Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
Шестоперов О.М.,
генеральный директор ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
Смирнов Н.В.,
эксперт НИСИПП
Мы продолжаем мониторинг ситуации с поступлениями налогов от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, начатый нами в 2003 г. в статье “Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах” (Шестоперов О.М., ИКЦ “Бизнес-Тезаурус”, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, апрель 2003 г., www.nisse.ru).
Позиция авторов в данном вопросе может быть сведена к одному тезису: чтобы налоговое бремя было посильным для малых фирм, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в “тени”, а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории основные налоговые поступления от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должны быть сосредоточены на уровне муниципальных бюджетов.
В упомянутой статье мы уже упоминали причины, по которым на сегодняшний момент невозможно достоверно определить, каково в действительности распределение налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценить их роль в местных бюджетах. Более или менее приблизительно можно определить, какова эта роль на уровне изучения отдельного муниципального образования, в крайнем случае, региона. Мы же основываемся на общероссийской ситуации.
Напомним эти причины:
- В статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, а имеющиеся открытые источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов. В связи с этим достоверное определение пропорции распределения поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов (поступающих преимущественно от субъектов малого предпринимательства, например налоги на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Этих налогов и касается предлагаемая статья.
- В открытых источниках (в частности, на сайте Минфина России
www.minfin.ru) подробная разбивка поступлений перечисленных выше налогов по категориям плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов появилась только по итогам 2002 г. В свою очередь МНС России, собирающее аналогичную информацию, отдельно не выделяло в своих отчетах муниципальные бюджеты1. - С 1 января 2003 г. вступило в действие новое законодательство, регулирующее специальные режимы налогообложения малого бизнеса: изменены ставки, критерии налогоплательщиков, порядок уплаты и другие параметры. Изменения коснулись и пропорций распределения поступлений этих налогов между бюджетами. С 1 января 2004 г. в налоговое и бюджетное законодательство снова были внесены поправки, в частности изменяющие пропорции распределения поступлений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.
Пропорции распределения поступлений налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2002-2004 гг.
Пропорции зачисляемых платежей единого налога на вмененный доход (далее также – ЕНВД и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (ЕНУС) между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом до 1 января 2003 г. устанавливались решением органа государственной власти (законом) субъекта РФ и существенно различались от субъекта к субъекту, а также варьировались в зависимости от налога (ЕНВД имел большую “региональную” направленность в отличие от ЕНУС) и категорий плательщиков (поступления от индивидуальных предпринимателей направлялись большей частью в региональные и муниципальные бюджеты, что нельзя было сказать о поступлениях от юридических лиц – плательщиков единых налогов) (см. таблицу 1). С 1 января 2003 г. в связи со вступлением в силу новых глав Налогового кодекса по специальным режимам и изменений в Бюджетный кодекс пропорции изменены, причем за муниципалитетами закреплено 45% поступлений по налогам на совокупный доход (см. таблицу 2). В 2004 г. будут действовать новые пропорции – федеральный уровень “отказался” от своей части в пользу бюджетов регионов и с 1 января 2004 г. поступления налогов на совокупный доход будут делиться только между региональными и муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
Данная мера, несмотря на свой запоздалый характер2, видится рациональной с точки зрения принципов бюджетного федерализма и прогрессивной мерой по поддержке малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса более эффективно должна осуществляться на региональном и муниципальном уровнях, и эта функция, а, следовательно, и источник ее финансирования должны передаваться на более низкий уровень, даже несмотря на то, что единые налоги заменяют и ряд федеральных или регулирующих налогов (в частности, НДС, налог на прибыль). Что касается системы ЕНВД, то увеличение доли налоговых поступлений в регион должно вызвать стимулирующий эффект, побуждающий власти субъектов РФ к созданию более качественного регионального законодательства о ЕНВД (в части, естественно, возможностей предоставленных новой главой Налогового кодекса о ЕНВД).
Таблица 1.
Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2001-2002 гг.
Налог |
Год |
Уровни бюджета |
|||
Федераль-ный бюджет |
Консолидирован-ный бюджет субъекта РФ |
В том числе |
|||
бюджет субъекта РФ |
местные бюджеты |
||||
Налоги на совокупный доход |
2002 | 18,7 | 81,3 | 28,1 | 53,3 |
2001 | 19,3 | 80,7 | 25,3 | 55,4 | |
В том числе: Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, в том числе: | 2002 | 38,4 | 61,6 | 27,0 | 34,5 |
2001 | 34,6 | 65,4 | 27,8 | 37,6 | |
единый налог для юридических лиц |
2002 | 42,4 | 57,6 | 27,0 | 30,5 |
2001 | 40,7 | 59,3 | н.д. | н.д. | |
2002 | 0,0 | 100,0 | 26,8 | 73,2 | |
2001 | 0,0 | 100,0 | н.д. | н.д. | |
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в том числе: | 2002 | 12,6 | 87,4 | 28,4 | 59,0 |
2001 | 14,6 | 85,4 | 24,5 | 60,9 | |
2002 | 30,2 | 69,8 | 33,3 | 36,6 | |
2001 | 35,7 | 64,3 | н.д. | н.д. | |
единый налог на вмененный доход для ПБОЮЛ |
2002 | 0,0 | 100,0 | 24,9 | 75,1 |
2001 | 0,0 | 100,0 | н.д. | н.д. | |
Налог на доходы с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | 2002 | 0,0 | 100,0 | 44,0 | 56,0 |
Источник: данные Минфина России и МНС России, расчеты авторов.
Таблица 2.
Нормативы распределения поступлений налогов на совокупный доход для разных категорий плательщиков по уровням бюджета, действующие с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 г. (согласно статье 48 Бюджетного кодекса РФ)
Налог | Нормативы отчислений, % | ||||||
Бюджет | Внебюд-жетные фонды | ||||||
Федеральный | Региональный | Муниципальный | |||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
||
Единый налог на вмененный доход | 30 | 0 | 15 | 45 | 45 | 45 | 10 |
Единый налог, взимаемый по упрощенной системе | 30 | 0 | 15 | 45 | 45 | 45 | 10 |
Минимальный налог при применении упрощенной системы налогообло-жения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Роль налогов на совокупный доход и налога на доходы ПБОЮЛ в бюджетах муниципалитетов
Можно заключить, что совокупная роль перечисленных налогов в формировании доходов местного бюджета по-прежнему невелика, а по итогам 2003 г. еще более сократилась. Из приведенной ниже таблицы 3, характеризующей структуру доходов местных бюджетов по итогам 2002 г. и 2003 г., видно, что в 2002 г. налоги на совокупный доход давали примерно столько же, сколько налог с продаж. Их доля в налоговых доходах муниципальных бюджетов составляла 4,7%, в общих доходах – 2,5%. Основную роль в этих поступлениях играл ЕНВД – 4,0% от налоговых доходов; при этом почти 3/4 поступлений ЕНВД составили поступления от плательщиков – индивидуальных предпринимателей. В поступлениях ЕНУС, составивших в 2002 г. только 0,7% налоговых доходов местных бюджетов, основную роль играли плательщики – юридические лица (около 80%).
Еще меньшую долю составил налог на доходы ПБОЮЛ – всего 0,3% в налоговых доходах муниципалитетов и 0,1% в общих доходах.
Таблица 3.
Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2002 г. и 2003 г.
Наименование показателей |
Доля в % |
|||
в налоговых доходах |
в общих доходах |
|||
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 100,0 | 100,0 | 53,6 | 51,6 |
Налоги на прибыль | 64,0 | 64,7 | 34,3 | 33,4 |
В т. ч. налог на прибыль организаций | 20,4 | 18,6 | 10,9 | 9,6 |
В т. ч. налог на доходы физических лиц | 43,5 | 46,1 | 23,3 | 23,8 |
0,3 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | |
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы | 7,6 | 7,1 | 4,1 | 3,6 |
В т. ч. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации | 2,9 | 2,4 | 1,5 | 1,3 |
В т. ч. налог с продаж | 4,6 | 4,6 | 2,5 | 2,4 |
Налоги на совокупный доход | 4,7 | 3,2 | 2,5 | 1,6 |
В т. ч. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 0,7 | 1,4 | 0,4 | 0,7 |
В т. ч. единый налог на вмененный доход для отдельных (до 1 января 2003 г. – определенных) видов деятельности | 4,0 | 1,7 | 2,1 | 0,9 |
Налоги на имущество | 13,2 | 13,3 | 7,0 | 6,9 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 7,5 | 8,6 | 4,0 | 4,5 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 3,1 | 3,1 | 1,7 | 1,6 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | - | - | 4,9 | 5,4 |
В т.ч. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций | - | - | 3,5 | 4,6 |
Безвозмездные перечисления, в том числе от бюджетов других уровней | - | - | 40,5 | 41,7 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
- | - | 0,2 | 0,2 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
- | - | 0,8 | 1,1 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | - | - | 100,0 | 100,0 |
Рассчитано по данным Минфина России.
По сравнению с 2002 г. в 2003 г. доля ЕНВД как в налоговых, так и в общих доходах сократилась и составила, соответственно, 1,7% и 0,9%. Основные причины снижения – сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. и сокращение поступлений этого налога (на 40% в реальном выражении), прежде всего за счет возврата излишней плаченных в 2002 году платежей, сокращения налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах и сокращения перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога. Доля ЕНУС выросла в примерно в 2 раза и составила, соответственно, 1,4% и 0,7%. Свою роль сыграли резкое увеличение числа плательщиков этого налога и поступлений (почти в 2 раза в реальном выражении3), а также увеличении доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. Увеличение поступлений ЕНУС в муниципальный бюджет, однако, не перекрыло сокращение поступлений по ЕНВД. В итоге в 2003 г. роль налогов на совокупный доход в муниципальных бюджетах в среднем сократилась (их доля упала примерно в 1,5 раза и составила, соответственно, 3,2% и 1,6%, против 4,7% и 2,5% в 2002 г.).
В 2003 г. в доходах муниципальных бюджетов несколько увеличилась доля налогов на доходы ПБОЮЛ. Однако доля этого налога составила 0,36% в налоговых поступлениях и 0,19% в общих доходах, что, по сути, означает сохранение несущественной роли данных налоговых поступлений в муниципальных бюджетах.
Основную роль в формировании налоговых доходов местных бюджетов, как видно из таблицы 3, играли отчисления от налога на прибыль, муниципальная часть налогов на доходы физических лиц, налогов на имущество, а также налоги на товары (в т.ч. муниципальная часть налога с продаж, отдельные акцизы) и платежи за пользование природными ресурсами. Понятно, что в этих налогах есть определенная доля поступлений от субъектов малого предпринимательства и занятых по найму на малых предприятиях или у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, определенный вклад малого бизнеса имеется и в той массе средств, которая “возвращается” в муниципальный бюджет из бюджета субъекта РФ в виде безвозмездных перечислений. Однако не представляется возможным вычленить в этих поступлениях доходы от малого бизнеса, основываясь на данных официальной статистики.
Основные выводы- В 2003 г. доля ЕНВД в налоговых и общих доходах муниципальных бюджетов сократилась по сравнению с предыдущим годом. Причинами этого являются:
- сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г.;
- возврат излишне уплаченных плательщиками ЕНВД в 2002 г. платежей по ЕСН;
- сокращение налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах;
- сокращение перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога.
- В отличие от ЕНВД роль ЕНУС в муниципальных бюджетах выросла, что стало результатом следующих изменений:
- увеличения доли муниципальных бюджетов в распределении поступлений ЕНУС по сравнению с действовавшей в 2002 г.,
- увеличения числа налогоплательщиков и поступлений ЕНУС по сравнению с 2002 г.
- При сохранении текущей ситуации в области регионального законодательства о ЕНВД и пропорциях распределения соответствующих налоговых поступлений между уровнями бюджета в 2004 г. (они не изменились по сравнению с 2003 г.) оптимистическое прогнозирование динамики роли ЕНВД в муниципальных бюджетах вызывает определенные сомнения. Основными факторами роста доли ЕНВД в муниципальных бюджетах на этом фоне являются значительное увеличение числа соответствующих налогоплательщиков (реализация данного фактора мало вероятна, так как в основном регионы уже используют систему ЕНВД в отношении всех предусмотренных законодательством видов предпринимательской деятельности4) и увеличение их налоговой нагрузки (реализация данного фактора нежелательна, так как ее результатом может оказаться сокращение сектора малого предпринимательства).
- Что касается ЕНУС, то в 2004 г. его роль в муниципальных бюджетах вероятно понизится. С 1 января 2004 г. произошли изменения в общем режиме налогообложения, повысившие его “конкурентоспособность” среди налоговых режимов, такие как снижение ставки НДС до 18% и отмена налога с продаж (в отношение ЕНУС таких изменений не произошло - так, при отмене НсП ставка ЕНУС не уменьшена, хотя этот налог включен в единый налог, взимаемый по упрощенной системе). В любом случае доля муниципального бюджета так же, как и в случае с ЕНВД, в распределении поступлений этого налога остается прежней.
- В этих условиях одним из важнейших средств повышения роли налогов на малый бизнес должно восприниматься дальнейшее увеличение доли муниципального бюджета в распределении налогов от малого бизнеса (прежде всего налогов на совокупный доход). Особенно актуальным этот вопрос становится в ходе предстоящей в ближайшие несколько лет реформы местного самоуправления. Чтобы увеличить стимулы муниципальных властей к поддержке малого бизнеса, необходимо и далее увеличивать долю налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, в частности путем дальнейшего изменения пропорций распределения поступлений от ЕНВД и ЕНУС в пользу муниципальных бюджетов. Добиться этого можно путем установления новых пропорций на федеральном уровне, либо путем предоставления регионам права перераспределения доли консолидированного регионального бюджета в пользу бюджетов муниципалитетов с закреплением минимальной доли последних.
Однако увеличение доли ЕНУС в доходах муниципальных бюджетах не перекрыло сокращение доли ЕНВД, что отразилось в снижении роли налогов на совокупный доход в целом.
1 Кроме того, доступ к этим отчетам является регламентированным
2 О том, что интересы муниципалитетов и регионов в ходе реформирования специальных налоговых режимов для малого бизнеса были ущемлены, мы уже останавливались в статье «Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах» (Шестоперов О.М., 2003 г.)
3 О.М. Шестоперов, А.М. Шестоперов. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства и Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, апрель 2004 г.
4 Н.В. Смирнов, О.М. Шестоперов. Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003 г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению положения. Обзор политики регионов в части введения ЕНВД на своей территории, выбора перечня сфер деятельности и коэффициента К_2. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, май 2004 г.