Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
Москва, 2007
Авторы
Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Аннотация
Принципиальным моментом в разработке государственной политики и законодательства в области малого и среднего бизнеса является определение объекта государственной поддержки, а именно установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малому и среднему бизнесу.
При этом важно чтобы, с одной стороны, были четко обозначены границы всего сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), к которому необходимо применять меры поддержки и стимулирования.
С другой стороны, необходимо обеспечить достаточную простоту и незатратность введения и применения критерия, в том числе, для государства - при организации статистического и экономического наблюдения, и при разработке нормативно-правовых актов в области налогообложения, а также имущественных отношений, инвестиционной, хозяйственной и иной политики. Кроме того, при выработке критериев необходимо учесть возможность гармонизации статистических данных с развитыми зарубежными странами и проведения межстрановых сопоставлений.
Большинство развитых стран, например, страны Европейского Союза применяют 3 основных критерия: занятости, оборота и баланса. Многие страны бывшей Восточной Европы, которые вступали в Европейский Союз также начали использовать подобный подход.
В ходе исследования анализировалось несколько вариантов предложений введения критерия выручки:
- Для групп схожих по развитию МСП регионов с выделением видов деятельности;
- Для каждого региона с выделением видов деятельности;
- Единого критерия для Российской Федерации, в том числе с выделением видов деятельности.
За основу расчетов был взят вариант расчета критерия выручки для нескольких однородных по развитию МСП групп регионов с учетом деления МСП на виды деятельности. Такой выбор был основан на том, что это наиболее сложный вариант расчетов, на основе которого можно оценить все положительные и отрицательные стороны других рассмотренных в вариантов.
В ходе проведения исследования было реализовано три вида работ.
- Типологизация регионов.
- Расчет порогового значения выручки.
- Выбор видов экономической деятельности.
По результатам работы над проектом предлагается ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки:
Микро (от 1 до 15 человек): 65 млн. руб.
Малый (от 16 до 100 человек): 250 млн. руб.
Средний (от 101 до 250): 1 550 млн. руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные результаты проекта
Выводы и предложения
Международный опыт определение границ малого и среднего бизнеса
1. Качественные критерии
2. Количественные критерии
2.1. Численность работающих на предприятии
2.2. Годовой оборот (выручка).
2.3. Итог баланса (балансовая стоимость активов)
2.4. Критерий определения самостоятельности бизнеса (ограничения на структуру капитала)
Подходы к системе критериев выделения сектора малого и среднего бизнеса.
Подходы к выбору стоимостного показателя
Почему выручка?
Аргументы в пользу введения дополнительного ограничения на выручку
Проблемы, связанные с введением критерия по выручке
Процедура определения порогового значения для выручки
Типологизация регионов по уровню представленности МСП
Типологизация субъектов РФ по уровню представленности малых предприятий - юридических лиц.
Типологизация субъектов РФ по уровню представленности малых и средних предприятий - юридических лиц.
Регионы представители различной плотности распространения МСП
Формирование статистической базы для расчета пороговых значений показателя выручки
Параметры полученной статистической базы для расчета пороговых значений выручки
Определение процедуры порогового значения показателя выручки
Выбор отраслей, где малый и средний бизнес наиболее представлен
Количественные критерии по выручке
Увеличения доли охвата предпринимателей, удовлетворяющих критерию по выручке
Проблема региональной дифференциации критерия выручки
Проблема дифференциации выручки по видам экономической деятельности
Единый количественный критерий отнесения хозяйствующих субъектов к сектору МСП по выручке
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Основные результаты проекта
Принципиальным моментом в разработке государственной политики и законодательства в области малого и среднего бизнеса является определение объекта государственной поддержки, а именно установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малому и среднему бизнесу.
При этом важно чтобы, с одной стороны, были четко обозначены границы всего сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), к которому необходимо применять меры поддержки и стимулирования.
С другой стороны, необходимо обеспечить достаточную простоту и незатратность введения и применения критерия, в том числе, для государства - при организации статистического и экономического наблюдения, и при разработке нормативно-правовых актов в области налогообложения, а также имущественных отношений, инвестиционной, хозяйственной и иной политики. Кроме того, при выработке критериев необходимо учесть возможность гармонизации статистических данных с развитыми зарубежными странами и проведения межстрановых сопоставлений.
Большинство развитых стран, например, страны Европейского Союза применяют 3 основных критерия: занятости, оборота и баланса. Многие страны бывшей Восточной Европы, которые вступали в Европейский Союз также начали использовать подобный подход.
Для справки: основные критерии ЕС, применяемые в настоящее время
Предприятия | Пороговое значение по занятым, меньше, чем (чел.) | Пороговое значение по обороту, менее, чем (Евро) |
Микро | 10 | 2 млн. |
Малые | 50 | 10 млн. |
Средние | 250 | 50 млн. |
При этом необходимо обратить отдельное внимание на то, что критерии Европейского Союза едины для всех стран - они не учитывают различия стран ЕС в экономическом развитии и не выделяют какие-либо виды экономической деятельности. Российская Федерация очень схожа с ЕС в части различий в развитии и специализации экономик российских регионов.
В силу того, что критерий по численности субъектов МСП был подробно рассмотрен в предыдущей работе1 и по настоящее время не вызвал возражений или критики - в данной работе детально рассматриваются подходы и обоснование еще одного критерия по "выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость"2.
Почему выручка?
- балансовая стоимость активов не рассчитывается предпринимателями использующими УСНО или ЕНВД. Введение этого показателя увеличивает бюрократическую нагрузку на них;
- выручка рассчитывается любым бизнесом, независимо от вида деятельности и системы налогового учета;
- выручка в меньшей степени воспринимается предпринимателями в качестве объекта налогообложения, нежели доход, поэтому мотивация для ее искажения меньше;
- сложно выбрать какой-либо другой единый альтернативный показатель, например, "доход" т.к. он сильно зависит от применяемой системы налогообложения и отчетности.
В ходе исследования анализировалось несколько вариантов предложений введения критерия выручки:
- Для групп схожих по развитию МСП регионов с выделением видов деятельности;
- Для каждого региона с выделением видов деятельности;
- Единого критерия для Российской Федерации, в том числе с выделением видов деятельности.
За основу расчетов был взят вариант расчета критерия выручки для нескольких однородных по развитию МСП групп регионов с учетом деления МСП на виды деятельности. Такой выбор был основан на том, что это наиболее сложный вариант расчетов, на основе которого можно оценить все положительные и отрицательные стороны других рассмотренных в вариантов.
В ходе проведения исследования было реализовано три вида работ.
1. Типологизация регионов
Типологизация регионов проведена по уровню представленности МСП по 79 субъектам (кроме Чеченской Республики (из-за отсутствия данных) и автономных округов).
Для этого использовался показатель плотности распространения действующих предприятий (отдельно микро-, малых и средних), т.е. число действующих предприятий на 1000 человек из числа экономически активного населения. В качестве метода использовалась процедура иерархического кластерного анализа, на основе которого сформированы 6 групп регионов, из которых выделены "типичные" для групп регионы:
. | Регион |
1 | г.Москва |
2 | Магаданская область, Калининградская область |
3 | Ростовская область, Республика Карелия, Краснодарский край |
4 | Хабаровский край, Псковская область, Республика Башкортостан |
5 | Курская область, Республика Северная Осетия - Алания |
6 | Республика Калмыкия, Республика Дагестан |
По выделенным 13 регионам закуплена пообъектная статистическая информации для определения характера распределения официального уровня выручки и пороговых ее значений:
- по 19860 малым предприятиям;
- по 3927 средним предприятиям.
2. Расчет порогового значения выручки
Из всех возможных и опробованных процедур расчета - процедура анализа вариационных рядов - наиболее реально отражает ситуацию в выборке.
Так как распределение предприятий по выручке крайне асимметрично - использовалась логарифмическая шкала, позволяющая отсечь нетипично высокие значения выручки и при этом не исказить картину по основной массе предприятий. Более подробно об этом говорится в отчете (с приведением формул и подробной методики).
3. Выбор видов экономической деятельности
Так как выручка в отраслях образуется по-разному (например, торговля и обрабатывающие производства), очевидна необходимость дифференциации порогового значения выручки по видам деятельности.
Поэтому проанализировано распределение малых предприятий по видам деятельности и распределение занятых на малых предприятиях по видам деятельности (в целом для России). Были выделены следующие виды деятельности, где представленность МП наиболее высока:
- Торговля;
- Услуги;
- Обрабатывающие производства;
- Строительство;
- Прочие виды деятельности.
По результатам проведенных расчетов получены следующие пороговые значения выручки по микро-, малым и средним предприятиям (Таблицы 1-3).
Таблица 1. Пороговые значения выручки для микро-предприятий
. | Обраба- тывающие производства |
Строительство | Торговля | Транспорт и связь | Услуги | Прочие |
Пороговое значение выручки, млн. руб. | 18 | 7 | 53 | 8 | 17 | 15 |
Доля охвата, % от общего числа микропред- приятий, имеющих выручку ниже порогового значения |
94,1 | 85,2 | 90,3 | 83,8 | 95,3 | 95,9 |
Увеличение доли охвата при увеличении порогового значения выручки на 50% и 100%, процентных пункта | 0,5 / 0,7 | 0 / 0,3 | 2,3 / 3,8 | 3,1 / 4,3 | 0,9 / 1,5 | 1,3 / 1,9 |
Таблица 2. Пороговые значения выручки для малых предприятий
. | Обраба- тывающие производства |
Строительство | Торговля | Транспорт и связь | Услуги | Прочие |
Пороговое значение выручки, млн. руб. | 66 | 40 | 121 | 8 | 62 | 24 |
Доля охвата, % от общего числа малых предприятий, имеющих выручку ниже порогового значения | 88,6 | 88,6 | 81,8 | 52,7 | 93,3 | 86,1 |
Увеличение доли охвата при увеличении порогового значения выручки на 50% и 100%, процентных пункта | 3,2 / 5,0 | 6,2 / 10,4 | 4,4 / 7,2 | 3,8 / 5,0 | 1,8 / 3,2 | 3,6 / 6,3 |
Таблица 3. Пороговые значения выручки для средних предприятий
. | Обраба- тывающие производства |
Строительство | Торговля | Транспорт и связь | Услуги | Прочие |
Пороговое значение выручки, млн. руб. | 303 | 226 | 1908 | 182 | 275 | 412 |
Доля охвата, % от общего числа средних предприятий, имеющих выручку ниже порогового значения | 90,4 | 89,6 | 91,4 | 97,6 | 89,5 | 97,8 |
Увеличение доли охвата при увеличении порогового значения выручки на 50% и 100%, процентных пункта | 3,3 / 5,1 | 5,2 / 7,5 | 2,3 / 4,2 | 0 / 0 | 3,6 / 5,3 | 0,8 / 1,5 |
Итоговые расчеты порогового значения выручки продемонстрировали крайнюю неоднородность сектора МСП:
- как между регионами по видам деятельности;
- так и внутри регионов между отдельными видами деятельности.
При этом нужно отдельно оговориться, что при расчетах:
- сразу были исключены предприятия, имеющие явные "выбросы" по выручке;
- методология расчетов, как было сказано выше, дополнительно отсекает часть единиц совокупности (предприятий), имеющих нетипично высокое значение выручки от реализации продукции.
Наиболее наглядно это демонстрируют приведенные графики по микро-, малым и средним предприятиям. Для построения графиков взяты: г.Москва (как явный лидер), Ростовская область (как следующий за г.Москвой лидер среди выбранных регионов) и Псковская область (как типично средний регион). (Диаграммы 1-3).
Диаграмма 1. Диапазон выручки: микро-предприятия (до 15 чел.)
Диаграмма 2. Диапазон выручки: малые предприятия (от 16 до 100 чел.)
Диаграмма 3. Диапазон выручки: средние предприятия (от 101 до 250чел.)
Выводы и предложения
На основании проведенных расчетов были проанализированы достоинства и недостатки следующих подходов к определению критерия выручки3:
1. Установление пороговых значений выручки для схожих по развитию МСП групп регионов с выделением видов деятельности. (два варианта):
2. Установление пороговых значений выручки для каждого региона с выделением видов деятельности.
3. Установление единого критерия выручки для Российской Федерации
- единый для всех субъектов РФ критерий выручки с выделением видов деятельности;
- единый критерий выручки для всей страны с выделением микро-, малого и среднего предпринимательства (подход Европейского Союза).
С учетом всех рассмотренных достоинств и недостатков наиболее оптимальным вариантом для Российской Федерации представляется введение единого без дифференциации по видам деятельности и регионов критерия выручки с выделением только микро-, малого и среднего предпринимательства.
Данный подход отличается максимальной простотой применения как со стороны государства (в том числе и регионов), так и для предпринимателей. Именно такой подход реализован в Европейском Союзе. Нужно отдельно отметить, что на этапе разработки критериев в ЕС (как предыдущих, так и действующих) вопрос введения критериев по видам деятельности даже не обсуждался.
К дополнительному достоинству такого подхода можно отнести минимальные затраты государства при введении этого показателя (введение критерия, сбор и администрирование данных).
К достоинству такого подхода также можно отнести максимальную гармонизацию определения МСП с Европейским Союзом, в том числе возможности сопоставлений в дальнейшем.
По результатам работы над проектом предлагается ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки:
Тип бизнеса | Число занятых | Объем выручки, млн. руб. |
Объем выручки, млн. Евро (курс 34,8 руб.) |
А | Б | 1 | . |
микро- | От 1 до 15 человек | 65 | 1,9 |
малый | От 16 до 100 человек | 250 | 7,2 |
средний | От 101 до 250 | 1 550 | 44,5 |
1 Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации, Москва, 2005г.
2 Проект федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" по состоянию на май 2007г.
3 Более подробно достоинства и недостатки других подходов рассмотрены в основном отчете по проекту
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |