(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)
В каждой культуре существуют базовые ценности и социальные представления, как способствующие, так и препятствующие экономическому развитию и благосостоянию нации. Специалисты, занимающиеся данной проблематикой, пришли к выводу, что существует набор культурных ценностей и паттернов поведения, которые могут препятствовать удовлетворению базовых психологических потребностей личности, таким образом затрудняя экономическое, политическое, социальное и психологическое развитие и вызывая коллективную демотивацию в отношении этого развития (Harrison & Huntington, 2000). Сложность проблемы в том, что для каждой культуры существует некий базовый набор приоритетных ценностей и внутри этого набора есть как «консервативный», так и «инновационный» блоки, причем в этом раскладе «консервативности – инновационности» присутствуют как культурная универсальность, так и культурная специфичность.
Первоначально были попытки целые культуры записать в «нереформируемые по определению» в силу консервативности их ценностных систем, прежде всего, религиозных воззрений. Известно, что Вебер противопоставлял протестантство именно конфуцианству, подчеркивая, что в конфуцианском обществе экономический прогресс невозможен. В последние годы успехи Китая, Японии, Кореи объясняются часто именно конфуцианским менталитетом и конфуцианской этикой («конфуцианское трудолюбие» коррелирует с экономическим ростом, как и «долговременная перспектива») (Hofstede & Bond,1988).
В середине 1950 г. Южную Корею посетили североамериканские экономические советники. Тогда это была нищая страна, темпы ВВП не поспевали за рождаемостью. Американские советники, проанализировав экономическую ситуацию, решили, что эта страна обречена на нищету. Однако проходит всего несколько десятилетий - и что можно сказать про Южную Корею сегодня?
Примерно такой же вердикт был вынесен в 90-х гг. и относительно России. В начале 90-х гг., по инициативе и под руководством С.Шварца, проф. ф-та психологии Иерусалимского ун-та, была организована Международная программа сравнительного изучения ценностей. Согласно методологии Шварца, множество культурных ценностей, по которым могут быть сравнимы культурные группы, располагается вдоль трех биполярных осей: Консерватизм – Автономия, Иерархия – Равноправие, Мастерство – Гармония. В исследовании С.Шварца и А.Барди было выявлено, что такие ценности как Консерватизм и Иерархия были более важны в Восточной, чем в Западной Европе. С другой стороны, такие ценности как Равноправие, Мастерство, Интеллектуальная и Аффективная Автономия были значительно менее выражены у представителей стран Восточной Европы, чем у западноевропейцев [Schwartz & Bardi, 1997].
Считается, что необходимым условием поддержания демократии являются ценности Равноправия и Автономии [Diamond, Linz, & Lipset, 1990]. В связи с этим исследователи полагают, что ценностный профиль жителей стран Восточной Европы плохо пригоден для развития демократии. Ценностное основание для развития системы свободного предпринимательства также практически отсутствует: ценности Автономии и Мастерства не получили широкого распространения, и в этом - корни нежелания брать личную ответственность, рисковать и напряженно работать в полную меру сил и талантов. Вместо этого, более предпочитаемыми являются ценности Консерватизма и Иерархии, являющиеся основой тенденции перекладывать заботу и ответственность в обеспечении своих потребностей на государство [Schwartz & Bardi, 1997]. Сохраняется ли такой же расклад и далее, и чувствительна ли методология, выработанная в одних культурах, к модернизационному потенциалу других культур?
В 1999-2000 гг. в рамках проекта РГНФ «Преемственность и изменчивость базовых ценностей русской культуры» Н.М.Лебедевой было проведено эмпирическое исследование изменения базовых культурных ценностей русских. В 1999г. по Мастерству и Интеллектуальной Автономии наши студенты обогнали не только восточноевропейских, но и западноевропейских сверстников, и даже наши учителя сравнялись по ценностям Мастерства с западноевропейскими коллегами. В ценностях Аффективной Автономии наши студенты превысили средние показатели восточноевропейских стран, но уступили странам Западной Европы (Лебедева, 2000). Т.о. согласно методологии Шварца, на рубеже ХХ-ХХ1 веков в России была чрезвычайно благоприятная ценностно-мотивационная основа для развития свободного предпринимательства при полном отсутствии таковой для развития демократии (ценности Иерархии еще больше выросли).
В 2005 г. при поддержке Фонда «Либеральная миссия» нами было проведено повторное исследование ценностей двух поколений россиян (студенты и поколение их родителей) в разных регионах России: Москва, Санкт-Петербург, Пенза, г.Балашов Саратовской обл.). …
Цель исследования: выявить динамику структуры базовых ценностей россиян (1999-2005 гг.) и ее влияние на установки экономического и социального поведения граждан России.
Задачи:
- Разработка новой, культурно-специфической методологии исследования и интерпретации структуры ценностей русской культуры (на базе опросника культурных ценностей Ш.Шварца).
- Анализ динамики изменения ценностей 1999-2005.
- Анализ влияния ценностей на экономические и политические установки россиян в 2005 г.
Полный текст доклада в приложенном файле (doc-формат, архив rar)