Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О состоянии и развитии малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) в 2002 г. и мерах по его государственной поддержке

1. Состояние малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия строят свою деятельность, исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса.

Деятельность малых предприятий в 2002 году

В 2002 году органами статистики отслеживалась деятельность 2357 малых предприятий. На тысячу жителей населения республики приходится 2,4 малых предприятия.

Обобщение и анализ представленных сведений дает следующую характеристику состояния и развития юридических лиц, действующий в сфере малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).

Более трети малых предприятий занимается торговлей и общественном питанием, почти каждое пятое предприятие малого предпринимательства сосредоточено в строительстве, каждое десятое – в сельском хозяйстве, и почти столько же – в промышленности.

За 2002 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 5685,8 млн. рублей, что больше уровня 2001 года на 15%. В общем объеме выпуска продукции по Республике Саха (Якутия) доля малых предприятий составляет 4,7%. Подавляющая часть производства относится к основному виду деятельности, или 4759,3 млн. рублей. Из этой сумму 49% составляет объем работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда, а так же объем строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, 21,5 % - валовый доход торговли и общественного питания, 8,8 % - объем промышленной продукции и услуг, 9,6 % - объем доходов от перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса.

За 2002 год малыми промышленными предприятиями республики произведено промышленной продукции и оказано услуг промышленного характера на сумму 416,9 млн. рублей, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года больше на 25,5%. Удельный вес в общем объеме промышленных предприятий составляет 0,4%. Вместе с тем в отдельных отраслях промышленности доля малых предприятий значительно больше, чем по промышленности в целом. Так, высока доля малых предприятий в легкой промышленности (30%). Малые предприятия, занимающиеся ремонтом производственного оборудования, транспортных средств и средств вычислительной техники, обеспечивают более четверти (27%) основного выпуска по отрасли машиностроение и металлообработка.

На малые предприятия приходится 19,2 % производств в республике деловой древесины, 12,7% - пиломатериалов;, 37,8% - мехов и меховых изделий; 8% - швейных изделий; 27% - безалкогольных напитков; 22,4% - минеральной воды; 48,8% - колбасных изделий.

Оборот розничной торговли малых предприятий за 002 год составил 3362,1 млн. рублей, или 32,2 % от общего объема крупных, средних и малых предприятий республики. По сравнению с прошлым годом темп рота составил 139,5%.

За 2002 год малыми предприятиями было оказано населению платных услуг на сумму 243,3 млн. рублей. От объема платных услуг по всем юридическим лицам республики это составляет 3,6%. По сравнению с 2001 годом объем платных услуг увеличился на 53,2%.

За рассматриваемый период малыми предприятиями осуществлены инвестиции в основной капитал в объеме 20,1 млн. рублей. В общем объеме по республике это составляет 0,1%.

Сальдированный финансовый результат, полученный малыми предприятиями за 2002 год, сложился положительным и составил 510,4 млн. рублей. При этом 971 предприятие получило прибыль в размере 773,0 млн. рублей, тогда как 896 предприятий завершили 2002 год с убытком, сумма которого составила 262,6 млн. рублей.

Средняя рентабельность продукции малых предприятий всех отраслей экономики за рассматриваемый период равна рентабельности крупных и средних предприятий –9,0%. Средняя выработка продукции на одного работника по всем отраслям выше у малых предприятий – 331,5 тыс. рублей против 324,7 тыс. рублей по крупным и средним предприятиям. Затраты на 1 рубль выпущенной продукции в среднем по всем малым предприятиям республики составили 1 рубль 4 копейки.

В целом по республике номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий за 2002 год возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,5% и составила 4,8 тыс. рублей. По-прежнему сохраняется значительное (в 1,8 раза) отставание уровня заработной платы на малых предприятиях от среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий республики.

Основная часть работников списочного состава по-прежнему сосредоточена на малых предприятиях торговли (31,6%), строительства (25,2%), промышленности (13,9%) и сельского хозяйства (10,0%).

Деятельность малых предприятий в 2002 году можно охарактеризовать как положительную: доля малых предприятий в общем объеме валового регионального продукта составила по экспертной оценке около 2,0%, заметными темпами растут такие показатели, как объем выпуска продукции, оборот розничной торговли, инвестиции, число рабочих мест, сальдированный финансовый результат.

Деятельность индивидуальных предпринимателей за 2002 г.

По-прежнему наблюдается рост численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в 2002 году в республике работало 28219 индивидуальных предпринимателей. Абсолютный прирост по сравнению с 2001 годом составил 5 тысяч человек.

За 2002 год о своей промышленной деятельности представили сведения всего 170 предпринимателей (или 1,2% от работающих в промышленности ПБОЮЛ). Анализ структуры производства показывает, что среди индивидуальных предпринимателей наиболее развито промышленное производство продовольственных товаров (85% от общего объема), как наиболее востребованных населением и обеспечивающих получение доходов от их реализации в короткие сроки. На долю непродовольственных потребительских товаров приходилось 8% , продукции производственно-технического назначения – 7%.

Номенклатура выпускаемой индивидуальными предпринимателями промышленной продукции насчитывает почти 40 видов. Участие индивидуальных предпринимателей наиболее заметно в обеспечении внутреннего рынка республики такими видами продовольственных товаров, как колбасные изделия (или 33,4% от общего объема выпуска продукции всеми производителями), минеральные воды (29,2%), безалкогольные напитки (10,5%), хлеб и хлебобулочные изделия (11,9%).

Из числа предпринимателей, занимающихся промышленным производством, 118 человек имеют в наличии основные фонды по остаточной балансовой стоимости на сумму более 37 млн. рублей, из них здания и сооружения составляют 39%, транспортные средства – 16%, машины и оборудования – 44%.

За период с начала 2002 года общая сумма инвестиций по охваченным данным обследованием предпринимателям (170 человек) составила 3,7 млн. рублей. Основная часть средств направлены на приобретение зданий и сооружений – 42%, машин и оборудования – 30%, транспортных средств – 17%.

В общем объеме производства промышленных товаров на долю индивидуальных предпринимателей, охваченных обследованием, приходилось всего 5%, но масштабы их деятельности в республике по производству отдельных видов промышленной продукции были значительны и составили около трети общего объема выпуска (колбасные изделия, минеральные воды).

Общие сведения о деятельности субъектов малого предпринимательства за 2002 г.

По предварительным данным субъектами малого предпринимательства выпущено товаров и услуг на сумму 9 226 млн. рублей, что больше уровня 2001года в 1,2 раз. В общем объеме товаров и услуг по республике доля субъектов малого предпринимательства составляет 8%.

В последние годы наблюдается увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства. Объем налоговых отчислений в налоговых доходах государственного бюджета РС (Я) от субъектов малого предпринимательства по экспертным данным составляет 5,3%.

По экспертным данным в малом предпринимательстве Республики Саха (Якутия) занято 77 тыс. человек или 17,1% от занятого населения.

2. Реализация “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”

2.1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства

В соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов в Республике Саха (Якутия), Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) проведена следующая работа.

  • по созданию единой нормативной правовой базы, позволяющей унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени

с целью упорядочения и систематизации проверок субъектов малого предпринимательства принято распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) № 726-р от 15.06.1999 г. “О книге регистрации проверок (инспекций) для субъектов малого предпринимательства”. В соответствии с указанным распоряжением на территории Республики Саха (Якутия) была введена Книга регистрации проверок (инспекций). Установлено, что проверки разрешается проводить только после внесения соответствующих записей в Книгу. На данный момент Книгу применяют 1 860 субъектов малого предпринимательства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 730 от 29 июня 1998 года “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства” было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 527 от 13 октября 2002 года “О мерах по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия)”. Постановлением была создана Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Саха (Якутия) по устранению административных барьеров, утверждено Положение Межведомственной комиссии и типовое положение улусной (городской) комиссии. Во исполнение данного постановления были созданы Комиссии по устранению административных барьеров во всех городах и улусах республики – 35 комиссий.

Принят Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2001 года № 1460 “О порядке предоставления земельных участков в аренду для осуществления предпринимательской деятельности”, в настоящее время не действует в связи с вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

5 июня 2002 года принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 283 “О дополнительных мерах по устранению административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности на территории Республики Саха (Якутия)”. Данным постановлением, Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) определено органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности улусных (городских) комиссий по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности. Разработано новое положение улусной (городской) комиссии.

  • по отмене подзаконных актов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов, в том числе в сферах: лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода

в связи с отрицательным заключением Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) отправлен на доработку Закон Республики Саха (Якутия) “О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в Республике Саха (Якутия)”, отменен Закон Республики Саха (Якутия) “О пассажирском автомобильном транспорте”.

I. Сокращение лицензируемых видов деятельности предусмотренное ФЗ №128 “О лицензировании отдельных видов деятельности” позволило снять ряд излишних барьеров в сфере лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако предусмотренная постановлением Правительства РФ №135 от 11.02.2002 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности” концентрация функций лицензирования на уровне федеральных органов исполнительной власти затрудняет процедуру лицензирования, что препятствует выходу на рынок новых и осуществлению деятельности существующих хозяйствующих субъектов.

В связи с этим предлагаем расширить перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется субъектами РФ, дополнительно включив в него туроператорскую и турагентскую деятельность, а также строительную деятельность;

Ведомственное нормотворчество, по-прежнему выходя за рамки закона, ставит на пути хозяйствующих субъектов административные барьеры.

Так, распоряжением ГУ “Федеральный лицензионный центр при Госстрое России” от 12.09.2002 г. №77, утверждены расценки за оказываемые подразделениями Госстроя России платные услуги.

Указанное распоряжение не соответствует Федеральному закону от 08.08.2002 г. №128 “О лицензировании отдельных видов деятельности” и нарушает права хозяйствующих субъектов:

1.Ст. 11 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” предусмотрено, что за переоформление лицензии взимается сбор в размере 100 рублей, указанным же распоряжением этот сбор утвержден в сумме 330 рублей.

2. Распоряжением предусмотрена плата за оформление дубликата лицензии для филиалов заявителя в размере 120 рублей, что противоречит ст.9 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, согласно которой, за предоставление дубликата лицензии взимается плата, равная плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. В соответствии со ст.14 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” указанная сумма составляет 10 рублей.

II. Федеральный закон №129-фз “О государственной регистрации юридических лиц” не дал принципиального упрощения процедуры регистрации. Более того, в процессе применения закона выявлены такие его недоработки, как отсутствие проверки соответствия представляемых учредительных документов действующему законодательству, не установлены требования к проверке на уникальность фирменного наименования юридического лица.

Указанный закон не предусматривает при государственной регистрации принцип “одного окна”: не изменились процедуры регистрации в органах государственной статистики, государственном пенсионном фонде и фонде социального страхования. Не изменены нормативные акты, регламентирующие порядок открытия расчетных счетов в кредитных организациях. Возросла стоимость процедуры регистрации, как при уплате пошлины, так и при нотариальном удостоверении документов.

Считаем важным распространение действия указанного закона на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

III. Отсутствие на федеральном уровне законодательно нормативно- установленного перечня органов государственной власти, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю (надзору) препятствует реализации Федерального закона №134-фз “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.

Не приведены в соответствие с указанным законом законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих контрольно-надзорную и оперативно-розыскную деятельность.

К недостаткам рассматриваемого закона можно отнести тот факт, что его положения не распространяются на целый ряд отдельных видов контроля. В число исключенных вошли именно те виды контроля, которые считаются хозяйствующими субъектами наиболее сложными (налоговый, лицензионный, транспортный контроль, контроль милиции).

Предлагаем внести в указанный закон дополнения, распространив его влияние на налоговый, лицензионный, транспортный контроль, контроль милиции и другие виды контроля и разграничить их полномочия в рамках проведения контроля.

  • по введению в состав Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по устранению административных барьеров представителей объединений предпринимателей

в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2003 года № 826-р “Об утверждении персонального состава Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности” в состав Комиссии введены 3 представителя крупных объединений предпринимателей в Республике Саха (Якутия).

2.2 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

В целях расширения возможностей доступа субъектов малого предпринимательства к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, в Республике Саха (Якутия) создана двухуровневая система поддержки предпринимательства, состоящая из Фонда поддержки малого предпринимательства РС (Я) и 32 улусных фондов поддержки, ЗАС “Сахализинг” и финансово-потребительский кооператива “Микрокредит”.

Из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в 2002 году Фонду поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) было выделено 2 млн. рублей, которые были направлены в ФПК “Микрокредит” для предоставления микрокредитов на возвратной основе субъектам малого предпринимательства. Кроме этого, в 2002 году для этих целей были привлечены средства КБ “Сахакредитбанка” в сумме 1,5 млн. рублей. За отчетный период микрокредиты получили 337 субъектов малого предпринимательства.

Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства в республике осуществлялась в соответствии с Республиканской целевой Программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС(Я) на 2002-2004 годы, Распоряжением Правительства РС(Я) от 7 мая 2001 года № 638-р "О республиканском конкурсе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства" и Распоряжением Правительства РС(Я) от 13 августа 2001 года № 1172-р "Положение о порядке финансирования ФПМП РС(Я)". Распоряжением Правительства РС(Я) от 16 мая 2002 г. № 612-р утвержден новый состав Экспертного Совета при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) в составе 15 человек.

В 2002 г. было проведено 10 заседаний Экспертного Совета при министерстве по конкурсному отбору для финансирования бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства. Рассмотрен 136 проектов, из них конкурсный отбор прошли 102 проекта на общую сумму 33 464 тыс. рублей, предусматривающих создание 303 новых рабочих мест.

Общая сумма финансирования субъектов малого предпринимательства за 2002 г., с учетом остатка за 2001 год, составила 51 543,5 тыс. рублей, что составила 46% от плана.

Из них, 10 улусным фондам поддержки малого предпринимательства перечислено 8 350 тыс. рублей; по договорам с ЗАО “Сахализинг” предоставлено оборудование на сумму 11 435 тыс. рублей; с финансово-кредитным отделом ФПМП РС (Я) заключены договора займа на 29549,5 тыс. рублей; из местного бюджета в 5 улусных фондов поступило 2209 тыс. рублей.

Всего поддержку получили 252 проекта на создание 579 новых рабочих мест.

Источники Сумма финансирования СМП Количество проектов Планируемое количество создания н.р.м.
1. ФПМП РС (Я) 29549,5 79 285
2. Улусные ФПМП (в т.ч. местный бюджет) 10 559 144 236
3. ЗАО “Сахализинг” 11 435 29 58

Всего:

51 543,5

252

579

Средняя сумма финансирования по договорам займа и лизинга составила 204,54 тыс. рублей.

Финансово-кредитную поддержку получили представители 22 улусов из 34.

27% средств было направлено на развитие рынка платных услуг населению, 23% на развитие промышленности, 47% на развитие информационно-вычислительного обслуживания, общественного питания, транспорта, торговли, ремесленничества, сельского хозяйства и традиционных отраслей народов севера.

По организационно-правовой форме более половины всех заемщиков составляют индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Ими получено 76% всех выделенных средств и будет создана большая часть всех планируемых новых рабочих мест.

Кроме этого, по данным 7 коммерческих банков республики 893 субъектам малого предпринимательства выдано кредитов на общую сумму 782,5 млн. рублей.

В части содействия в привлечении внебюджетных средств: Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) и Якутское отделение Сбербанка РФ заключили соглашение о сотрудничестве. Основная цель этого соглашения в том, что Сбербанк будет выдавать кредиты по решению Экспертного совета фонда, при этом фонд выступает гарантом. Это существенный момент, т.к. банки заинтересованы только в быстро окупаемых проектах (торговля). При такой схеме будет сохранена генеральная линия государственной поддержки, которая направлена на поддержку товаропроизводителя.

Кроме этого была проделана работа по созданию Гарантийного фонда ГУ “Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия). В марте 2003 года этот фонд создан.

2.3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства

В целях совершенствования механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) регулярно осуществляются проверки эффективного использования имущества, находящихся в государственном ведении и в ведении муниципальных образований. Итогом совместной деятельности двух ведомств в 2002 году стала подготовка и принятие предложения по введению льготного коэффициента для субъектов малого предпринимательства (на 25% ниже, чем у иных организаций) при расчете арендной платы за нежилые помещения. (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 646 от 26.12.2002 г. “Порядок закрепления находящегося в государственной. Собственности Республики Саха (Якутия) административных зданий, строений и нежилых помещений, передачи их в аренду и безвозмездное пользование”)

Кроме этого были подготовлены и внесены предложения в проект концепции эффективного управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия).

2.4. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

В 2002 году в республике наблюдается увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства. По данным УМНС РФ по РС (Я) поступления по единому налогу для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и единому налогу на вмененный доход для физических лиц составили в 2002 году 150 млн. 227 тысяч, что на 25 млн. 800 тыс. рублей больше, чем за 2001 год.

В связи с изменением налогового законодательства министерством совместно с УМНС РФ по РС (Я) проводятся курсы и семинары для субъектов малого предпринимательства по применению новых видов налогообложения и правильному оформлению отчетности.

2.5. Совершенствование информационной поддержки

Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства в республике осуществляется в виде информационных ресурсов в сети Интернет, деловых и печатных изданиях.

В 2000 году согласно Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) “О проведении единовременного экспериментального сплошного обследования субъектов малого предпринимательства в 2000 г.” от 23.02.2000 г. №266-р, проведено обследование деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Сплошное обследование малых предприятий позволило:

  • получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), обобщающие характеристики развития малого бизнеса по детализированным видам экономической деятельности, отраслям, улусам;
  • уточнить основные показатели деятельности малых предприятий, регулярно получаемые на основе квартальных выборочных обследований и системы до расчетов;
  • более четко определить место малого предпринимательства в экономике республики;
  • усовершенствовать организационный механизм и методологическое обеспечение проведения переписи, как важнейшего инструмента получения информации в условиях становления рыночной экономики.

Итоги сплошного обследования подтвердили, что динамизм процессов, характерный для малого предпринимательства, предопределяет объективную необходимость проведения на регулярной основе экономических переписей, которые целесообразно проводить с периодичностью один раз в три года.

Проведение следующего сплошного обследования деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица планируется в сентябре 2003 года

Формирование информационно-статистических массивов предусмотрено в работе Государственного учреждения РИМЦ, который ведет сбор информации в базу данных по Республике Саха (Якутия). Для этого разработана методика по сбору данных и мониторингу цен на определенный перечень товаров и услуг, заключены договора-соглашения о взаимном сотрудничестве с Госкомстатом РС (Я), организован сбор данных и мониторинга цен на товары и услуги в городах и улусах РС (Я).

На 01.01.2003 г. в реестр субъектов малого предпринимательства вошли 1950 СМП.

В подпрограмме “Поддержка малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы” Республиканской целевой программы “Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в РС (Я) на 2003-2006 годы предусмотрен раздел “Информационное, консультационное и образовательное обеспечение предпринимательства”.

Подпрограммой предусматривается обеспечения субъектов малого предпринимательства правовой, финансовой, экономической и иной информацией. В рамках данного направления также будет осуществляться мероприятия по совершенствованию и развитию инфраструктуры информационной поддержки малого предпринимательства

В целях формирования позитивного образа предпринимателя в обществе, а также распространения передового опыта предпринимательства министерством были заключены договора со СМИ. Так в газетах “Якутия”, “Саха Сирэ”, “Полярный круг”, “Якутск Вечерний” и “Ил-Тумэн” ведутся постоянные рубрики, которые освещают деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Из этих рубрик предприниматели получают много практической и юридической информации в помощь своему делу.

Также регулярно организуются теле- и радиопередачи с участием субъектов малого предпринимательства, затрагивающие вопросы развития предпринимательства.

Уже третий год выходит ежемесячный журнал “Предприниматель Якутии”. Выпущено 36 номеров журнала с ежемесячным тиражом 999 экземпляров. Для увеличения выпуска и оформления подписки изменено название ежемесячного вестника министерства “Предприниматель” на “Предприниматель Якутии”; журнал прошел регистрацию в Региональном отделении Департамента печати РФ и уже поступил на продажу через киоски “Сахапечать”. С 2003 года будет осуществляться подписка на этот журнал.

В целях предоставления субъектам малого предпринимательства практической и методической информации были подготовлены и изданы 5 наименований брошюр серии “Библиотечка Предпринимателя” общим тиражом 2004 экземпляра (“К вам пришли с проверкой”, “Кредитные кооперативы”, “Единый налог на вмененный доход”, “Как зарегистрировать свой бизнес”, “Как составить бизнес-план”).

Совместно с прокуратурой Республики Саха (Якутия) издана брошюра “Обеспечение свободы экономической деятельности, законных прав предпринимателей и других хозяйствующих субъектов”, выпускаются справочные материалы на электронных носителях и др.

С целью упорядочения и систематизации проверок субъектов малого предпринимательства принято распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) № 726-р от 15.06.1999 г. “О книге регистрации проверок (инспекций) для субъектов малого предпринимательства”. В соответствии с указанным распоряжением на территории Республики Саха (Якутия) была введена Книга регистрации проверок (инспекций). Установлено, что проверки разрешается проводить только после внесения соответствующих записей в Книгу. За 2002 год книгу приобрели и применяют 1950 субъектов малого предпринимательства.

В целях обеспечения субъектов малого предпринимательства качественными юридическими и консультационными услугами в г. Якутске министерством создано ООО “Консалтинг+” (в планах создание таких организаций в гг. Нерюнгри и Мирный).

Кроме этого, сотрудниками министерства регулярно оказываются консультационная и иная помощь субъектам малого предпринимательства по мере их обращения.

2.6. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

Подготовка кадров для малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в республике.

В подпрограмме “Поддержка малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы” Республиканской целевой программы “Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в РС (Я) на 2003-2006 годы в разделе “Информационное, консультационное и образовательное обеспечение предпринимательства” предусмотрены мероприятия по образовательной и консультационной поддержке субъектов малого предпринимательства.

Учитывая потребность в переподготовке кадров из числа безработных, незанятого населения, а также в целях организации подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных кадров для субъектов малого предпринимательства в республике созданы В целях организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства министерством открыты ГУДО "Школа-бизнеса" в г. Якутске, г. Нерюнгри, г. Мирный. Все школы-бизнеса открыты на базе филиалов ЯГУ, что способствует пониманию важности задачи обучения предпринимателей и незанятого населения.

Обучение в школах-бизнеса проводится по 3-х уровневой системе. Первый уровень: для тех, кто стоит перед выбором "как начать свое дело", кто хочет получить общее представление о ведении бизнеса. Этим слушателям предлагается бесплатный семинар "Основы предпринимательской деятельности". Средний уровень рассчитан на людей, имеющих свою бизнес-идею. Им предлагается помощь в разработке бизнес-идеи и превращения ее в реальный бизнес-план, рекомендации по выбору организационно-правовой формы своего предприятия, помощи в разработке учредительных документов, подборе персонала и т.д. Третий уровень для предпринимателей, уже прошедших обучение на курсах "Бизнес-школы", но желающие обучиться на специализированных семинарах: "Маркетинг и реклама", "Бухучет", "Информационные технологии", "Финансы и кредит" и т.д. Обучающие семинары дают предпринимателям не только теоретические знания и практические навыки, но и придают уверенность в завтрашнем дне, в правильности своего решения.

За 2000-2003 гг. ГУДО “Бизнес - школа” г.Якутска, г.Нерюнгри, г.Мирный проведено 189 обучающих семинара, из них 81 - бесплатные обучающие семинары: “Основы предпринимательской деятельности”. Всего обучено 4 458 человек.

В целях технического содействия и демонстрации методов работы малого бизнеса в условиях рыночной экономики, на основании соглашения между министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) и Американо-Российским центром бизнеса Университета штата Аляска, г.Анкоридж, были организованы месячные стажировки 9 предпринимателей и 4 преподавателей финансово-экономического института Якутского Государственного Университета в Американо-российском центре бизнеса Университета Аляска, г.Анкоридж.

Кроме этого, были выиграны 2 мини-гранта на общую сумму 7,5 тыс. долларов на проведение образовательных семинаров.

Министерством в 2002 году по информационно-образовательному направлению привлечено инвестиций от Агентства по Международному развитию при федеральном Правительстве США на общую сумму 40,5 тыс. долларов.

В 2002 году министерством проведено 6 учебных семинаров в сфере туризма, в том числе 3 семинара с привлечением российский и международных специалистов.

По программам повышения квалификации и переподготовки государственных служащих прошли обучение 24 сотрудников Министерства и структурных подразделений, в том числе:

  • 16 чел. - 1 годичную переподготовку по специальности “Государственное и муниципальное управление” в Дальневосточной Академии государственной службы (ДВАГС);
  • 1 чел. - повышение квалификации в ФАПО АНХ при Правительстве РФ г. Москва по специальности “Экономика и управление на предприятии”;
  • 1 чел. - повышение квалификации по программе “Айрэкс” “Развитие малого бизнеса” в г. Сиэтл, США;
  • 2 чел. – повышение квалификации по программе “Открытый мир” (Фонд Сороса);
  • 1 чел. - 2 высшее образование в Санкт-Петербургском институте экономики и управления по специальности “Менеджмент на предприятии” г. Санкт- Петербург;
  • 1 чел. - повышение квалификации на семинаре Академии менеджмента и рынка.
  • 2 чел. - повышение квалификации по специальности “Организационно- правовые аспекты малого предпринимательства в РФ” в РУДН г. Москва,
  • 1 чел. - повышение квалификации по специальности “Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности в Институте дополнительного профессионального образования МО РФ г. Москва,
  • 1 чел. - повышение квалификации в ФАПО АНХ при Правительстве РФ г. Москва по специальности “Экономика и управление на предприятии”.

Продолжают обучение в ДВАГСе 3 сотрудников министерства.

Кроме этого сотрудниками министерства регулярно проводятся выездные бесплатные обучающие семинары в районах и городах республики.

2.7. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям

В связи с отсутствием на территории республики антимонопольного органа работа направленная на обеспечение равных условий конкуренции и исполнение антимонопольного законодательства велась министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

Так, серьезная работа по обеспечению равных условий конкуренции проводится совместно с Прокуратурой республики и Главным федеральным инспектором в Республике Саха (Якутия).

Также в республике созданы общественные объединения предпринимателей, которые обеспечивают защиту интересов субъектов малого предпринимательства. Указом Президента Республики Саха (Якутия) создан Координационный совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия).

К примеру, 15 августа 2002 года прошло расширенное выездное заседание Комиссии Абыйского улуса (арктический улус) по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности с участием Главного федерального инспектора в Республике Саха (Якутия и Председателя Координационного совета по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия).

Итогом поездки стала отмена постановления Администрации Абыйского улуса рекомендовано отменить от 3.07.02 г. № 7/48 “О введении монополии на продажу алкогольной продукции”, как противоречащее федеральному законодательству.

Кроме этого, министерство плодотворно сотрудничает с Дальневосточным территориальным управлением МАП России.

Основная работа в области антимонопольной политики и пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям будет проводится с момента создания в республике Якутского отделения ДВТУ МАП России.

2.8. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства

В настоящее время основным исполнителем государственной политики направленной на поддержку малого предпринимательства в республике является Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

В республике созданы и действуют следующие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Государственное учреждение “Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)”, 32 районных и городских фондов поддержки малого предпринимательства, на стадии открытия еще 3 фонда (Жиганский, Верхнеколымский, Нижнеколымский). Двухуровневая система финансово- кредитной поддержки позволяет осуществлять оперативное финансирование субъектов малого предпринимательства. Действует Государственное учреждение Республиканский информационно-маркетинговый центр, Интернет бизнес-центр в г. Якутске, специализированные структуры поддержки предпринимательства: ЗАО “Сахализинг”, Государственное учреждение “Технопарк” ЯГУ.

В целях обеспечения населения республики качественными юридическими и консультационными услугами создано ООО “Консалтинг+” (в планах создание таких организаций в гг. Нерюнгри и Мирный).

Кроме этого, как отмечалось выше, действуют Бизнес-школы в гг. Якутск, Мирный и Нерюнгри.

Одной из форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является содействие выставочно-ярмарочной деятельности. Так, министерство стало инициатором и организатором проведения 13 специализированных выставок-ярмарок, в которых приняло участие более тысяч субъектов малого предпринимательства. Также министерство оказывает содействие субъектам малого предпринимательства в участии в межрегиональных выставках-ярмарках.

В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) в рамках празднования 370-летия вхождения Якутии в состав Российского Государства 22 сентября 2002 года в республике впервые проводился День предпринимателя Республики Саха (Якутия).

В рамках Дня предпринимателя были организованы дни открытых дверей на предприятиях СМП, выставки-ярмарки, круглый стол с участием специалистов СБ РФ; на торжественном вечере, посвященном Торжественный вечер, посвященный Дню Предпринимателя, были подведены итоги конкурсов “Человек долга”, “Человек дела”, “Бизнес-перо” и вручены награды лучшим предпринимателям по номинациям.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства и занятости в Республике Саха (Якутия) и защиты интересов предпринимателей – добросовестных плательщиков налогов Указом Президента Республики Саха (Якутия) в 2001 году учреждены Гранты Президента РС (Я) в области малого предпринимательства и развития занятости. Такие Гранты получили уже 20 субъектов малого предпринимательства.

Министерство очень тесно сотрудничает с общественными объединениями предпринимателей республики. Как уже говорилось, при содействии и участии министерства проводятся заседание Координационного совета по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия) (4 раза в год). Ежемесячно в министерстве проходит заседание Союза предпринимателей Республики Саха (Якутия).

Одним из форм диалога государства с субъектами малого предпринимательства, для выработки конструктивных предложений по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, является проведение конференций и съездов представителей малого бизнеса. В республике ежегодно проводятся конференции (проведено 6 конференций) и раз в четыре года съезды представителей малого бизнеса (съезд проводился 1 раз в декабре 2000 г.).

По итогам конференций съездов принимаются резолюции в адрес органов государственной власти, депутатов представительных органов власти, общественных объединений предпринимателей, федеральных органов исполнительной власти. Основные моменты ложатся в основу принимаемых Правительством республики Программ поддержки малого предпринимательства, которые являются одним из основных инструментов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства.

В республике были приняты и реализованы 5 Программ поддержки малого предпринимательства и развития занятости. Программы представляют собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды, обеспечению финансово-кредитной и информационно-образовательной поддержки малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства

В 2002 году принята Республиканская целевая программа “Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в РС (Я) на 2003-2006 годы. В программе предусмотрена подпрограмма “Поддержка предпринимательства и развитие занятости в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы”. Подпрограмма представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Целью подпрограммы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в различных улусах республики на основе создания современной рыночной среды. Основные задачи включают:

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства и занятости населения;
  • создание целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства,
  • создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и внедрение
  • прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
  • концентрация и обеспечение эффективного использования финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, направляемых из различных источников на поддержку малого предпринимательства и развитие занятости;
  • координация деятельности государственных, общественных, частных и международных организаций в направлении развития малого предпринимательства и занятости населения;
  • практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей, развития информационного поля для малого предпринимательства;
  • содействие самозанятости для развития предпринимательской активности безработных и незанятого населения;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места:
  • преодоление административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Одним из основных приоритетов в подпрограмме является преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, в соответствии с российским законодательством.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности субъектов малого предпринимательства в кредитах и инвестициях. Получит свое дальнейшее развитие такая форма финансовой поддержки, как лизинг оборудования, которая органично вписалась в инвестиционную схему поддержки предпринимательства. Помимо финансовой поддержки в подпрограмме впервые предусмотрена имущественная поддержка СМП - передача в лизинг простаивающего оборудования государственных предприятий. В подпрограмме отдельной строкой предусмотрено финансирование системы микрокредитования.

Укрепление системы улусных и городских фондов поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по оказанию прямой поддержки субъектам малого предпринимательства. Подпрограммой предусмотрено приоритетное финансирование улусных программ и бизнес-проектов, направленных исключительно на развитие рынка платных услуг населению и производства.

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. Основные усилия по решению этой проблемы будут направлены на создание конъюнктурной информации, которая ускорит выход субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.

Реализация мероприятий подпрограммы в 2003–2006 годах будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в республике, дальнейшему развитию частного предпринимательства, формированию рыночной системы хозяйствования на территории республики

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

В республике создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая в себя объекты информационного обеспечения – Государственное учреждение Республиканский информационно-маркетинговый центр, Интернет-центр в г. Якутске, образовательные Школы бизнеса в гг. Якутске, Нерюнгри и Мирном. В целях обеспечения субъектов малого предпринимательства качественными юридическими и консультационными услугами в г. Якутске министерством создано ООО “Консалтинг+” За 6 месяцев работы в ООО “Консалтинг+” поступило 95 заявок, специалистами оказано 80 консультаций предпринимателям. В ближайшее время планируется открытие подобных учреждений еще в нескольких районах.

В республике создана двухуровневая система финансово-кредитной поддержки, включающая в себя республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства и 32 районных и городских фондов. Такая вертикаль позволила осуществить гибкую и оперативную систему поддержки субъектов малого предпринимательства. Более того, удобство работы такой системы, ее доступность для предпринимателей сегодня уже очевидна.

В целях имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства открыто ЗАО “Сахализинг”, которое уже три года успешно работает.

В республике продолжается осуществляться инициативное формирование объединений предпринимателей: создано более 30 общественных ассоциаций и организаций. Практически решены организационные вопросы создания регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ”. На сегодня ОПОРА является именно той организацией, которая может в дальнейшем лоббировать интересы малого предпринимательства в высших эшелонах власти. Учредителями якутского отделения выступают 8 предпринимателей, которые являются лидерами общественных организаций республики.

В сентябре 2002 г. в республике впервые отмечался День предпринимателя Республики Саха (Якутия). Этот шаг был сделан с целью пропаганды цивилизованного ведения бизнеса, поднятия престижа предпринимательской деятельности и формирования позитивного образа предпринимателя. Инициатором и одним из организаторов проведения Дня предпринимателя выступил Координационный Совет по поддержке предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия). Эту инициативу подхватили общественные организации районов и городов республики. Практически во всех районах в этот День были проведены выставки-ярмарки предпринимателей, благотворительные акции “Предприниматели – детям”, чествования лучших предпринимателей.

Впервые за большой вклад в развитие малого бизнеса мы награждали лучших предпринимателей, общественников и государственных служащих золотым Знаком “Лидер перемен”.

4. Инновационное малое предпринимательство

В целях поддержки инновационного предпринимательства министерством заключен договор с Институтом региональной экономики АН РС (Я) по проведению НИР. Согласно договору ИРЭ АН РС (Я) подготовил информацию “Анализ проблем и перспектив развития малого предпринимательства в РС (Я)”.

Министерством проводится совместная работа с Якутским Государственным университетом по формированию банка данных научно-технических разработкок якутских НИИ, разрабатываются для финансирования и кредитования бизнес-проекты по отдельным НИОКР (К примеру: проект “Производство кирпичей с использованием мини-пресса, разработанного Институтом неметаллических материалов СО РАН”).

В 2001 году Министерством были созданы временные творческие коллективы с привлечением ведущих сотрудников Института региональной экономики Сибирского отделения РАН, и других институтов. В результате их деятельности были разработана Программа платных услуг населению РС (Я), проведены научно-исследовательские разработки “Создание концептуальных предпосылок внедрения достижений НИОКР в малое предпринимательство” и “Исследование рыночный среды общественного питания г. Якутска”.

Также совместно с ЯННИЦ алмазов, Технопарком ЯГУ была проведена работа по организации и проведению в июне 2002 года республиканского научно-практического семинара “Разработка механизмов передачи технологий в производство, создание инновационного климата в Республике Саха (Якутия)”.

В 2002 году проведена научно-исследовательская работа “Инновационные процессы и их результативность в производственном сегменте малого предпринимательства РС (Я)”. В рамках данной научно-исследовательской работы проведены:

  • Изучение и анализ законодательства РФ и РС (Я), регламентирующие малое инновационное предпринимательство;
  • Анкетирование предпринимателей и разработчиков инновационного предпринимательства, включая научно-исследовательские институты и учреждения республики;
  • Совещание фокус-группы по теме “Состояние, проблемы и перспективы малого инновационного предпринимательства РС (Я) на примере г. Якутска”;
  • Совместно с ГУ ННИЦ алмазов РС (Я) республиканский семинар-совещание (июнь, г. Якутск);
  • Выставка-ярмарка инновационных проектов с участием заинтересованных учреждений и предпринимателей г. Якутска;
  • Два “Круглых стола” по обсуждению проблем инновационного предпринимательства с участием структур государственной власти и научно-исследовательских институтов.
  • Совместно с ГУ Технопарк “Якутия” разработана Концепция инновационной деятельности в РС (Я).

5. Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях

В районах республики проводится работа по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Так в 32 районах и городах созданы фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства. Также создаются информационно-консультационные центры, центры выставочно-ярмарочной деятельности и т. п. Проводятся семинары и конференции на местах, с участием представителей министерства.

В связи с переходом республики в декабре 2002 года на местное самоуправление, в целях государственной поддержки на муниципальном уровне министерством заключаются соглашения с муниципальными образованиями республики о поддержке малого предпринимательства на местах. Проводится работа по перерегистрации фондов поддержки малого предпринимательства районов и городов в муниципальные фонды поддержки предпринимательства.

Министерством рекомендовано всем главам муниципальных образований предусмотреть в штате администрации отдела по работе с предпринимателями, а также рекомендовано ежегодно выделять не менее 5% от доходной части бюджетов муниципальных образований на поддержку малого предпринимательства.

6. Международная финансовая помощь и международное сотрудничество

Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) заключило соглашение о сотрудничестве с Американо-Российским центром бизнеса Университета штата Аляска, г. Анкоридж. Целью данного соглашения является техническое содействие и демонстрация методов работы малого бизнеса в условиях рыночной экономики.

В рамках соглашения были организованы месячные стажировки 9 предпринимателей и 4 преподавателей Финансово-Экономического Института в Американо-российском центре бизнеса Университета Аляска, г. Анкоридж. Стажировки проводились по программе “Управление малым бизнесом”, “Маркетинг” и “Менеджмент”. С каждым из 13 финалистов, которые обучались по программе “Менеджмент”, был подписан договор с ГУДО “Бизнес школа” о проведении совместных семинаров. Кроме этого, ими был выигран мини-грант на сумму 3 тыс. долларов на проведение семинара по “управлению человеческими ресурсами” и выпуска специализированной брошюры.

Отделом туризма министерства выигран мини-грант на сумму 4, 5 тыс. долларов на проведение специализированного семинара в сфере туризма, с приглашением специалистов из Москвы.

Таким образом, министерством в 2002 году по информационно-образовательному направлению привлечено инвестиций от Агентства по Международному развитию при федеральном Правительстве США на общую сумму 40,5 тыс. долларов.

7. Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, и предложения

К основным проблемам, сдерживающим развитие предпринимательства в республике, относятся:

  • трудность получения банковского кредита для СМП, работающих в производственной сфере;
  • высокая стоимость оборудования;
  • необходимость консультационной и информационной поддержки;
  • необходимость закрепления позиций на рынке;
  • административные барьеры, а именно:
  • несовершенство законодательной базы регулирующей предпринимательскую деятельность;
  • недостатки действующей системы налогообложения;
  • сложность и высокая стоимость проведения сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг;
  • проблемы в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной безопасности, землепользования, градостроительства и архитектуры;
  • контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.

С учетом решения этих проблем предлагаем следующее:

  1. Ускорить внесение изменений и дополнений в федеральный Закон в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, так как до внесения изменений и дополнений в Федеральное законодательства нет возможности внесения изменений и дополнений в региональное законодательство.
  2. Ускорить принятие Федеральной Программы “Поддержки малого предпринимательства в РФ”, а также при принятии федеральных законов о федеральном бюджете на 2004 и последующие годы предусмотреть увеличение средств на государственную поддержку малого предпринимательства.
  3. Законодательно установить порядок регулирования деятельности и государственной поддержки малых предприятий в сфере недропользования.
  4. Законодательно закрепить на федеральном уровне механизм льготной передачи субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества.
  5. Разработать механизм привлечения средств Сберегательного банка Российской Федерации для кредитования субъектов малого предпринимательства на льготной основе (ниже учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации).
  6. Рассмотреть возможность увеличения количества продукции, товаров и услуг сертифицируемых и стандартизируемых на территории субъектов Российской Федерации и передачи им права установления тарифов на сертификацию и стандартизацию отдельных видов продукции, товаров и услуг.
  7. Согласно, Федерального Закона № 82-ФЗ от 30.04.99 г. разработать и принять федеральную программу “Развитие малого предпринимательства коренных малочисленных народов Севера или Арктических улусов Республики Саха (Якутия)” и предусмотреть целевую поддержку в федеральном бюджете Или Федеральную программу развития Севера с учетом интересов национальной безопасности, требований защиты окружающей среды и интересов коренных малочисленных народов Севера.
  8. Подготовить и принять закон, предусматривающий освобождение малых предприятий коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности, от всех видов налогообложения.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости