С новыми рыночными отношениями, которые ворвались в нашу жизнь, появились новые слова, которые в свою очередь отражают те новые явления, которые имеют место сегодня. В экономической терминологии обычным является употребление таких терминов как франчайзинг, лизинг, дистрибьютер, маркетинг и т.д. Не является исключением и понятие “субконтрактация”, которое, в отличие от названных, пожалуй, менее знакомо обычному читателю, а тем более пока мало известно, какие конкретные планы и меры, связанные с развитием экономики Удмуртской Республики, стоят за новым термином.
Субконтрактация – термин, достаточно привившийся в международной практике и едва известный в России означает одно из направлений промышленной кооперации, а именно производственно-технологическое сотрудничество. Суть такого сотрудничества сводится к тому, что одно предприятие размещает на производственных площадях или с использованием его производственно-технологического потенциала заказ на свою продукцию в соответствии со своим техническим заданием, чертежами и другими спецификациями. Субконтрактный заказ может включать в себя также наряду с изготовлением также и стадию разработки и проектирования.
Субконтратные отношения могут иметь место в различных отраслях промышленности, но наиболее распространены в машиностроении, в таких секторах как автомобилестроение, производство технологического оборудования, станкостроение, радиоэлектронная и радиотехническая промышленности. По субконтрактам могут производиться продукция или выполняться такие операции как литье, ковка, общие или точные механические работы, производство пластмассовых деталей, резинотехнических изделий, электронных компонентов.
В чем выгода участия в субконтрактации промышленных предприятий, в частности, Удмуртии?
Промышленность Удмуртской Республики, как известно, наиболее пострадала от рыночных преобразований, так как формировалась в эпоху плановой экономики и ориентировалась на крупные, чаще всего оборонные заказы. При этом планирование как отраслей, так и межотраслевых связей определялось именно названной стратегией. В результате мы имеем не в полной мере загруженные производственные мощности промышленных предприятий, простаивающее дорогостоящее технологическое оборудование, нерационально использующиеся материально-технические и кадровые ресурсы.
С другой стороны, все более активно на рынке проявляет себя новый класс предпринимателей, которые осуществив первоначальное накопление капитала, не ограничиваются торговой деятельностью или спекулятивными финансовыми сделками, а стремятся направить свои средства в организацию собственных производств. Развитие малого и среднего бизнеса показывает, что наиболее популярными сферами приложения частного капитала являются производство продуктов питания, переработка сельхозпродукции, упаковка, деревообработка, производство строительных материалов.
“Новые” производственники зачастую отчуждены от средств производства и остро нуждаются в доступе к производственно-техническим ресурсам, которые должны рационально использоваться путем разумного вовлечения в рыночный оборот опять-таки из сферы “большого бизнеса”.
Наконец, мы являемся свидетелями того, что малые производственные предприятия оказываются часто более экономически эффективными ввиду более разумного и экономного хозяйствования, более гибкого реагирования на потребности рынка и личной заинтересованности хозяина предприятия в результатах своего труда. Такие предприятия выигрывают в конкуренции с крупными компаниями и могут предложить более приемлемые условия для размещения производственных заказов у себя на производстве, что уже наблюдается повсеместно.
Это лишь краткое и поверхностное перечисление всех задач, которые ставят перед собой Правительства России и Удмуртской Республики. Один из путей их решения видится в разработке и реализации специализированных государственных программ по развитию промышленной кооперации. Удмуртия принимает активное участие в таких программах.
Так, в 1998 году в рамках совместного проекта Правительства Москвы в лице Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Специализированного агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO) был создан Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства. Центр входит в международную ассоциацию европейских организаций по развитию субконтрактации RIOST (International Network of Subcontracting, Industrial Co-operation and Partnership Organizations). Московский центр ведет активную работу по налаживанию субконтрактных отношений, имеет свой сайт в Интернете (www.subcontact.ru), куда каждое производственное предприятие может обратиться с заявкой на размещение субконтрактных заказов. Центр поддерживает и развивает базу данных субконтрактных возможностей предприятий, которая интересна тем, что имеет понятный для потенциального западного партнера формат благодаря универсальной общеевропейской системе кодирования производственных операций и процессов. Предприятие, разместившее заявку в этой базе данных, имеет реальный шанс выхода на европейский рынок, например, по производству партии изделий по заказам западных фирм.
С недавних пор московский Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства начал развивать свои связи в регионах России. Одним из первых региональных партнеров московского центра стал Межрегиональный маркетинговый центр “Удмуртия – Москва”, созданный также в рамках программы Правительства Москвы при участии Московского фонда поддержки малого предпринимательства и Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства. Московский и Удмуртский центры в текущем году заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому теперь удмуртским предприятиям будет открыт российский и европейский рынки субконтрактации. Межрегиональным маркетинговым центром “Удмуртия – Москва” в настоящее время ведется маркетинговое исследование по изучению субконтрактных возможностей предприятий Удмуртии; в апреле планируется семинар по субконтрактации для руководителей производственных предприятий Удмуртии, на который будут приглашены представители московского центра и заинтересованных республиканских министерств и ведомств.
Проект развития субконтрактации поддерживается Правительством УР. Так, развитие Регионального центра промышленной кооперации (субконтрактации) на базе Межрегионального маркетингового центра “Удмуртия – Москва” запланировано в качестве важных мероприятий как в рамках Государственной программы развития предпринимательства в Удмуртии, так и Республиканской целевой программы “Развитие внутриреспубликанской кооперации производства продукции Удмуртской Республики на 2002-2004 годы”.
Организационные предпосылки созданы. Теперь слово за промышленными предприятиями и предпринимателями Удмуртии: включайтесь активно в программу, реализуйте свои проекты и планы.
Мы находимся только в самом начале пути, поэтому не все вопросы решаются просто. Наряду с обычным уже для нас недостатком финансов приходится сталкиваться и с недоверием промышленников к нашей затее. И понятно: что может решить маркетинговый центр со штатом в 5-6 человек по сравнению с крупным промышленным гигантом, имеющим в своей структуре отделы маркетинга, сбыта, снабжения, инженерные службы и т.д.? Однако мы считаем, что есть вопросы, решить которые можно только в сотрудничестве с Центром.
Помимо названного круга задач мы планируем расширить наши услуги и наряду с субконтрактными возможностями предоставлять производственным предприятиям Удмуртии информационные и маркетинговые услуги по (1) незадействованным производственным, офисным складским помещениям; (2) неиспользуемому или используемому в неполной мере, а также продаваемому и сдаваемому в аренду производственному оборудованию; (3) кадровому потенциалу и ресурсам; (4) инвестиционным возможностям и проектам промышленных предприятий Удмуртии; (5) инновационным идеям и наукоемким разработкам.
Начало работ уже положено. Вся собранная и обработанная нами информация к концу этого года будет общедоступна на соответствующем сайте в Интернете под общим названием “Ресурсы”. Любой, обратившийся к нам, будь то потенциальный партнер, инвестор или просто интересующееся лицо сможет получить актуальную и достаточно полную информацию о производственных, научно-технологических, инвестиционных и человеческих ресурсах Удмуртии.
Валерий Игоревич Троянов,
генеральный директор
ЗАО “Межрегиональный маркетинговый центр “Удмуртия – Москва”