Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
г.Воронеж, 2003
А.М. Слепокуров,
Маркетинговая компания “Реформа”
Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.
Постановка вопроса об изучении соотношения конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса обусловлена актуальностью и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также незначительным количеством аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки зрения. Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по сравнению с крупными и средними предприятиями.
Такой подход к аналитическим исследованиям был реализован в процессе работы по изучению малого предпринимательства выполненного компанией “Реформа” и другими аналитическими организациями по заказу Государственного фонда поддержки малого предпринимательства в Воронежской области.
В качестве подготовительного этапа исследований проведена выборочная перепись индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которая позволила сделать количественные оценки развитости малого бизнеса в Воронежской области и сопоставить малый и крупный бизнес в разрезе основных отраслей экономики. Более чем из 60 тысяч зарегистрированных в Воронежской области предпринимателей в выборку исследования случайным образом было отобрано 1001 ПБОЮЛ на основании данных о 48 тыс. предпринимателей. Для получения данной выборки были осуществлены контакты более чем с 8 тыс. зарегистрированными предпринимателями. Инструментарий исследования согласован с областным комитетом госстатистики.
В ходе исследования было выяснено, что большая часть субъектов хозяйственной деятельности во всех отраслях экономики Воронежской области является малыми. Доля малого предпринимательства в количестве субъектов хозяйственной деятельности колеблется от 56% в сельском хозяйстве до 99% в розничной торговле.
Существуют отрасли, где малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает чуть менее половины численности и выручки.
Размеры субъектов малого предпринимательства - численность и оборот - варьируются от отрасли к отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере розничной торговли (5,9 чел., 903 тыс. руб.), связи (6,1 чел., 800 тыс. руб.), непроизводственной сфере (7,8 чел., 510 тыс. руб.) и транспорте (7,5 чел., 489 тыс. руб.). Наиболее крупные субъекты в сельском хозяйстве (28,8 чел., 1,2 млн. руб.), промышленности (14,8 чел., 2.3 млн. руб.). Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства в оптовой торговле, несмотря на малую среднюю численность (6,0 чел., 5,3 млн. руб.)
Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности (1,3 млн. руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75 тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и розничной торговле (218 тыс. руб.).
Из представленных данных можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в целом менее эффективно, чем крупный и средний бизнес. Тем не менее, существуют отрасли, в которых показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и среднего. Так, выручка на одного работника в строительстве в малом бизнесе выше, чем у крупных и средних предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во всех отраслях ниже, чем аналогичный показатель крупного и среднего бизнеса. Однако фондоотдача в большинстве основных отраслей - в общественном питании, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере - выше, чем в крупном и среднем бизнесе.
Малые предприятия - юридические лица демонстрируют более высокую степень организации и эффективности, чем индивидуальные предприниматели.
Исследование также выявило наличие качественно разнородных групп внутри сектора малого предпринимательства. При наличии определенной стабильно работающей группы субъектов малого предпринимательства, подавляющее большинство малых бизнесов ведутся собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства являются фиктивными, т.е. не ведут хозяйственной деятельности. Из оставшейся половины действующих субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90% экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная экономическая нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов малых предприятий, и около 35% выполняют социальные функции и формируют конкурентную среду. Общее количество "экономически активных" субъектов предпринимательства можно оценить в 8-10 тысяч.
Торговля и общественное питание являются традиционно “малыми” секторами, с которым крупному бизнесу конкурировать сложно. С нашей точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса должен быть отдан именно этим отраслям. Во-первых, организация малого бизнеса в торговле и общепите не требует существенных капитальных вложений и человеческих ресурсов; средние размеры численности и оборотных средств в этих отраслях невелики. Промышленное предприятие скорее “вырастет” из торгового путем обратной вертикальной интеграции или диверсификации; такие процессы уже идут в Воронежской области, примером может быть организация производства жалюзи на базе бывших дилеров западных фирм. Создание же промышленного предприятия “с нуля” - крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего дефицита кадров и административных барьеров, и при наличии сильной конкуренции со стороны крупных предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности, торговым технологиям можно обучить широкие массы потенциальных и стартовых предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет общественных программ повышения квалификации в этой сфере значительно выше, чем в промышленности.
В ближайшее время на развитие рынка торговли и общественного питания в области окажут влияние следующие тенденции:
- повышение жизненного уровня и изменение культуры потребления приведет к появлению новых рыночных возможностей для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания;
- развитие крупных розничных и дистрибьюторских сетей значительно ослабит конкурентные позиции непрофессиональных форм розничной и оптовой торговли. “Базарные” формы торговли будут заменяться на цивилизованные; те предприниматели, которые не смогут вовремя сориентироваться и сделать соответствующие инвестиции, будут вынуждены уйти с рынка;
- процессы вертикальной интеграции в промышленности будут стимулировать создание организованных форм оптовой торговли, что приведет к потере самостоятельности существующих оптовых структур.
В целом прогнозируется краткосрочный (2-3 года) рост субъектов малого предпринимательства за счет развития розничной торговли и общепита. В дальнейшем появление крупных форм приведет к вытеснению малого предпринимательства из сферы торговли и к перетоку трудовых ресурсов из предпринимательской среды в сферу наемного труда в крупных торговых организациях.
В соответствии с этими обстоятельствами и должна строится конкурентная политика местных органов власти. В течение этого периода областные и городские органы исполнительной власти имеют возможности оказания влияния на происходящие процессы, с тем, чтобы их эффект был позитивным для воронежской экономики. Для целенаправленного регулирования необходима разработка и реализация комплексной программы “Торговля”, результаты которой в основой массе будут направлены на развитие малого бизнеса.
В рамках построения эффективной конкурентной политики, направленной на поддержание малых предприятий, поддержка малого предпринимательства должна осуществляться выборочно, по тем направлениям, где “не работает” крупный и средний бизнес. Такими направлениями должны стать:
- поддержка производства на малых предприятиях тех товаров, которые в настоящее время ввозятся из других регионов;
- поддержка организации производств, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых из крупных и средних предприятий в результате внедрения трудосберегающих технологий.
Поддержка малого предпринимательства в отраслях, где имеется значительный противовес крупных и средних предприятий, должна быть тщательно обоснована. В целом мы рекомендуем органам исполнительной власти воздерживаться от финансирования такого типа поддержки, поскольку в долгосрочной перспективе данные субъекты менее конкурентоспособны по сравнению с крупными корпорациями, и средства, направленные на их поддержку, могут в будущем быть потеряны.
Информация представлена "Объединением предпринимателей Калужской области"
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |