В данном выпуске Вестника РЭО публикует материал по анализу инвестиций в основной капитал в субъектах РФ в 2001-2002 гг. В следующем Вестнике №90 будет проведен анализ данного показателя по субъектам РФ в I квартале 2003 г.
Объем инвестиций в основной капитал российских организаций, по данным Госкомстата РФ, составил в 2002 г. 1660,5 млрд. руб. ($52,25 млрд.), что в соответствии с очищенной динамикой на 2,6% больше чем в 2001 г. (инвестиции в основной капитал в 2001 г. выросли в России на 8,7%, в 2000 г. – 17,4%).
Уровень инвестиций определяет дальнейшие перспективы развития субъектов экономики на мезоуровне. В региональном разрезе объем поступивших иностранных инвестиций в 2001-2002 гг. характеризуется следующим образом (рис.1):
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
На графике: ЦФО – Центральный федеральный округ, СЗФО – Северо-Западный ФО, ЮФО – Южный ФО,
ПФО – Приволжский ФО, УФО – Уральский ФО, СФО – Сибирский ФО, ДФО – Дальневосточный ФО
Из рисунка видно, что ЦФО лидирует по объему инвестиций в основной капитал. На его территории было инвестировано в 2002 г. $12,4 млрд., что составляет более четверти всех инвестиций в основной капитал по России (см. рис. 3). Причем 52,1% средств, полученных ЦФО в качестве инвестиций в 2002 г., приходится на Москву ($6,46 млрд.). Столица занимает второе место по этому показателю в целом по стране, уступая лишь Тюменской области (см. табл. 1). Значителен также объем инвестиций в Московской области – $1,89 млрд. на 1 января 2003 г. (15,2% средств, полученных ЦФО). В остальных же субъектах ЦФО показатели невысоки: от $90,5 млн. в Ивановской области до $465,3 млн. в Воронежской, в среднем – порядка $250 млн.
Следующим по размеру вложенных инвестиций в 2002 г. является УФО, в котором в основной капитал направлено 23,6% ($11,5 млрд.) от общего количества инвестиций по РФ. Однако отставание по этому показателю от ЦФО немного увеличилось в связи с практически нулевым ростом инвестирования в 2002 г. (0,09%). В УФО ярко выражена концентрация ресурсов: 80% инвестиций аккумулирует Тюменская область – $9,18 млрд. в 2002 г., вклад остальных субъектов менее значителен: Челябинская и Свердловская область – около $1 млрд., Курганская область – $97 млн.
На третьем месте по объемам вложений в 2001-2002 гг. находится Приволжский ФО ($7,7 млрд. в 2002 г.). Лидирующее положение в нем занимают Республики Татарстан и Башкортостан, Самарская и Нижегородская области, где объем инвестиций в основной капитал, накопленный за 2002 г., составил соответственно $1,79 млрд., $943,5 млн., $1,1 млрд., $850,3 млн. Самыми неблагополучными субъектами в округе по этому показателю являются Республики Мордовия и Марий-Эл, а также Ульяновская и Кировская области, где объем средств, вложенных в основной капитал в 2002 г., составил менее $200 млн.
Далее находится СЗФО, который переместился в 2002 г. с 4-го на 3-е место после ЮФО, накопивший $5,3 млрд. инвестиций в 2002 г. Здесь лидирующим регионом по вложению инвестиций в основной капитал является Санкт-Петербург, на который в 2002 г. приходится порядка 38% инвестиций ($1,99 млрд.) всего федерального округа. Наиболее недоинвестированным регионом является Псковская область, уровень инвестиций в которой ($96,5 млн.) более чем в 2 раза ниже среднего показателя по округу за исключением Санкт-Петербурга.
Наименее обеспеченными в 2002 г. округами по показателю инвестиций в основной капитал являются Южный, Сибирский и Дальневосточный ФО. Причем динамика инвестиций в первых двух (за исключением ДФО) в 2002 г. была отрицательной и наихудшей среди всех федеральных округов (см. рис. 2). Самый существенный объем средств среди субъектов в этих округах по-прежнему аккумулирован в Краснодарском крае – $1,95 млрд., который занимает четвертое место по объему инвестиций в основной капитал по России (см. табл. 1).
Динамика инвестиций в основной капитал в округах выглядит следующим образом (рис. 2).
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
В целом же за 2002 г. структура инвестиций в основной капитал по регионам практически не изменилась. Наблюдаются лишь слабые тенденции концентрации капитала.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
Из рисунка видно, что в отличие от распределения иностранных инвестиций по федеральным округам, структура инвестиций в основной капитал характеризуется большей равномерностью.
Однако так же, как в ситуации с иностранными инвестициями (на 20 субъектов приходится 95,2% инвестиций в РФ), в российских регионах наблюдается довольно существенная концентрация инвестиций в основной капитал. Так, на 20 регионов приходится 71% инвестиций в основной капитал по РФ.
Таблица 1.20 крупнейших регионов России по объему инвестиций в основной капитал в 2002 г.
Место в 2002 г. |
Место в 2001 г. |
Регион | $ млн. | В % к итогу |
1 | 1 | Тюменская область | 9183.71 | 18.89% |
2 | 2 | г. Москва | 6461.14 | 13.29% |
3 | 6 | г. Санкт-Петербург | 1997.87 | 4.11% |
4 | 3 | Краснодарский край | 1950.64 | 4.01% |
5 | 5 | Московская область | 1888.80 | 3.89% |
6 | 4 | Республика Татарстан | 1791.27 | 3.68% |
7 | 9 | Свердловская область | 1160.95 | 2.39% |
8 | 8 | Самарская область | 1103.05 | 2.27% |
9 | 13 | Челябинская область | 1033.48 | 2.13% |
10 | 7 | Респ. Башкортостан | 943.53 | 1.94% |
11 | 20 | Нижегородская область | 850.37 | 1.75% |
12 | 10 | Красноярский край | 812.55 | 1.67% |
13 | Сахалинская область | 801.80 | 1.65% | |
14 | 15 | Пермская область | 789.70 | 1.62% |
15 | 12 | Ленинградская область | 736.81 | 1.52% |
16 | 11 | Ростовская область | 701.66 | 1.44% |
17 | 14 | Республика Коми | 654.37 | 1.35% |
18 | 17 | Респ. Саха (Якутия) | 642.61 | 1.32% |
19 | 16 | Кемеровская область | 593.56 | 1.22% |
20 | 19 | Волгоградская область | 589.31 | 1.21% |
Итого | 71% |
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
При сравнительном анализе распределения инвестиций в основной капитал с распределением иностранных инвестиций по федеральным округам видно, что в большинстве округов (за исключением ЦФО) объемы привлеченных иностранных инвестиций в 2002 г. довольно значительно уступают инвестициям в основной капитал (см. рис. 4).
Источник: ЦБ РФ, Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Данное соотношение иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал по ФО свидетельствует о том, что предприятия большинства регионов (кроме ЦФО) осуществляют инвестиционную деятельность в основном за счет собственных средств и средств, привлеченных на внутреннем рынке.
Вывод: Анализ приведенных данных показывает, что в России, так же, как в ситуации с иностранными инвестициями, сохраняется высокая концентрация инвестиций в основной капитал по некоторым регионам. Лидеры по этому показателю накапливают объемы средств, на порядок превышающие средние по стране. Максимальная концентрация вложений в основной капитал наблюдается в регионах, связанных с добычей энергоносителей (Тюменская область), а также в Москве и С.-Петербурге.
В целом же в 2002 г. рост инвестиций в основной капитал в большинстве российских регионов был незначителен, что снижает перспективы их экономического развития. По всей видимости, одним из препятствий активным инвестициям остается неразвитость соответствующей инфраструктуры, в том числе, банковской системы, а также низкий объем привлеченных инвестиций из зарубежа. Неразвитость внутреннего финансового рынка затрудняет переток капитала между отраслями и регионами, благодаря чему большая часть инвестиций оседает в Москве и Петербурге. Также, по нашему мнению, региональным властям и бизнес-сообществу в ряде регионов необходимо изменить инвестиционную стратегию в сторону активизации деятельности в вопросе привлечения иностранного капитала, что будет способствовать как повышению объема инвестиций в основной капитал, так и повышению эффективности инвестиционной деятельности в целом.
В целом же, подводя итог анализу ситуации с динамикой инвестиций в основной капитал в 2002 г., следует отметить, что положение с инвестициями требует активных действий со стороны правительства в направлении оптимизации налогообложения для высвобождения средств предприятий, развитию банковской системы, повышении инвестиционной привлекательности предприятий для иностранных инвесторов и по поддержке тех отраслей, которые могут стать объектом инвестирования. В частности, по нашему мнению, эффективной мерой по стимулированию развития инвестиционной активности как российских, так и зарубежных компаний при использовании налоговых рычагов является дальнейшая налоговая либерализация. Другой мерой является создание благоприятного правового режима для инвестиционной деятельности на всей территории России. Поэтому, о чем мы неоднократно писали, правительству и региональным властям необходимо разработать комплекс действенных мер по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности предприятий. Очевидно, что успешность реализации данных мероприятий напрямую зависит от эффективного проведения реформы межбюджетных отношений, когда региональные и местные власти смогут самостоятельно формировать и проводить налоговую и бюджетную политику.
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества