Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Совершенствование финансово-кредитной политики и развитие малого бизнеса

Горских И.И.,
к.э.н., председатель правления ОАО “Зембанк”

В настоящем докладе представлен анализ финансово-кредитной отрасли (далее по тексту – ФКО) Калужской области, дана оценка степени её адекватности современным потребностям малого бизнеса и предъявляемым вызовам по его развитию в регионе.

В докладе отражён опыт ОАО “Зембанк” по совершенствованию финансово-кредитной политики для развития малого бизнеса и сделаны предложения по дальнейшему сотрудничеству всех заинтересованных сторон в этом направлении.

I. О современном состоянии финансово-кредитной отрасли Калужской области и её взаимоотношениях с малым бизнесом.

1. Структура, потенциал и тенденции финансово-кредитной отрасли Калужской области.

Для нормального финансово-кредитного обслуживания и удовлетворения потребностей экономики региона в кредитных ресурсах финансово-кредитная отрасль должна иметь оптимальное количество (“плотность”) банковских офисов и достаточное количество кредитных ресурсов. Пока оба параметра далеки от нужных значений.

Общее количество банковских офисов в Калужской области составляет 123 единицы. Банковскую деятельность осуществляют 6 самостоятельных кредитных организаций, одно представительство и 32 филиала кредитных организаций, из них 13 филиалов Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО). В области по состоянию на 1 января 2003 года действует 32 дополнительных офиса и 51операционная касса вне кассового узла.

Таким образом, в Калужской области в среднем один офис приходится на 9 тысяч жителей, что намного меньше, чем в развитых странах. Для сравнения: в США на один банковский офис приходится в среднем 2 тысячи жителей, а в ЕЭС – 1,5 тысячи жителей.

Пока всего лишь две кредитные организации имеют достаточно полноценные сети офисов на территории Калужской области: Сбербанк и Зембанк. Поэтому говорить об оптимальной насыщенности банковскими офисами территории региона ещё рано.

Ресурсная база ФКО также отстаёт от потребностей экономики.

По экспертным оценкам для обеспечения нормальной деятельности предприятий требуемый объём банковских кредитов составляет в среднем минимум 35% от фонда оплаты труда персонала. Для нормального развития предприятий Калужской области минимально необходимая сумма кредитных ресурсов составляет 7 млрд. рублей. В действительности ресурсов почти в два раза меньше.

Задолженность по кредитам (т.е. объём кредитных вложений), предоставленных банками (включая филиалы иногородних банков и Сбербанка РФ), по состоянию на 01.01.2003 составила 3,8 млрд. рублей, увеличившись на 19,2% по сравнению с началом года. Причём темпы роста кредитных вложений в 2002 году были ниже, чем в 2001 году, когда они составили 74,5 %. Большую часть этого увеличения “нейтрализовала” высокая инфляция.

Структура ресурсов банковской системы региона имеет заметно выраженный непроизводительный и нерациональный характер.

Кредитные вложения являются основным видом “работающих” активов банковской сети области. Негативным фактом является то, что их доля в “работающих” активах за 2002 год снизилась на 3,5 п.п. и составила 93,9%.

Объем “работающих” активов в 2002 году возрос на 23,7% (в 2001 году – на 4,4%), однако их доля в объеме совокупных активов (без расчетов с филиалами) на 01.01.2003 осталась практически на уровне предыдущего года (78,3%).

Совокупные активы банковской сети (без расчетов с филиалами) по состоянию на 1 января 2003 года составили 5176,6 млн. рублей, увеличившись за год на 24%. Существенным ограничивающим фактором для объёма ресурсов является размер кредитных организаций области. Всех их, включая филиалы кредитных организаций, кроме Сбербанка, можно отнести к разряду “малых” региональных организаций.

Таким образом, и так невысокий удельный вес кредитных вложений в совокупных активах ещё больше снизился и составил по состоянию на 1 января 2003 года 31,2% против 38,8% на начало года. Этот факт свидетельствует о нерациональной структуре активов ФКО, что негативно отражается на заёмщиках.

К последствиям этого, в определённой мере, следует отнести рост в течение года средневзвешенной процентной ставки по кредитам юридическим лицам на 11,4 п.п., в результате в декабре 2002 года объем выдачи кредитов региональными банками юридическим лицам снизился на 14% по сравнению с январем 2002 года. И в целом темпы роста кредитных вложений по сравнению с 2001 годом замедлились – 10% против 80%.

Ещё одна проблема остаётся нерешённой. Банковские кредиты носят, по-прежнему, краткосрочный характер. В 2002 году более половины кредитов (63,5%) выдано предприятиям и организациям на срок до 1 года. Доля кредитных вложений на срок свыше 1 года в их общей сумме составила всего 26,5%, несколько увеличившись (на 16,8 п.п.) по сравнению с началом года. Кредиты на срок свыше 1 года получают преимущественно VIP-клиенты банков, в числе которых малых предприятий практически нет.

Если в 2001 году наблюдалась тенденция улучшения качества совокупного кредитного портфеля банковской сети области, то в течение 2002 года прослеживалась отрицательная динамика. Доля “стандартных” ссуд за 2002 год снизилась на 7 п.п. при одновременном увеличении доли “сомнительных” и “безнадежных” ссуд. Рост безнадежных ссуд свидетельствует об увеличении кредитных рисков.

Наряду с негативными тенденциями в кредитной сфере следует отметить и ряд положительных факторов для малого бизнеса, которыми пока немногие из предпринимателей умеют пользоваться в должной мере.

Одним из них является снижение процентной ставки по кредитам физическим лицам на 11,5 п.п. Объем кредитов физическим лицам в 2002 году увеличился в 3,2 раза. Более простая процедура получения кредитов, привлечение в качестве заёмщиков родственников и сотрудников фирмы для направления полученных кредитов в бизнес открывают определённые дополнительные возможности для финансирования малых предприятий.

Кроме этого, стабильность курса рубля по отношению к доллару и традиционно более низкие процентные ставки по кредитам в валюте создали более благоприятные условия для получения физическими лицами кредитов именно в иностранной валюте. Объем выдачи кредитов физическим лицам в иностранной валюте в декабре по сравнению с январем 2002 года увеличился в несколько раз и составил 7,4 млн. рублей, несмотря на увеличение средневзвешенной процентной ставки на 2,5 п.п.

2. О политике самостоятельных региональных банков.

Деятельность региональных банков в 2002 году отличалась большим динамизмом и конструктивностью по сравнению с филиалами кредитных организаций.

В частности, политика региональных банков в управлении кредитным портфелем была более рациональной. Доля “стандартных” ссуд возросла с 93% до 97%, то есть наблюдается тенденция минимизации кредитных рисков. Коэффициент качества кредитного портфеля улучшился, сократились риски деятельности, и появилась возможность расширять объемы ссудных операций.

Другой положительной тенденцией является рост рыночной доли региональных банков. В структуре общей задолженности удельный вес кредитных вложений региональных банков увеличился за год с 6,6% до 10,2%, соответственно филиалов Сбербанка России - сократился с 82% до 71,2%, одновременно доля филиалов иногородних банков увеличилась с 11,4% до 18,6%.

Помимо банков предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам осуществляют 3 фонда, в том числе Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области, и 2 кредитных кооператива.

II. Совершенствование финансово-кредитной политики ОАО “Зембанк” для развития малого бизнеса: опыт и перспективы.

ОАО “Зембанк” является одним из шести самостоятельных банков Калужской области, работающий в регионе с мая 1994 года.

При разработке стратегии деятельности и финансово-кредитной политики на новом этапе своего развития с 2000 года были учтены все особенности и недостатки региональной банковской системы: низкая плотность банковских офисов на территории Калужской области; дефицит ресурсов при малых размерах действующих в регионе финансово-кредитных организаций; определённое отставание от современного уровня банковских продуктов, услуг и технологий.

Создание собственной региональной сети Зембанка стало важным явлением не только для самого банка, но и для всей банковской системы области. Открытие филиала (г. Обнинск) и дополнительных офисов (города Сосенский, Кондрово, Малоярославец, Балабаново) на территории Калужской области – это реальный шаг навстречу интересам малого бизнеса, составляющим значительную часть экономики муниципальных образований.

Возникшая конкуренция с монополистом-Сбербанком улучшила условия обслуживания для предприятий. Благодаря этому в настоящее время более 75% хозяйствующих субъектов региона, в том числе около 90% предприятий малого бизнеса, получили доступ к современным банковским продуктам, услугам и технологиям на альтернативных условиях с правом выбора.

Последовательное наращивание Зембанком собственного капитала, ресурсов и создание филиала в Москве позволяют решить целый блок задач и открыть для развития малого бизнеса новые перспективы.

Выход Зембанка в категорию средних по российским масштабам банков в ближайшие год-два способен принести до 1-1,5 млрд. рублей дополнительных кредитных и инвестиционных ресурсов в хозяйство Калужской области.

Предприятия малого бизнеса могут расширять рынки сбыта и поставки, ускорить привлечение инвестиций и новых технологий, используя Зембанк в качестве “экономического моста” внутри региона, между Калужской областью и Москвой,.

Во взаимоотношениях с предприятиями малого бизнеса Зембанк придерживается принципов открытости и взаимовыгодного сотрудничества. Примером этого могут служить кредитная политика банка и Программа “Товары в кредит”.

Разработанная, документально оформленная и опубликованная кредитная политика позволяет предприятиям самостоятельно оценить и выбрать схему и условия кредитования. При этом существенно упрощается процедура оформления и рассмотрения кредитной заявки. Время рассмотрения заявки и принятия решения сокращается до предельно установленного норматива в 5 дней. Затраты предприятия и банка сведены к минимуму, что делает реальную стоимость кредитных ресурсов для предприятия на уровне процентной ставки по кредиту.

Участие предприятий малого бизнеса как партнёров Зембанка в Программе “Товары в кредит” с сентября 2001 года принесло им серьёзное увеличение товарооборота (на 30% и более). Примеру Зембанка последовали другие финансово-кредитные организации. В настоящее время в аналогичных программах участвуют уже 8 банков и более 40 предприятий малого бизнеса.

Выход на региональный рынок с новыми для него и современными банковскими продуктами, услугами и технологиями расширил для предприятий малого бизнеса сферу их возможностей. Широкое внедрение систем дистанционного управления счетами, Интернет-технологий позволяет предприятиям независимо от места расположения офиса обслуживаться в Зембанке, оформлять и направлять кредитную заявку, получать консультации по финансово-экономическим и правовым вопросам.

Наличие полного набора основных банковских продуктов, услуг и технологий в совокупности с широким выбором дополнительных и сопутствующих услуг позволяет в Зембанке во всех его офисах обслуживать предприятия малого бизнеса на уровне VIP-стандартов.

III. Предложения по совершенствованию финансово-кредитной политики для развития малого бизнеса.

Полезным и своевременным для развития малого бизнеса может стать осуществление следующих предложений:

  • Сформировать региональный страховой фонд по гарантированию возврата ссуд с целью снижения рисков и повышения заинтересованности банков в кредитовании малого бизнеса.

Участниками формирования такого фонда наряду с органами власти Калужской области и её муниципальных образований могли бы стать сами предприятия малого бизнеса, крупные предприятия региона, особенно входящие в различные профессиональные объединения (торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.).

  • Снизить цену кредитов за счёт средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области.

Такой механизм уже работает в ряде регионов России. Выделенные бюджетом средства используются в основном для компенсации процентной ставки по кредитам банков. Тем самым значительно увеличивается доступ малым предприятиям на приемлемых для них условиях к кредитным ресурсам банков.

  • Упростить систему открытия мини-банковских офисов в муниципальных образованиях субъектов РФ для обеспечения большей доступности банковских продуктов и услуг для клиентов.
  • Исключить из налогооблагаемой базы банков доходов от кредитов, выданных малым предприятиям.
  • Создать при Калужской ТПП с участием финансово-кредитных организаций, органов власти Калужской области и её структур, налоговой инспекции, предприятий Региональное кредитное бюро с функциями методического и информационной центра по кредитованию малых предприятий, в том числе по ведению базы по недобросовестным заёмщикам.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости