже достаточно - должны поступать полностью в бюджет государства.
С этой ситуацией как раз и связан основной на наш взгляд бич российского малого предпринимательства – административные барьеры, порожденные сложившимся в России разрешительным принципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать собственное дело, он должен собрать кучу нужных и ненужных справок, заплатить немалые суммы официально и неофициально не одному десятку чиновников, и это все только за то, что он хочет работать. Мы все говорим о том, что у нас не растет количество малых предприятий – так оно при таком положении дел не будет расти никогда. Необходим не разрешительный, а уведомительный принцип – заявил в соответствующий государственный орган, что будешь заниматься таким-то бизнесом, зарегистрировали тебя и на этом все. А уведомления в сертифицирующие, пожарные и так далее органы пусть уже направляет этот самый государственный орган. Пусть приходят и проверяют, ставят на контроль, причем уже бесплатно.
Второе – кадры, точнее, их отсутствие. Кадры решают все, это мы знаем. Но ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. Сегодня в Томской области в предпринимательском секторе явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов и так далее. Нельзя сказать, что их нет вообще – просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и халтуру. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Иначе уже не бывает. А для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.
Количество малых предприятий в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, что за прошедшие годы российский генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное дело и не любит вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства в этой связи – готовить по специальным программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей – как угодно – которые прежде всего будут иметь по жизни главной целью создание собственного дела, хорошо зная, как это делается.
Решение двух этих проблем создает нормальные условия для появления новых малых предприятий – минимум разрешительных процедур и наличие необходимого человеческого ресурса. Остается третья – кредитные средства, позволяющие сделать необходимые вложения в минимум основных фондов, рекламу и так далее. В этом смысле сегодня особенно страдают производственные и инновационные малые предприятия – в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых и долгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовый рынок не располагает. Здесь скорее всего необходимы специальные государственные фонды, пусть первоначально небольшие. Не лучший путь, но вряд ли более правильно ждать, пока дозреет банковская система. Сегодня уже понятно, что тот интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все еще располагает Россия, может быть эффективно преобразован в коммерческий продукт и реализован прежде всего посредством развития малого предпринимательства. Это один из шагов, который позволит российской экономике, балансирующей в зависимости от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран – сырьевых доноров. У нас в Томске уже есть примеры, когда в наукоемком малом предпринимательстве годовая реализация собственной продукции из расчета на одного работника сравнима с аналогичным показателем в нефтяной отрасли.
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Все вышеназванные проблемы будут эффективно решены при одном условии – наличии действенной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это мировая практика, многократно проверенная жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия, Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное финансирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Именно через инфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любые консультации по открытию, ведению и планированию бизнеса, юридическим вопросам, маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего через инфраструктуру поддержки осуществляется реализация специальных программ подготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Все эти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства имеют специальные инфраструктурные элементы – государственные или полугосударственные организации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственные гарантии.
У нас в России в большинстве регионов в целом существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что это действительно реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому необходимость ее сохранения, следует определить пути повышения качества и эффективности ее деятельности.
Спасибо.