(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В нем определен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может быть применен единый налог.
На территории области данная система налогообложения введена в действие Законом Тверской области с 2001года и распространяется в наст. время на 4 вида деятельности, это: розничная торговля, общественное питание, оказание автотранспортных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004г. №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2006г. единый налог на вмененный доход будет вводиться нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Муниципальное образование должно определить порядок введения в действие системы налогообложения в виде ЕНВД, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог и значения корректирующего коэффициента. Учитывая, что единый налог на вмененный доход является одним из основных источников доходов городского бюджета (по итогам 2004 года это примерно 8% всех налоговых поступлений), администрацией города будет предложено расширить применяемый на уровне региона перечень видов деятельности, на которых распространится указанный налог. В частности, это:
- оказание бытовых услуг;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание услуг по автостоянкам;
- распространение и размещение печатной и полиграфической наружной рекламы;
- распространение и размещение рекламы посредством световых табло.
Для выполнения данной задачи в администрации города сформирована рабочая группа по разработке системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в городе Твери. В состав рабочей группы включены представители администрации города, Тверской городской Думы и предпринимателей.
Как указывалось выше в 2004 г. поступления от единого налога на вмененный доход в городской бюджет составляет примерно 8% всех налоговых поступлений (69,4 млн. руб.), при поступлениях в целом от малого бизнеса – 23%. В связи с расширением перечня видов деятельности, на который распространится указанный налог, можно ожидать в 2006 г. увеличение поступлений до примерно 200 млн. руб. и увеличение его доли в городском бюджете до 20%. И в целом налоги от малого бизнеса в 2006 г. возрастут. И это благо. Но каковы механизмы казалось бы способствующие этому? Что я имею в виду.
Во-первых, продолжается дискуссия, например, на страницах газет «Бизнес для всех» о справедливости или несправедливости для субъектов малого предпринимательства «вмененки», о возможной добровольности ее применения. Сегодня это обязательно, если вид деятельности, например, общественное питание, подпадает под федеральный и, соответственно, региональный законы. У субъекта малого предпринимательства нет выбора. Во-вторых, с 1.01.2006 г. не будет выбора, маневра, например, с целью выработки на муниципальном уровне налоговой политики, благоприятствующей развитию малого предпринимательства, и у муниципальных образований: не введет муниципальное образование, например г. Тверь, единый налог на вмененный доход на соответствующие виды деятельности и эти виды деятельности будут находится на упрощенной или общей системе налогообложения. И все налоговые поступления от этих бизнесов, от этого малого предпринимательства уйдут в региональный и федеральный бюджеты. Таким вот, мягко говоря, своеобразным образом реализован тезис: с целью заинтересованности местных властей развития малого бизнеса передать все налоговые поступления на местный, в данном случае, муниципальный уровень. Передали, но в форме: введите на ряд сфер деятельности этот налог и налоги от малого бизнеса ваши. Не введете – пеняйте на себя. А суть единого налога на вмененный доход: налогообложение не дохода, а по сути потенциала предприятия (кв.м, кол-во машин и т.п.) – не лучший инструмент для выработки в данном случае муниципальной политики поддержки малого предпринимательства. По-моему, целесообразно было бы просто передать в ведение муниципалитету малый бизнес в соответствии с критериями отнесения предприятий к малому бизнесу по федеральному законодательству и оставить муниципалитету право выбора того или иного режима налогообложения.
Неёлов Ю.В.,
директор Тверского городского фонда
поддержки малого предпринимательства