(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Свердловская область занимает ведущие позиции в Уральском регионе и играет важную роль в экономике России. В соответствии с Программой действий Губернатора Свердловской области и схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. в области ведется большая работа по решению вопросов технического и технологического перевооружения ведущих отраслей народного хозяйства.
Основное внимание уделяется активному развитию международных и внешнеэкономических связей, продвижению продукции предприятий на зарубежные рынки.
Не случайно внешнеэкономический потенциал Свердловской области и объем экспорта является одним из самых высоких в стране.
В 2004 году объем экспорта продукции составил 4811,9 млн долл. США, что на 46,2% выше по сравнению с 2003 годом; импорт продукции составил 1296,7 млн. долл. США, что на 30,2% выше по сравнению с 2003 годом. Положительное сальдо во внешней торговле возросло на 53,1%.
Область торгует со 109 странами мира.
Сотрудничество со странами СНГ является приоритетным направлением работы исполнительных органов Государственной власти Свердловской области. Товарооборот со странами СНГ в 2004г. составил 716 млн. долл. США или 21,6% от общего товарооборота.
Во внешнеторговом обороте Российской Федерации доля Свердловской области составляет более 4%, в результате чего она входит в число 5 ведущих областей по объему внешней торговли.
Активную роль в развитии экономики Свердловской области и интегрировании ее в международное сообщество играет Уральская торгово-промышленная палата. Оказывая существенную помощь в продвижении продукции предприятий Свердловской области на внутренний и зарубежный рынки, Уральская ТПП поддерживает деловые связи и информационный обмен с более, чем с 60 зарубежными странами, в том числе с посольствами, зарубежными и совместными торгово-промышленными палатами, союзами, ассоциациями, представителями ТПП РФ за рубежом, торговыми представителями РФ за рубежом и т.д.
Следует отметить, что среди предприятий – членов Уральской ТПП более трети являются участниками ВЭД и более половины экспортерами. Среди них промышленные предприятия, военно-промышленного комплекса, металлургической, деревообрабатывающей, машиностроительной, приборостроительной отраслей промышленности.
Уральская ТПП оказывает содействие в продвижении продукции и развитии ВЭД не только членам Уральской ТПП, но и всем обратившимся организациям, независимо от форм собственности, направления деятельности. Многие вновь созданные предприятия малого и среднего бизнеса с помощью Уральской ТПП активно включаются во внешнеэкономическую деятельность.
В целях улучшения организационной работы Уральской ТПП с предприятиями малого и среднего бизнеса создана и работает постоянная комиссия по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса.
В 2003-2004гг работа Уральской ТПП строилась в соответствии с мероприятиями по продвижению продукции предприятий на внешний и внутренний рынки, утвержденными на заседании Правления 25 февраля 2003г., а также основными направлениями деятельности Палаты на 2003-2004гг.
Основные направления деятельности Уральской ТПП по продвижению продукции на внутренний и зарубежный рынки:
-
Участие Палаты, предприятий и предпринимателей в совершенствовании законодательной базы по вопросам промышленной политики, развития внешнеэкономических связей. Организация взаимодействия Уральской ТПП с ТПП РФ, законодательными и исполнительными органами власти, общественными организациями.
-
Оказание помощи предприятиям и предпринимателям в повышении качества и конкурентоспособности уральской продукции в условиях подготовки к вступлению России в ВТО.
- Создание действенной информационной системы по продвижению продукции предприятий.
-
Развитие перспективных направлений по продвижению продукции предприятий на внешний и внутренний рынки сбыта, включая маркетинговые исследования, выставочно-ярмарочную деятельность, деловые визиты, экономические миссии и т.д.
- Развитие комплекса услуг Уральской ТПП для обеспечения работы предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
Коротко остановлюсь на конкретных мероприятиях, связанных с выполнением основных направлений по продвижению продукции на внутренний и зарубежный рынки.
Палата проводит большую организационную работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы.
Подразделениям Палаты совместно с комиссией по правовым вопросам, экспертным Советом проведен анализ и подготовлены предложения по различным законопроектам, в т.ч. по промышленной политике, подготовленным ТПП РФ. Предложения направлены в законодательные органы и ТПП РФ.
В настоящее время Палата выступает инициатором системного подхода к взаимодействию с ТПП РФ, исполнительных органов власти, Союзов и Ассоциаций.
В результате налажен обмен перспективными планами с ТПП РФ, Министерством промышленности науки и энергетики, Министерством международных и внешнеэкономических связей, Министерством торговли питания и услуг, Администрацией г. Екатеринбурга, СОСПП и др. Происходит координация проведения мероприятий, направленных на продвижение продукции на внутренний и зарубежные рынки.
Основой для долговременного сотрудничества с конкретными палатами стран СНГ являются соглашения о сотрудничестве. В настоящее время палатой подписано 81соглашения о сотрудничестве, в том числе с палатами 35 соглашений, из них 15 – с палатами стран СНГ: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Украина, Казахстан .
Работа в соответствии с соглашениями строится по следующим направлениям:
- информационный обмен;
- обмен делегациями , организация деловых миссий(в том числе с участием представителей малого бизнеса)
- содействие в продвижении продукции на рынке в первую очередь через информирование о продукции и услугах, работа по конкретным заявкам предприятий и фирм.
- обмен опытом работы.
Проведены семинары по вопросу сертификации систем качества предприятий по международным стандартам, проведен «круглый стол» по вопросу «Качество и конкурентоспособность продукции как основной фактор успешной работы предприятия на рынке» и другие мероприятия.
В настоящее время в Палате создана действенная система информирования членов палаты, органов власти, торгово-промышленных палат и организаций сотрудничающих с Уральской ТПП через издания Палаты, их в настоящее время 5. Разработана система распространения информации, необходимая для рекламно-информационной поддержки проводимых Уральской ТПП. Заключено 37 договоров о взаимном информационном обмене с торгово-промышленными Палатами РФ и зарубежных стран. Определен и утвержден перечень СМИ, с которыми Палата сотрудничает на взаимовыгодной основе.
В настоящее время Уральская ТПП подключена к системе обмена деловой информации (СОДИ) ТПП РФ.
В течение 2003-2004гг. Уральской ТПП организовано 16 деловых зарубежных визитов. Основным приоритетным направлением Уральской ТПП было избрано сотрудничество со странами СНГ. В процессе визитов были заключены контракты, установлены связи с исполнительными органами власти Республик и государств.
Организованы также приемы 8 торгово-экономических миссий зарубежных стран, в том числе из Республики Казахстан (г. Астана), Республики Беларусь, Словении и т.д., и презентации как зарубежных, так и российских фирм.
Важное место в работе с участниками ВЭД занимает проведение семинаров, связанных с продвижением продукции предприятий. Эти семинары проводятся, как правило по патронажем Аппарата полномочного представителя в УрФО, ММиВЭС, Уральского таможенного управления.
Особое значение приобретает развитие комплекса услуг Уральской ТПП, в условиях рыночной экономики и приближение этих услуг к товаропроизводителям. Эта задача решается за счет создания и развития представительств Уральской ТПП в наиболее крупных городах Свердловской области. Это касается прежде всего экспертизы и сертификации продукции, а также привлечения предприятий к основным мероприятиям, проводимым Уральской ТПП.
В то же время необходимо отметить, что в условиях развития рыночной экономики и проведения реформ Правительства РФ, необходима системная и последовательная работа Правления, подразделений Палаты в решении проблем по совершенствованию продвижения продукции предприятий на внутренний и зарубежный рынки.
Экспортно-импортные операции с предприятиями стран СНГ осуществлялись как крупными, так средними и малыми предприятиями.
По опросу предприятий -- членов палаты проблемы в осуществлении экспортно-импортых операций со странами СНГ сводятся к следующим:
-
Наличие таможенных барьеров, кроме Республики Беларусь. Продолжительность оформления таможенных документов, частая смена таможенных правил и тарифов, сложности с возвратом НДС. Отсутствие унифицированных таможенных правил для стран Содружества.
- Применение ставок железнодорожного тарифа на импортируемые грузы, превышающих в 2 – 2,5 раза ставки на внутрироссийских перевозках
- Низкая платежеспособность предприятий стран СНГ.
- Ограничения в формах расчетов с партнерами Узбекистана и Туркмении.
- Проблема контейнерных перевозок (не возврат странами СНГ железнодорожных контейнеров)
- Отсутствие единой системы сертификации продукции.
Кроме этого:
На основании анализа, проблемы предприятий промышленного комплекса Свердловской области заключаются в следующем:
- Отсутствие Закона «О государственной промышленной политике»;
- Отсутствие закона об инвестиционной политике и выделении льготных кредитов банками с учетом длительных сроков погашения для предприятий.
- Налоговые барьеры.
- Повышение тарифов монополистов железной дороги и т.д., что сказывается на резком повышении стоимости экспортируемого товара.
- Отсутствие кадровой политики государства.
В. С. Ченский,
начальник отдела по работе с Предприятиями
промышленности и малым бизнесом