(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Тема VI Всероссийской конференции «Развитие малого бизнеса – ключ к эффективной реформе местного самоуправления и экономическому росту в регионах России», предполагает как минимум участие самоуправления в этом процессе. Это участие должным образом должно быть прописано в законах и других нормативных документах. На деле органы самоуправления отстранены от участия в этом ключевом для себя вопросе.
В законе Российской Федерации от 06.10.2003 г., №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ни словом не упомянуто о предпринимательстве в функциональных обязанностях органов местного самоуправления. Вопрос встал о сокращении этих структурных подразделений в соответствии с законом. Новая модель местного самоуправления, внедряемая под лозунгом ухода публичной власти из хозяйственной деятельности, на мой взгляд, не учитывает сегодняшнее состояние дел на местах в развитии предпринимательства. Ее основные компоненты: Ликвидация муниципальных унитарных предприятий, использующих муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, приватизация значительной доли этого имущества и передача сохраняемого в муниципальной собственности имущества в различные формы управления частным компаниям, в том числе, в монопольных сферах; приватизация муниципальных нежилых помещений сдаваемых в настоящее время в аренду хозяйственным обществам.
Что может произойти в результате выполнения этой программы, рассмотрим на примере города Красноярска.
На рынок реализации недвижимости выбрасывается более тысячи объектов. По условиям конкурса продажа объектов производиться без учета желания арендаторов этих объектов приобрести в первоочередном порядке выставленное на продажу имущество. Реализуемое имущество попадает в руки монопольных структур, фирм или лиц, бизнесом, которых является сдача в аренду имущества. В настоящее время арендная ставка на муниципальные помещения 690 рублей за один квадратный метр в год, рыночная арендная ставка достигает двух тысяч рублей за квадратный метр в месяц. Несопоставимые цены вытеснят бывших арендаторов с этих площадей и закроют для представителей малого бизнеса дорогу к аренде этого имущества. Что это, шаг вперед к развитию малого бизнеса и к эффективной реформе местного самоуправления? Получается что, все распродайте, а потом управляйте. Каким образом содействовать чему-либо, когда ты «гол как сокол». В то же время декларируемая правительством инициатива создания сети бизнес-инкубаторов малых предприятий, позволяет органам самоуправления рачительно подойти к имуществу подлежащему приватизации если муниципалитетам будет предоставлено право самостоятельно определить состав муниципального имущества. Представители малого бизнеса после реабилитации в бизнес – инкубаторах могли бы получать в аренду на 3-5 лет муниципальное имущество по профилю своего бизнеса с условием, что после истечения указанного срока они сами приобретают или строят производственные площади для своего бизнеса, освобождая арендуемое имущество для следующего выпускника бизнес-инкубатора. Таким образом, можно было создать устойчивую систему роста предпринимательства.
Малый бизнес будет действовать в сфере местного самоуправления. Это значит что земля, имущество должны предоставляться предприятиям малого бизнеса на льготных условиях. Только два налога на землю и имущество относятся к местным, и именно они будут уменьшаться в связи с предоставлением льгот. Если задача развития малого бизнеса общероссийская, то необходима поддержка муниципалитетом в увеличении доходной базы местных бюджетов, то есть, производить органами государственной власти компенсацию налоговых и других льгот представляемых местным самоуправлением, предпринимателям.
В конце марта этого года в г. Красноярске проходила конференция Ассоциации Сибирских, Дальневосточных Городов (АСДГ), на которой главным лейтмотивом всех выступлений звучала озабоченность, как научиться работать в условиях огромного объема одновременно проводимых реформ, которые крайне трудно сбалансировать между собой содержательно и во времени. Одним из главных аспектов в этой деятельности является условие, чтобы власти всех уровней слышали друг друга. Поэтому Резолюция конференции (АСДГ) «Нормативно-правовая база формирования местных бюджетов» от 25 марта 2005 года, мои предложения, изложенные в этой статье, направляются в вышестоящие органы власти с надеждой быть услышанными.
Предложения в проект рекомендаций конференции:
-
Государственной Думе внести поправки в Федеральный закон от 16.10.2003 г. №131-ФЗ дополняющие функции местного самоуправления в части оказания содействия развитию малого бизнеса и предпринимательства.
-
Федеральным органам государственной власти устранить жесткое ограничение на перечень муниципального имущества, устранить закрытый характер статьи 50 Федерального закона от 16.10.2003 г. №131-ФЗ и предоставить право муниципалитетам самостоятельно определять состав муниципального имущества.
-
Пересмотреть и увеличить доходную базу местных бюджетов в связи с увеличением объемов расходных полномочий при дополнении функции местного самоуправления по развитию малого бизнеса и предпринимательства, а также для компенсации налоговых льгот предоставляемых предприятиям малого бизнеса и предпринимателям (например, по земельному налогу и налогу на имущество).
Миргунов Владимир Васильевич,
помощник мэра города Красноярск,
Референт по экономическим вопросам