Опубликовано в Бюллетене "Деловая мысль" (Центр предпринимательства США-РОССИЯ)
Автор: Кэтрин Нассберг, Алексей Коломенцев, газета «Деловой Петербург»
Эксперт с мировым именем в области предпринимательства Рэй Смайлор объяснил «ДП», почему кризис России на пользу, кто такие ангелы бизнеса и как предпринимателям переживать неудачи.
Исполнительный директор калифорнийского Института Байстера Рэй Смайлор участвует в реализации различных программ по развитию предпринимательства в России с 2002 года. На прошлой неделе он прибыл в Петербург для участия в заседании совета директоров Российской ассоциации обучения предпринимательству.
- Насколько активно развивалось предпринимательство в России в течение 7 лет, что Вы работаете в стране?
Начнем с того, что у русских есть природные предпринимательские навыки, они умеют видеть возможности для открытия бизнеса. И в течение последних 7-8 лет я наблюдаю возрождениепредпринимательства в России. Как мне кажется, в лучшую сторону изменилось отношение людей к слову «предприниматель». Раньше это слово в восприятии россиян имело негативный оттенок. А сейчас у людей перед глазами положительные примеры тех, кто открыл свой бизнес. Многие молодые россияне хотят открыть свое дело, а многие учебные заведения рассматривают возможность открытия факультетов по обучению основам малого бизнеса.
- Кризис не помешает развитию предпринимательства в России?
Нет. Я возьму на себя смелость утверждать, что кризис ускорит развитие российской экономики. Исследования, проведенные в нескольких странах мира, уже показали, что во время экономических потрясений предпринимательство на взлете. Ведь есть два вида малого бизнеса: бизнес, открывающийся в связи с появляющимися возможностями, и бизнес, открытие которого продиктовано необходимостью. Первый вид бизнеса не связан с экономической ситуацией в стране – не важно, плохие или хорошие сейчас времена, но я вижу для себя возможность и открываю свое дело. А появление второго вида бизнеса связано как раз с кризисной ситуацией в экономике. Когда кто-то теряет работу и не может найти новую, что ему делать? «Почему бы мне не открыть свое дело?» - думает такой человек. Во время каждой экономической депрессии наблюдается увеличение количества малых предприятий.
- В чем, на Ваш взгляд, главное отличие российских предпринимателей от американских?
Главное отличие в том, что бизнесмены в США знают: неудача в бизнесе – это еще не конец! Предприниматель в США может потерпеть неудачу, разориться, но вскоре этот человек придет в банк и скажет: «Дайте мне кредит на новый бизнес», а все вокруг восхитятся его смелости. И одна из главных задач для российского бизнеса – научиться воспринимать неудачу в бизнесе не как позорное пятно на своей репутации, а как полезный опыт. Но в России уже есть положительные сдвиги в этом направлении: все больше бизнесменов после своих первых неудач открывают новый, успешный бизнес. Еще одно отличие между Россией и США состоит в том, что в Америке развит институт так называемых ангелов бизнеса – людей, которые вкладываются в чужой бизнес.