Как известно, новая цифровая экономика характеризуется возникновением коммуникационных устройств, Интернета и передовых компьютерных технологий. Корпорации используют в своей деятельности эти новшества в полной мере. Появление Интернета кардинально изменило деятельность корпораций, начиная с покупки и обслуживания клиентов до получения платежей электронным путем. Электронная коммерция является важным фактором, обусловливающим экономический рост в XXI веке.
Интернет
В 1970 г. 4 университетских центра компьютерных технологий и исследований США были объединены через компьютерные сети для осуществления академических и некоммерческих целей. Это объединение послужило началом Интернета
Интернет представляет собой электронную инфраструктуру для пересылки, получения и размещения информации, которая, по мнению многих специалистов, сулит корпорациям настоящий переворот в содержании и способах внешней отчетности. Лишь в начале 1990-х гг. Интернет стал доступным для предприятий и покупателей. Введение веб-браузеров значительно увеличило использование Интернета для осуществления финансовых сделок по всему миру. Фактически, понадобилось только 4 года для того, чтобы Интернет охватил 50 млн. пользователей по всему миру. Для того, чтобы завоевать такую же аудиторию, радиостанциям понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, а персональным компьютерам - 16 лет.
Точность и целостность информации, приобретаемой при общении через Интернет, может быть важным фактором в определении надежности финансовой информации. Однако необходимо иметь в виду, что сообщения, посылаемые при помощи электронной почты, являются не только удобными средствами электронной коммуникации, но и, с другой стороны, оказываются нередко объектом мошеннических финансовых действий и незаконных присвоений активов. Известно, что вирусы "Мелисса" и "Любовный Жук" нанесли ущерб в размере миллиардов долларов многим корпорациям, находящимся в различных странах мира. Сообщения по электронной почте компании "Emulex", содержавшие неправильную информацию о финансовых перспективах компании, вызвали фактическое падение цен на ее акции. Нарушители, которые посылают вирусы и неправильную финансовую информацию, могут значительно навредить качеству, целостности и надежности финансовых отчетов корпораций. Обман "Emulex" был электронным мошенничеством и закончился исчезновением миллионов долларов на рынке капитализации в течение нескольких часов из-за неправильного электронного сообщения, посланного по интернетовскому проводу. Что же произошло? Через электронную почту была послана информация о том, что руководитель компании "Emulex" подал в отставку из-за возможного напора со стороны Комиссии по ценным бумагам и Фондовой биржи в результате рассмотрения практики ведения учета в компании. Котировки на ценные бумаги этой компании упали приблизительно на 61%, было потеряно более 2 млрд. дол. рыночной капитализации. Как выяснилось, эта "новость" была послана бывшим служащим Интернет-провода в личных финансовых целях. Преступник в конечном счете был пойман и наказан.
Основными преимуществами использования Интернета для формирования корпоративной отчетности являются:
- возможности архивирования данных;
- поиск и самостоятельный анализ пользователем необходимой информации путем структурирования информации под конкретные запросы пользователя;
- возможности двухсторонней связи корпорации с заинтересованными пользователями через сайты;
- представление отчетности в реальном времени.
Представление информации через Интернет, вместе с тем, не снимает правовой ответственности с корпораций за представление неверной информации. В качестве примеров активного использования Интернета могут служить следующие корпорации:
- германская энергетическая корпорация RWE AG добилась увязки форм годовой отчетности и других источников информации;
- корпорация Intel на сайте приводит обзор важнейших показателей за десятилетний период;
- корпорация Microsoft представляет информацию по своей годовой отчетности, трансформированную в соответствии с американскими, английскими, австралийскими, канадскими, французскими, германскими и японскими общепринятыми учетными принципами.
Информационные технологии (ИТ)
Технологические новшества, включая Интернет и использование электронной торговли, коренным образом изменили способ ведения бизнеса и принятия решения менеджментом и другими пользователями финансовых отчетов. Учет и корпоративная отчетность, которые обеспечивают уместной, полезной и надежной информацией для того, чтобы поддержать процесс принятия решений, также меняются в лучшую сторону. Нетрудно проследить процесс подготовки отчетности в течение прошлого десятилетия от ручного процесса ведения бизнес-операций до электронной версии корпоративной отчетности. Эволюция процесса подготовки корпоративной отчетности отражает движение от статических корпоративных отчетов, представляемых один раз в год, до динамичной электронной корпоративной отчетности, разрабатываемой в режиме реального времени - он-лайн. Электронные корпоративные отчеты намерены быть более динамичными, уместными, текущими, полными и понятными.
Электронная коммерция
Практика показывает, что электронная торговля существенно изменила способ ведения бизнеса, способ рекламы, маркетинга и продажи корпорациями своих продуктов и услуг.
Стратегиями электронной торговли являются:
- предприятие предприятию (В2В) - относится к обмену продуктами и услугами в режиме он-лайн, включая операции между предприятиями и поставщиками;
- предприятие потребителю (В2С) - это он-лайновская стратегия предприятия, работающего напрямую с покупателями;
- потребитель потребителю (С2С) - он-лайновская стратегия потребителей, имеющих дело напрямую с покупателями;
- предприятие правительству (B2G) - имеет дело с электронными операциями между предприятиями и местными, государственными и федеральными правительственными агентствами;
- правительство правительству (G2G) -стратегия электронной торговли, включает все он-лайновские программы и мероприятия между агентствами правительства;
- правительство покупателю (G2C) - относится к он-лайновским операциям между правительственными агентствами и покупателями.
За прошедшие два года использование стратегии В2В на мировом рынке увеличилось от
400 до 1 000 сделок, а сумма сделок В2В оценивается в более 2,1 трлн. дол. в 2000 г.. Электронный обмен данными (ЭОД) - это сегмент В2В, который трансформировал бизнес-среду в первую очередь потому, что многие компании (например, Wal-Mart) требуют, чтобы их поставщики разрабатывали возможности электронного обмена данными для он-лайновских заказов, перевозок и материальных запасов. Стратегия В2С - он-лайновские услуги, представляемые предприятиями своим покупателям, также значительно растет. Эти услуги варьируются от провайдеров услуг Интернета до прямой продажи продуктов посредством веб-сайтов компании. Электронные денежные средства и электронные банки являются двумя примерами В2С, которые коренным образом меняют способ работы банков и обеспечения продуктами и услугами своих покупателей. Стратегия С2С типичным образом продвинута посредством он-лайновских аукционных форумов. Эти он-лайновские форумы объединяют потенциальных покупателей и продавцов, где договорная цена (между пользователями) определяет цену продажи.
Электронная коммерция обеспечила предприятия многими возможностями для сокращения издержек. Покупатели могут войти в вебсайт компании для осуществления покупок продуктов и услуг. Компании в состоянии принять заказы в режиме он-лайн и платежи электронным образом. Таким образом, электронная коммерция облегчает быструю отправку заказов, счетов-фактур, уведомлений о получении и платежей. К примеру, пространство электронной коммерции США так значительно, что в Белом Доме назначили старшего советника по электронной коммерции, который вырабатывает рекомендации по поводу разработок, возможностей, конкурентов в области электронной коммерции на сегодняшний день. Предприятия всех видов и во всех отраслях промышленности могут получить значительный доход от правильного использования электронной коммерции. Даже малые предприятия могут получить доход от электронной коммерции для того, чтобы конкурировать с большими компаниями того же рынка или завоевать место на глобальном рынке. Корпорации же, на наш взгляд, просто нуждаются в электронной коммерции для поддержания своей доли на глобальном рынке, продвижения, последующего роста и достижения новых рынков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронная коммерция может обеспечивать корпорации беспрецедентными возможностями расширения своего рынка, возрастания эффективности и достаточности, улучшения обслуживания покупателей, значительного сбережения затрат, постоянной коммуникации с торговыми партнерами и потребителями, улучшенных пределов получения прибыли через управление цепью поставки, лучшим прогнозом потребительского спроса на продукты и услуги. Каковы же преимущества от использования корпорациями электронной коммерции? Они, на наш взгляд, следующие:
- более быстрая и дешевая доставка информации;
- улучшенное обслуживание потребителей;
- улучшенные взаимосвязи между предприятиями.
По прогнозам специалистов, операции по электронной коммерции возрастут к 2004 г. до 7,3 трлн. дол. Согласно недавней оценке "Нью-Йорк Тайме", это будет составлять 66% ВВП в 2004 г. Таким образом, согласно прогнозам, корпорации, занятые электронной коммерцией или активно планирующие использовать электронную коммерцию в своей деятельности, быстро увеличивают технологическое пространство и соответственно доходы.
Выделим основные моменты и изменения, происходящие в деятельности корпораций в связи с использованием ими электронной коммерции:
- технологические новшества;
- глобализация экономики и бизнеса; конвергенция на финансовом рынке и на рынке капитала.
Проанализируем влияние этих изменений на информационные потребности пользователей корпоративных отчетов.
Текущая деятельность корпораций в настоящее время во многом связана с информационными технологиями. Эти технологии не только переписали правила бизнеса, но также сделали недорогими подготовку и распространение информации. Технологические разработки, включая Интернет, содержат высокоскоростную цифровую передачу данных. Применяя современное программное обеспечение, можно быстро и легко произвести информацию, сократить и во многих случаях устранить барьеры доступа к информации. Новые технологии, включая электронную коммерцию, обеспечивают предприятия и покупателей большей степенью информационной эффективности. Мгновенная информация в режиме реального времени вместе с достаточными и эффективными методами ее транспортирования дала право всему миру стать одним гигантским рынком. Электронная коммерция дает корпорациям и потребителям возможность достаточно легко покупать продукты и услуги, используя Интернет на глобальном рынке.
В США и других странах за последнее десятилетие наметилась тенденция интернационализации и гармонизации стандартов и практических способов ведения учета. Несколько организаций, создающих стандарты, добились успехов в разработке глобальной структуры подготовки финансовой отчетности высокого качества. Самыми активными органами, создающими стандарты, являются Международная федерация бухгалтеров, Международный совет по стандартам финансовой отчетности, Международная организация комиссии по ценным бумагам, Международный координационный комитет по бухгалтерской профессии, Международная организация стандартизации.
Природа и размах глобального бизнеса, высокий интерес инвесторов и кредиторов на международных рынках капитала, движение по направлению к созданию гигантского глобального рынка побудили также Американскую комиссию по ценным бумагам и биржам участвовать в нескольких форумах для того, чтобы разработать глобально воспринимаемую структуру подготовки финансовой отчетности высокого качества. Комиссия по ценным бумагам и биржам совместно с Международным советом по стандартам финансовой отчетности и Международной организацией комиссии по ценным бумагам учредила набор стандартов финансовой отчетности для листингующихся корпораций.
Глобализация экономики, предприятий и рынков капитала, вместе с соглашениями свободной торговли Северно-американского договора свободной торговли (NAFTA) и Соглашением по таможенным тарифам и торговле (GATT) обеспечили громадный импульс для обширного участия Комиссии по ценным бумагам в глобальных бухгалтерских стандартах высокого качества.
Конвергенция на финансовом рынке и рынке капитала
Конвергенция в рамках отрасли (например, отрасли финансовых услуг между банками, страховыми компаниями, совместными фондами и брокерскими фирмами) значительно повлияла на взаимоотношения между корпорациями и ее инвесторами. Наиболее актуальным вопросом в настоящее время является своевременное раскрытие информации корпорациями. Конвергенция в отраслях также изменила подготовку корпоративной отчетности и взаимоотношения между финансовыми рынками и крупными игроками рынка.
Во многих странах мира с марта 2000 г. внедрена универсальная банковская система, которая разрешает банкам, фирмам, осуществляющим операции с ценными бумагами, а также страховым компаниям, совместным фондам, и брокерским фирмам свободно входить в дела друг друга или консолидироваться. Акт финансовой модернизации Gramm-Leach-Bliley (GLB), действующий с 1999 г., позволяет создать так называемые "финансовые холдинговые компании". Они могут руководить широким спектром финансовых услуг, включая страхование ценных бумаг, управление активами, недвижимостью и инвестициями.
Недавняя волна консолидации в отрасли финансовых услуг завершилась созданием нескольких крупных организаций, предлагающих финансовые услуги. Консолидация и конвергенция в отрасли финансовых услуг способствуют достижению более низких затрат, более высокой рентабельности, способности эффективно конкурировать на глобальном рынке. Традиционно различались финансовые услуги и продукты банков, страховых компаний, совместных фондов, брокерских фирм. Сегодня же различия между функциями провайдеров этих финансовых услуг становятся все менее заметными.
Акт финансовой модернизации (GLB) позволяет:
1) коммерческим банкам присоединяться к инвестиционным банкам;
2) компаниям, которые владеют коммерческими банками, предлагать все типы финансовых услуг;
3) дочерним компаниям банков предлагать широкий спектр финансовых услуг, которые непозволительны самим банкам;
4) создать "финансовые холдинговые компании" (FHS), которые могут руководить широким спектром финансовых дел, включая коммерческие банки, страхование и перестрахование ценных бумаг, торговые банки, а также развитие недвижимости и инвестиций;
5) установить ограничения на размещения новых или расширенных небанковских финансовых операций в рамках банковских организаций;
6) финансовым холдинговым компаниям руководить мероприятиями, которые являются "дополнительными" для банковской сферы;
7) учредить Федеральный резервный совет в качестве первоначального управляющего финансовыми холдинговыми компаниями;
8) обеспечить функциональным управлением финансовыми мероприятиями государство и другие федеральные агентства;
9) Департаменту Казначейства и Федеральному резервному фонду право накладывать вето на решения относительно новых финансовых полномочий;
10) финансовым учреждениям устанавливать частную политику с целью предотвращения распространения информации о счетах покупателей третьим сторонам.
По нашему мнению, акт финансовой модернизации затрудняет контроль со стороны правительства и влияет на безопасность и целостность информации. Возможности, сложности, проблемы и изменения, связанные с электронным бизнесом, создают риски. Рисками электронного бизнеса, с которыми нужно эффективно бороться, являются:
- риск безопасности;
- риск частного характера;
- юридические проблемы;
- уверенность покупателя;
- риск мошеннических финансовых отчетов.
Бизнес-операции по Интернету должны охраняться от воровства и мошенничества. Организации, использующие электронный бизнес, должны формировать адекватные и эффективные процедуры безопасности, для того чтобы подтвердить надежность, целостность и качество операций электронного бизнеса. Наблюдение под руководством Прайс Уотер Хаус Купере обнаруживает то, что около 90% пользователей обеспокоены мерами по частному характеру. Юридические и регулирующие меры и рамки электронного бизнеса все еще находятся на ранних стадиях своего развития относительно законности содержания, подписей и контрактов. Управление должно оценивать все обстоятельства, которые могут подтверждать контракт в электронной сфере. Основной проблемой электронного бизнеса является степень уверенности покупателя относительно безопасности сделки.
Быстрый рост электронного бизнеса в целом привлек значительное внимание регулирующих органов и глобальной бизнес - общественности к проблемам адекватного отражения выручки в отчетности и качеству самой корпоративной отчетности. Пользователи корпоративной отчетности - особенно финансовые аналитики - часто фокусируют внимание на росте доходов и валовой прибыли компаний, а не на традиционных мерах по получению чистой прибыли и доходах на одну акцию. Доходы часто заявляются как представленные под влиянием резкого роста эффекта операций, когда доходы и расходы представляются в преувеличенных суммах. Валовые пределы также переоцениваются посредством неправильной классификации затрат по продажам и маркетинговых расходов.
Многие компании в настоящее время готовят и распространяют свои финансовые отчеты электронным образом. Есть основания ожидать, что и неаудированная финансовая информация также найдет свой способ попасть в электронные бюллетени и Интернет. Однако надежность и достоверность такой информации уже была поставлена под вопрос многими профессиональными организациями. Сложность и проблематичность, связанные с рисками электронного бизнеса, остаются реальными угрозами для всех компаний, которые ведут бизнес через Интернет. В этой связи возрастает роль аудиторских комитетов, призванных предвидеть, как компания управляет своим электронным бизнесом.
"Международный бухгалтерский учет"
Информация представлена сайтом консультационной компании "BKG"