Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Предложения по корректировке нормативных актов, регламентирующих деятельность участников рынка ИКТ и порождающих административные барьеры

Файлы

Финальный отчет

Материал предоставлен Фондом "Новая экономика"

Москва, 2002

Поддержка данного проекта была осуществлена Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе и самим автором, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Московского Общественного Научного Фонда

Содержание

Введение

1. Общие проблемы преодоления административных барьеров

2. Предмет настоящего исследования

Информация, информационные ресурсы и системы

Общие замечания.

Существующие методы регулирования

1. Лицензирование.

2. Сертификация.

3. Регистрация; обязательное предоставление экземпляров документов

4. Исключительные права на информацию и информационные ресурсы. Право доступа к информации и информационным ресурсам.

5. Импорт и экспорт

Предлагаемые методы регулирования

1. Лицензирование.

2. Сертификация.

3. Регистрация; обязательное предоставление документов

4. Исключительные права на информацию и информационные ресурсы. Право доступа к информации и информационным ресурсам.

5. Импорт и экспорт

Связь, средства связи, телекоммуникации

Общие замечания.

Существующие методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

3. Регистрация средств связи, получение разрешений на приобретение и использование средств связи.

4. Импорт и экспорт

5. Тарифное регулирование рынка телекоммуникационных услуг

Предлагаемые методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

3. Регистрация средств связи, получение разрешений на приобретение и использование средств связи.

4. Импорт и экспорт

5. Тарифное регулирование рынка телекоммуникационных услуг

Средства защиты информации.

Общие замечания.

Существующие методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

Предлагаемые методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

ЭЦП

Общие замечания.

Существующие методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

3. Регистрация

Предлагаемые методы регулирования

1. Лицензирование

2. Сертификация

3. Регистрация

Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Общие замечания

Существующие методы регулирования

1. Сертификация

2. Регистрация

3. Исключительные права

4. Включение расходов на программы для ЭВМ и базы данных в себестоимость.

Предлагаемые методы регулирования

1. Сертификация

2. Регистрация

3. Исключительные права

4. Включение расходов на программы для ЭВМ и базы данных в себестоимость.

Компьютерное оборудование

Общие замечания

Существующие методы регулирования

1. Сертификация оборудования, услуг по ремонту

2. Регистрация

3. Импорт и экспорт

Предлагаемые методы регулирования

1. Сертификация оборудования, услуг по ремонту

2. Регистрация

3. Импорт и экспорт

Зарубежный опыт регулирования ИКТ

Лицензирование

Антимонопольное регулирование

Контроль за механизмами ценообразования

Присоединение к сетям универсальных операторов связи

Заключение

Приложение. Регулирование поставок и закупок продукции для государственных нужд.

Общие замечания.

Существующее законодательное регулирование

Основные проблемы и возможные методы их устранения.

Введение

1. Общие проблемы преодоления административных барьеров

Согласно устоявшемуся определению, административные барьеры в экономике - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности.

По имеющимся оценкам, существует замороженный наличием избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики на уровне 5-7% ВВП, связанный с недоразвитием конкуренции из-за запретительно высоких издержек входа на рынок для мелкого и среднего бизнеса, а также с пониженной конкурентоспособностью российской экономики по сравнению со странами, где предприниматели не страдают от избыточных административных барьеров.

В мировой практике создание административных барьеров в форме входного контроля являются исключительной мерой регулирования экономики, вводимой в случаях, когда иные методы регулирования на практике показали свою недостаточность. Поэтому они применяются в ограниченной сфере. Так, в Европейской Союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры (в России около 80%), причем список таких товаров составляется на основе статистики несчастных случаев. Количество лицензируемых видов деятельности колеблется в разных странах ЕС от 30 до 90 (в России – значительно более 200).

Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства” определил в качестве основных задач органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства:

  • сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности;
  • четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

Разработка предложений по сокращению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство Российской Федерации. Так, Положения по преодолению административных барьеров являются составной частью Постановлений Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 697 и от 14 февраля 2000 года № 121, утверждающих Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

В 2001 году были приняты Федеральные законы: “О государственной регистрации юридических лиц”, “О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”, “О порядке проведения государственного контроля (надзора) при производстве товаров, работ, услуг и их реализации”, “О внесении изменении и дополнений в федеральные законы “О лицензировании отдельных видов деятельности”, направленные на сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанные с соблюдением норм государственного регулирования (уменьшение числа видов деятельности требующих лицензирования, упрощение порядка регистрации предприятий и др.)

В июне 2002 г. в первом чтении был принят закон “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, в соответствии с которым обязательной сертификации подлежат только характеристики продукции, связанные с ее безопасностью, в соответствии с установленными федеральными законами регламентами.

Вместе с тем, принятием данных законов пересмотр законодательства в области государственного регулирования хозяйственной деятельности не должен ограничиваться. Во-первых, существует значимые области регулирования, не охваченные данными законами. Во-вторых, не созданы законодательные основы, препятствующие принятию в будущем нормативных актов создающих новые административные барьеры.

Как показывает опыт стран ОЭСР основными направлениями стратегий реформы государственного регулирования стало строительство системы регулятивного управления, призванной обеспечить:

  • Обязательный контроль за социально-экономической эффективностью вновь принимаемых нормативных актов, учитывающий издержки хозяйствующих субъектов по их соблюдению в сравнении с потенциальными выгодами),
  • Регулярный анализ социально-экономической эффективности и повышение качества нормативной базы в сфере регулирования

В соответствии с опытом стран ОЭСР ключевое значение имеет участие в процессе утверждения новых ведомственных нормативных актов и их ревизии, независимого контролирующего органа - “центрального” правительственного ведомства, такого как министерство финансов или аппарат правительства. Последние имеют собственные стимулы к “административной конкуренции” с отраслевыми ведомствами, что позволяет их использовать в качестве противовеса тенденции к избыточному регулированию. (В России уже существует практика обязательного согласования ведомственных нормативных актов с Минюстом РФ с точки зрения соответствия принимаемых нормативных актов законодательству. Аналогичный механизм будет достаточно эффективным и для предотвращения экономически неэффективных нормативных актов в области регулирования хозяйственной деятельности).

Необходимо включать в процедуры принятия нормативного акта обязательные публичные консультации с заинтересованными представителями бизнеса и общественности. Реализация принципа обязательного утверждения наиболее значимых из них представительным органом власти может стать дополнительным фильтром для потока нормативных актов, накладывающих значительное бремя (нефинансируемые мандаты) на население и/или бизнес.

В соответствии с концепцией, предложенной Институтом экономики переходного периода целесообразным является проведение полной ревизии всей российской нормативной регулятивной базы, с точки зрения оценки социально-экономической эффективности каждого конкретного нормативного акта, исходя из соотношения издержек и выгод, связанных с его реализацией. При этом должна быть проанализирована как эффективность различных механизмов регулирования (лицензирование, сертификация, стандартизация. контроль), так и эффективность системы нормативного регулирования по каждому из секторов экономики. Весьма убедительно выглядела бы ежегодная оценка издержек регулирования, с разбивкой издержкой по каждому нормативному акту, что стимулировало бы сильное давление в сторону минимизации (где это целесообразно) издержек регулирования.

Затем должны быть:

  • утверждены единые механизмы разработки, применения и изменения подзаконных нормативных актов в области регулирования, включающие в т.ч. порядок межведомственной координации планируемых нормативных актов и процедуру публичного обсуждения проектов нормативных актов с учетом опыта стран ОЭСР;
  • сформирован механизм оценки социально-экономической эффективности проектов нормативных актов в области регулирования, (на основе анализа издержек и выгод), включая анализ их воздействия на малый бизнес;
  • определены ответственные федеральные органы (например Министерство экономического развития и торговли или департамент аппарата Правительства в отношении общих норм регулирования, и также Министерство по антимонопольной политике и развитию малого предпринимательства - в отношении норм регулирования, затрагивающих малый бизнес), который имел бы полномочия накладывать вето на неэффективные ведомственные нормы регулирования;
  • разработана ясная процедура апелляции частными лицами и организациями в отношении новых норм регулирования в административном или судебном порядке
  • введена должность омбудсмена по делам малого бизнеса в ключевых федеральных министерствах, а также – на региональном и местном уровне.

Реализация предложенной концепции формирования системы эффективного регулятивного управления должна позволить не только снизить издержки хозяйствующих субъектов, связанных с соблюдением норм государственного регулирования, но и значительно снизить риски резкого ухудшения условий предпринимательской деятельности в связи с изменениями в нормах государственного регулирования.

2. Предмет настоящего исследования

Предметом настоящего обзора является выявление, систематизация и оценка и предложения по корректировке существующих методов регулирования сектора информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),.

Можно выделить несколько групп применяемых методов

    1. Лицензирование
      • Деятельности
      • Использования тех или иных благ

    2. Сертификация
    3. Таможенное регулирование импорта и экспорта
    4. Регистрация
    5. Получение разрешений
    6. Регулирование использования исключительных прав и права доступа.

Эти методы применяются (в том или ином сочетании) в разных областях ИКТ по-разному, что предопределяется спецификой предмета регулирования в той или иной области. Для целей настоящего обзора оказалось возможным выделить следующие области регулирования ИКТ:

    1. Информация, информационные ресурсы и системы
    2. Связь, средства связи, телекоммуникации
    3. Средства защиты информации.
    4. ЭЦП
    5. Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.
    6. Компьютерное оборудование

Кроме того, в приложении к настоящему обзору будут рассмотрены вопросы регулирования поставок ИКТ-продукции для государственных и муниципальных нужд: данные вопросы имеют большое значение для российского рынка ИКТ.

В рамках данного обзора также выявлены ограничения,

  1. дублирующие друг друга в той или иной области
  2. избыточные (т.е. имеющие больше минусов, чем плюсов)
  3. неуместные для применения в этой области (есть метод, способный эффективнее достичь поставленной цели)

Кроме того, выявлены ограничения, экономически оправданные (т.е. необходимые и возможные для регулирования этой области), но порядок применения которых создает необоснованные трудности. В этом случае необходимо решать вопрос о замене метода целиком либо о совершенствовании порядка его применения.

Дополнительным показателем уместности либо неуместности тех либо иных ограничений могут являться цели их введения. Конкретные методы применяются (должны применяться) для достижения следующих целей:

    1. Защита/развитие конкуренции, т.е.
      • Регулирование входа/выхода с рынка субъектов
      • Поддержание/устранение возможностей ограничения уровня цен
      • Регулирование возможностей субъектов по разделу рынка

    2. Защита экономических/политических интересов РФ
    3. Защита прав потребителей

Применяемые методы, не направленные на одну из этих целей либо не достигающие ее, должны изменяться либо отменяться.

Нормативные правовые акты, которые анализируются в настоящем обзоре, собраны в приложенном перечне нормативных правовых актов. Акты в перечне индексируются тремя цифрами, первая из которых обозначает номер главы, вторая - номер раздела главы (относящегося к конкретному методу), третья - номер акта либо выдержки из него, которые анализируются в данном разделе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости