Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие малого предпринимательства в Амурской области

 

1998

1999

2000

2001

2002

Количество малых предприятий, всего (единиц) 3765 3106 3827 3825 3600
В т. ч. по отраслям:
промышленность 559 503 585 575 618
строительство 730 492 634 597 720
торговля и общественное питание 1552 1456 1742 597 720
торговля и общественное питание 1552 1456 1742 1704 1250
Объем продукции малых предприятий, всего (млн. руб.) 1365 1724,6 1860 2716 3900
В т. ч. по отраслям:
промышленность 284,8 493 221,9 317 1140
строительство 445,4 431 437,9 755,9 1100
торговля и общественное питание 298,3 442 345,7 531,5 630
Численность занятых на малых предприятиях (тыс. чел.) 39,2 25,1 26,5 22,1 32,9
Объем продукции малых предприятий в ВРП, % 8 8 9 10 11
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых 9,1 5,9 6,1 5,2 6,3
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. руб.) 117,1 97,7 97,2 67,5 160,6
В т. ч. по отраслям:
промышленность 4,4 4,1 1,4 1,4 9,2
строительство 29,9 39,3 9,8 42,2 71
торговля и общественное питание 31,5 1,5 0,3 17,6 48,2

В 1992 – 1994 годы количество малых предприятий в Амурской области выросло с 300 до 5304, а к концу 1995 года было зарегистрировано свыше 6 тысяч малых предприятий. В этот период была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, сформирована система организаций и учреждений поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Создан областной фонд поддержки малого предпринимательства, которым осуществляется финансовая поддержка малых предприятий.

Вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из местных бюджетов на поддержку местных товаропроизводителей и на оказание бытовых услуг населению. И хотя формально прирост наличия малых предприятий в период после 1995 года не наблюдался, можно говорить о реальном росте предпринимательской активности. Это связано с тем, что в 1995 году законодательно были изменены критерии отнесения предприятий и организаций к малому предпринимательству.

Дополнительным фактором, существенно повлиявшим на развитие малого предпринимательства, стал финансовый кризис августа 1998 года, сыгравший огромную роль в экономике области и сказавшийся на работе предприятий всех размеров. Особенно резкое сокращение произошло в 1999 году по сравнению с 1995 годом в отраслях торговли и общественном питании – на 48%, жилищно-коммунальном обслуживании на 47%, строительстве – на 31,5%, информационно-вычислительном обслуживании – на 27%.

Сегодня на территории области зарегистрировано 4,5 тысячи малых предприятий, из которых осуществляют свою деятельность 3,6 тысяч предприятий. Развитие малого предпринимательства на территории области идет неравномерно. Лидером является город Благовещенск, на долю которого приходится 59 процентов от общего числа малых предприятий. Наибольшее количество малых предприятий работает в городах Тында, Свободном, Белогорске, Тындинском и Благовещенском районах.

По-прежнему наибольший удельный вес в отраслевой структуре малых предприятий занимает розничная торговля и общественное питание – 35%, строительство - 20%, промышленность – 17%.

Значительно увеличилась среднесписочная численность работников, занятых в малом бизнесе, если в 2001 году она составляла в целом по области 22,1 тыс.чел., то к концу 2002 года планируется - 32,9 тыс.чел., в том числе в промышленности среднесписочная численность возросла в 1,9 раза, в строительстве – в 2,6 раза. Это объясняется привлечением строительных предприятий на крупные федеральные объекты области, такие как Бурейская ГЭС, завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск, железнодорожного пути к угольному месторождению Улак-Эльга, В промышленности изменились условия отнесения предприятий лесной и золотодобывающей промышленности к субъектам малого предпринимательства.

Увеличился объем произведенной продукции (работ, услуг) малыми предприятиями в целом по области на 664 млн. рублей, в промышленности в 3,6 раза, в строительстве в 1,3 раза. В 2003 году по объему выпуска продукции и оказанию услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности планируется рост к 2002 году на 18% и в ценах соответствующих лет составит 4000 млн. рублей. В дальнейшем по годам выпуск товаров и услуг будет расти в среднем на 8-11 процентов и в 2005 году составит 4850 млн. рублей. Число малых предприятий на конец 2005 года достигнет 3890 единиц.

Благодаря работе малых предприятий в области снята проблема с обеспечением населения хлебом и хлебобулочными изделиями, решен вопрос с производством безалкагольных напитков, переработкой гречихи, производством колбасных изделий, майонеза и целого ряда другой продукции. Этот сектор занимается производством трикотажных изделий, пошивом одежды, производством мебели, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей, оказанием бытовых услуг населению.

Кроме того, на территории области зарегистрировано свыше 36 тысяч предпринимателей без образования юридического лица, из которых около 80 процентов занято в сфере торговли и общественного питания.

Главными проблемами в деятельности малого предприятия остаются бюрократические процедуры регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, а также связанные с этим значительные финансовые издержки.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо создавать кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, предоставляющие на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов предпринимательства.

Для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества. Для этого создать на областном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе – объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях.

Оказывать содействие в обеспечении малых предприятий производственными помещениями и земельными участками.

Продолжить подготовку управленческих кадров, курсовую и профессиональную подготовку специалистов для сферы малого бизнеса.

Освоение новых кредитно - инвестиционных механизмов, обеспечивающих доступ к финансовым ресурсам. Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредиту, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в том числе на муниципальном уровне (бизнес-инкубаторы, центры делового развития, бизнес-школы).

Создание общественных организаций предпринимателей, активизация их деятельности и совместное решение проблем по развитию предпринимательской инициативы граждан и защите прав предпринимателей.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости