Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Исследование потенциальной возможности предпринимателя по использованию внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности

Файлы

Ответственный исполнитель: Урбан О.А.
Кандидат философских наук, доцент,
Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СФ МИЭП


Оглавление

Введение

Анализ и представление полученных данных

1. Социальные характеристики предпринимателей, занятых в сфере торговли.

1.1. Социальный состав предпринимателей.
1.2. Самооценка предпринимателями уровня собственных знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.
2. Отношение предпринимателей к бизнес-обучению, к консультационным услугам специалистов и специализированных структур.
2.1. Бизнес-обучение.
2.2. Консультационные услуги.
2.3. Психологические тренинги.
3. Бизнес – планирование.

4. Маркетинговая стратегия действующих предпринимателей в сфере розничной торговли.
4.1. Основные источники информации предпринимателей.
4.2. Уровень информированности предпринимателей о состоянии рынка.
4.3. Ценовая политика.
4.4. Способы, методы увеличения объема продаж.
4.5. Реклама.
5. Закупочная политика и управление товарными запасами.
6. Характеристики некоторых аспектов деятельности предприятий.
6.1. Оборотные средства.
6.2. Контролинг.
6.3. Отношение предпринимателей к финансовому анализу.
7. Компьютеризация малого бизнеса.

8. Управление персоналом.

9. Оценка предпринимателями состояния собственного предприятия.

Общие выводы по исследованию.

Введение

Проблемная ситуация.
Известно, что любое предприятие, в том числе малое – это социальная система открытого типа и поэтому социально - экономическое состояние малого бизнеса зависит от факторов как внешней, так и внутренней среды.
К числу основных внешних факторов развития малого бизнеса в г. Новокузнецке относятся факторы косвенного и прямого воздействия: • Политическая, социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе.
• Законодательная база развития малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.
• Состояние инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в городе.
• Инвестиционный потенциал для малого бизнеса в городе.
• Уровень конкуренции в городе среди предприятий малого бизнеса.
• Качество трудовых ресурсов в регионе, как основа для адекватного обеспечения малых предприятий рабочей силой.
• Деятельность предприятий - поставщиков для малых предприятий города.
• Уровень платежеспособности населения города и структура потребностей в разного рода товарах.
• Состояние общественного мнения в городе по отношению к малому бизнесу.
Перечисленные выше внешние факторы могут оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на состояние и развитие малого бизнеса в городе. Любой руководитель малого предприятия в своей деятельности, безусловно, должен учитывать и реагировать на эти факторы, но изменить их самостоятельно в свою пользу он не может.
Другое дело внутренняя структура предприятия, которая создается для производства определенного товара, получения прибыли и контролируется самим руководителем. Именно в ней заложены большие потенциальные возможности для эффективной работы предприятия даже при наличии неблагоприятных условий внешней среды.
Проблема исследования.
Как используют внутренние ресурсы собственного предприятия руководители малого бизнеса.
Объект исследования.
Руководители предприятий розничной торговли разных организационно-правовых форм собственности (ООО, ЗАО, индивидуальный предприниматель).
Обоснование выбора объекта исследования:
• Проблему использования руководителями малых предприятий собственных внутренних ресурсов целесообразно изучать относительно однотипных предприятий.
Малые предприятия, работающие в разных сферах деятельности, имеют свою специфику в организации работы предприятия. Так, например, сервисные фирмы не создают запасы товаров для перепродажи их покупателям, соответственно для них не стоит проблема управления товарными запасами. Производственные фирмы несут расходы не только при закупке сырья и материалов, но также и при содержании незавершенного производства и хранении готовой продукции до ее отправки покупателям. То есть величина производственных запасов на небольшом предприятии составляет гораздо больший процент оборотных активов, чем на предприятиях другой сферы деятельности. Таким образом, сложно выделить единые для всех типов малых предприятий критерии эффективного использования собственных внутренних ресурсов.
• В отраслевой структуре действующих малых предприятий г. Новокузнецка самая высокая доля предприятий, относящихся к сфере торговли и общественного питания – 51,1% от общего числа предприятий. Среди предприятий отрасли торговли и общественного питания 28% занимаются розничной торговлей. (См.: Развитие малого бизнеса в Новокузнецке. – Новокузнецк, Территориальный отдел государственной статистики по г. Новокузнецку : Новокузнецк, 2001, - с. 1, с. 7).
• В секторе торговли и общественного питания занято наибольшее количество работников малого бизнеса, работающих как на постоянной основе (31%), так и по совместительству, договорам подряда и пр. (См.: Финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий. Январь-сентябрь 2001 года. Том 111. - Новокузнецк, Территориальный отдел государственной статистики по г. Новокузнецку: Новокузнецк, 2001, с. 1).
• Работа предприятий розничной торговли в основном создает образ малого бизнеса в общественном мнении горожан, так как именно в рамках этих предприятий потребитель чаще всего контактирует со сферой малого бизнеса.
Предмет исследования.
Использование внутренних ресурсов развития малого предприятия руководителями предприятий розничной торговли.
Цель исследования.
Изучить, как и какие внутренние ресурсы используют руководители в организации работы предприятий розничной торговли.
Задачи исследования.
1. Выяснить через самооценку уровень информированности предпринимателей о состоянии рынка их товара в г. Новокузнецке.
2. Выявить основные источники информации у предпринимателей для ведения бизнеса.
3. Выяснить наличие проблемы достаточности оборотных средств для предпринимателей и каким образом решается данная проблема.
4. Определить мнение предпринимателей об уровне дохода их предприятий.
5. Выяснить степень соответствия объема продаж фирм максимально возможному и основные используемые руководителями способы и методы увеличения объема продаж.
6. Изучить, как осуществляется закупочная политика и управление товарными запасами в торговых предприятиях.
7. Выяснить, как руководители осуществляют финансовый анализ деятельности предприятия.
8. Определить основные способы управления персоналом в торговых предприятиях.
9. Выяснить, как относятся предприниматели к компьютеризации работы фирмы.
10. Выяснить, какую рекламу используют предприниматели и измеряют ли ее эффективность.
11. Выяснить отношение предпринимателей к разработке бизнес-плана фирмы.
12. Определить потребность предпринимателей в консультационных и другого рода услугах специалистов и специализированных структур для ведения собственного бизнеса.
13. Выяснить самооценку предпринимателей уровня собственных знаний, необходимых для ведения успешной предпринимательской деятельности и основные причины неучастия в курсах по бизнес обучению.
14. Выяснить оценку предпринимателями положения собственного предприятия.
15. Описать социальные характеристики предпринимателя, занятого в сфере розничной торговли.
Основные понятия исследования, их интерпретация.
Малое предприятие.
В Федеральном законе от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» дано определение малых предприятий.
Статья 3. Субъекты малого предпринимательства
1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
• в промышленности -100 человек;
• в строительстве -100 человек;
• на транспорте -100 человек;
• в сельском хозяйстве - 60 человек;
• в научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Малое предприятие может быть создано в определенной организационно правовой форме:
• юридического лица: товарищества, ООО, АО, ЗАО;
• индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Под внутренними ресурсами предприятия понимается совокупность материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и условий деятельности, реализуемых как система только в процессе управленческой деятельности (См.: В.С. Соловьев. Менеджмент. Новосибирск, 2000, с. 53).
Таким образом, использование внутренних ресурсов может быть рассмотрено только в аспекте управленческой деятельности самого субъекта управления, в связи с его социальными характеристиками (уровень знаний, цели деятельности, ценностная структура и пр.).
Результат управленческой деятельности, который выражается в результате деятельности самого предприятия, является критерием эффективного использования внутренних ресурсов.
Основными составляющими внутренних ресурсов предприятия, на изучение которых нацелено настоящее исследование, являются:
• финансовые средства;
• технические средства связи, обработки, передачи, хранения информации;
• информация о состоянии окружающей среды;
• работники предприятия;
• результаты и содержание управленческой деятельности, отражающие текущую и плановую динамику хозяйственной деятельности предприятия, представленные в форме документированных управленческих решений.
На эмпирическом уровне результаты и содержание управленческой деятельности можно отразить в следующих показателях:
• контролинг (контроль ликвидности, доходности, издержек);
• маркетинговая стратегия предприятия (изучение рынка, план продвижения товара);
• анализ-контроль формирования товарных запасов;
• методы и приемы финансового анализа на предприятии;
• методы и способы управления персоналом;
• бизнес-планирование.
Стратегия маркетинга – система мер, нацеленная на предложение покупателям того, чего они хотят по приемлемой цене в приемлемом месте и с необходимой долей рекламной информации (См.: Д. Штайнхофф, Д. Берджес. Основы управления малым бизнесом. – М., 1997, - с.196).
Финансовый анализ – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Цель финансового анализа – оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации (См.: А.Ф.Лещинская. Экономический финансовый анализ. Учебные материалы. – М.,1999, - ч.1, с. 4 - 5).
Управление персоналом – это деятельность по обеспечению предприятия необходимым количеством и качеством сотрудников, их мотивация и использование в целях экономической (получение прибыли с минимальными затратами на персонал), а также социальной (удовлетворение интересов и потребностей сотрудников) эффективности. (См.: В.П.Пугачев. Руководство персоналом организации. – М,1999, с. 28.).
Методы управления персоналом подразделяются на:
• административные
• экономические (стимулирующие и мотивационные)
• социально психологические.
Реклама – процесс и средства (пресса, ТВ, ярмарки и пр.) посредством которых информация о товаре, фирме доводится до потребителя.
Основной метод сбора информации – опрос, вид опроса - интервьюирование.
Вид исследования – выборочное. Выборочная процедура обеспечивает обоснованность выводов о генеральной совокупности (объекте исследования), сделанных на основе небольшой группы непосредственно единиц наблюдения (выборочной совокупности).
Тип выборки - вероятностная, или случайная. Суть данной выборки – соблюдение принципа равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности.
Описание выборки.
Генеральная совокупность – руководители малых предприятий и индивидуальные предприниматели, имеющие действующий бизнес в сфере розничной торговли.
На 1 января 2001 г. в Новокузнецке зарегистрировано 3657 субъектов малого предпринимательства, занятых в торговле и общественном питании. Из них – 28% работают в розничной торговле, то есть ориентировочно 1024 предприятия (См.: Развитие малого бизнеса в Новокузнецке. – Новокузнецк, Территориальный отдел государственной статистики по г. Новокузнецку, 2001, - с. 9).
Учитывая относительную социальную однородность генеральной совокупности (предприниматели в сфере розничной торговли г.Новокузнецка, работающие в сходных экономических и социальных условиях) и небольшую степень дробности группировок анализа, планируемых задачами исследования, объем выборочной совокупности в соответствии с принятой таблицей В.И. Паниотто в 300 человек является достаточным для получения репрезентативных данных (См.: В.А.Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Издательство «Самарский университет», 1995.- с.72). Применена систематическая выборка как тип вероятностной выборки. В качестве основы выборки, то есть списка членов изучаемой группы представителей малого бизнеса, были использованы предоставленные Территориальным отделом статистики по г.Новокузнецку списки предпринимателей двух организационно-правовых форм: юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Следует отметить, что основа выборки характеризуется недостаточной полнотой: не содержатся сведения о всех действующих предпринимателях, есть «пустые элементы», то есть встречаются имена и адреса предпринимателей, за которыми не стоят реально существующие предприятия. В этой ситуации накапливалась систематическая ошибка выборки, так как в ситуации реального опроса интервьюеры вынуждены были производить замену определенных в процессе отбора единиц наблюдения, то есть предпринимателей. Поэтому надежность результатов исследования оценивается как обыкновенная при ошибке выборки в 10% (См.: В.А.Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Издательство «Самарский университет», 1995.- с.73).
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости